Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Топографическая подготовка туриста




Топографическая подготовка туриста.

3.1. Топографическая карта

3.2.Условные знаки

3.3.Измерение расстояний на местности и карте

3.4.Ориентировани по карте и компасу

3.1. Ориентирование по Солнцу, звездам и местным признакам

3.2. Методические рекомендации по обучению учащихся основам ориентирования и топографии

Глава 6. Техника и тактика туризма.

1. Понятие и классификация техники и тактики спортивного туризма.

 

2. Основы туристской техники и тактики туризма

2.1.Туристское снаряжение.

2.2. Подготовка к походу, путешествию, спортивному туру.

2.3. Выбор района путешествия и комплектования группы.

2.4.Обязанности и права участников и руководителей. Распределение обязанностей в группе.

2.5.Организация туристского быта в походе на соревнованиях и туристском лагере.

2.5. Организация питания в туристском походе.

2.6.Правила движения в походе и преодоление препятствий Безопасность в туристском путешествии. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях.

2.7.Подготовка отчета о походе и оформление спортивных разрядов и званий.

2.8. Туристские слеты и соревнования.

Туризм явление многогранное, отражающее социальные условия жизни современного человека.

Туризм о котором пойдет речь в данном учебном пособии «вырос» из самодеятельного спортивного туризма, который в нашей стране имеет давнюю и интересную историю, а в современной классификации видов и форм относится к активному туризму.

В настоящее время начальная туристская подготовка и спортивно-оздоровительный туризм преподается на разных специальностях высших учебных заведений.

В подготовке будущих специалистов по сервису и туризму данный учебник занимает особое значение, т.к. для большинства из них слово «туризм» вызывает ассоциации с путешествиями в Египет и Турцию, европейские страны, но никак не пешеходным, горным или водным туризмом.

Каждый турист и тем более специалист по туризму должен приобрести знания, а затем и навыки по организации туристских походов.

Систематические занятия спортивно-оздоровительным туризмом требуют твердого знания Правил организации и проведения туристских походов на территории РФ и других, основополагающих нормативно-правовых документов, тактики и техники движения по маршруту, правильной организации питания.

Ранее в системе подготовки туристских кадров в СССР существовала система трехуровневой подготовки туристских кадров: НТП (начальная туристская подготовка); СТП (средняя туристская подготовка) и ВТП (высшая туристская подготовка), как для планового так и для самодеятельного туризма. В Положении о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации разработана четкая система подготовки кадров всех категорий – от организаторов спортивного туризма до инструкторов спортивного туризма международного класса, которые получают свои знания на специальных курсах и семинарах. Система подготовки кадров в спортивном туризме имеет несколько направлений.

Направление «А» включает четыре уровня: начальный, базовый, специализированный и высший), который обеспечивает высококвалифицированную подготовку; направление «Б» занимается подготовкой судий соревнований по СТ и направление «В» - это подготовка руководящего состава общественных туристско-спортивных организаций и структур.

Горные и пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта. Кроме туристско-технических, они должны так же владеть навыками оказания доврачебной медицинской помощи, быть географами и краеведами, фотографами и видеооператорами.

Основой активного туризма являются походы. Безопасность и технико-тактический уровень их проведения в значительной мере зависят от предпоходной подготовки как теоретической так и практической тактико-технической.

Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника, - надо учить.

Специалисты по туризму для этого должны знать организационные основы и правила проведения туристских походов и спортивных туров; особенности тактики и техники спортивного туризма и тактико-технической подготовленности руководителей походов.

Именно этому и посвящается данное учебное пособие.

 


Глава 1. Основные типы, виды и формы активного туризма.

1. Спортивно-оздоровительный туризм.

До недавнего времени в нашей стране туризм являлся прежде всего категорией социальной и лишь в начале 90-х годов 20 в. становится категорией экономической перейдя в сферу бизнеса и предпринимательства. Именно в это время туризм становится успешным бизнесом ориентированным на западные методы менеджмента и организации туристской деятельности.

В настоящее время существует более двухсот определений туризма: от простых, рассматривающих отдельные его характеристики, например отдых и оздоровление, и до более полных, влючающих экономические категории.

По определению М.Б.Биржакова туризм – временное перемещение людей с места своего проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых целях, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника (стр. 37) в котором он четко выделяет пять признаков отличающих туризм от путешествий: временное перемещение туристов; другая местность, отличающаяся от места проживания; гуманистические цели; совершение путешествий в свободное от работы время и запрещение заниматься в местности, где проходит путешествие работой. В других учебниках, (Ю.Н.Федотов, И.Е. Востоков стр. 7) туризм определяется, как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовольстворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п..

Спортивно-оздоровительный туризм наиболее близок по своему содержанию и целеполаганию к экологическокому туризму. Многие авторы включают различные его виды в экологический туризм и приключенческий туризм.

Но спортивный туризм как отдельный вид туризма отличает, прежде всего присвоение спортивных званий и разрядов в соответствии с Положением о спортивно-оздоровительном туризме в РФ; четкая схема подготовки кадров от участников, руководителей СТ первой категории сложности до инструкторов СТ международного класса, а так же его организационная структура на добровольной самодеятельной основе без участия туроператоров и туристских агенств.

Биржаков М.Б пишет, что наиболее распространено мнение, что спортивно-оздоровительный туризм относится к самодеятельному туризму (стр. 78).

В спортивно-оздоровительном туризме начальная туристская подготовка или начальный уровень (НУ) предполагает подготовку участников и руководителей I-й категориии сложности, юных инструкторов и организаторов спортивного туризма. Содержание подготовки определяется Положением о спортивно-оздоровительном туризме и учебными планами по подготовке туристских кадров.

Самодеятельное туристское движение в России имеет 100-летнюю историю, а основа его была заложена еще раньше, в многочисленных путешествиях русских землепроходцев. Наиболее полно и ярко это движение сформировалось в СССР.

За последние полвека в СССР и РФ был накоплен большой практический опыт и создан огромный интеллектуальный потенциал на базе которых сформировался национальный вид спорта – спортивный туризм.

До 1990 года спортивно-оздоровительный туризм как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям. К 1989 году в РСФСР было более 700 туристских клубов на базе которых сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. К этому времени на различных предприятиях и учреждениях работало на общественных началах более 30 тыс. туристских секций и комиссий, которые через туристский актив смогли при минимальной поддержке государства вовлечь в занятие туризмом 6,8 млн. чел., и при этом проводить походы, туристские слеты и соревнования для 15, 2 млн. чел.

В систему спортивно-оздоровительного туризма входит детско-юношеский туризм, который базируется на федеральных и муниципальных органах управлениях образованием, в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы, кружки и секции туризма. Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тыс. детей.

С начала 1990-х количество туристских клубов в России уменьшилось до 300, на базе которых продолжают работать территориальные федерации спортивного туризма. Количество занимающихся СОТ снизилось в в 3-4 раза. За последние годы спортивный туризм лишился туристких баз и гостиниц. Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации государственной политики социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма, в настоящее время не гарантирует его развитие т.к. в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» уделяется внимание въездному и выездному туризму, а уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма недооценивается.

Начиная с 1998 года в спортивно-оздоровительный туризме благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре наметились положительные тенденции его развития. В территориальных федерациях идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

 

Спортивный туризм направлен на совершенствование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности. Общефизическая подготовка в спортивном туризме позволяет совершенствовать тактико-техническую подготовку по преодолению сложного рельефа, локальных и протяженных препятствий. Спортивный туризм по определению Ю.Н.Востокова и И.Е. Федотова (стр. 7) имеет целевыю функцию - спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий.

В спортивно-оздоровительном туризме реализуются не только специфические функции физической культуры (спортивные, оздоровительные, образовательные). Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, т.к. ему присущи различные виды деятельности, что естественно способствует приобретению различного социального опыта простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слеты и соревнования, а так же краеведческая и природоохранная деятельность. Что еще важно, так это то, что все воспитательные цели реализуются в естественных условиях без акцентирования внимания туристов на воспитательных задачах спортивного туризма.

Виды туризма в спортивно-оздоровительном туризме выделяются прежде всего по характеру туристского маршрута и средствам передвижения:

· пешеходный,

· горный,

· водный,

· лыжный,

· велосипедный,

· авто-мото,

· спелео,

· парусный (разборные суда),

· конный,

· комбинированный,

· туризм для людей с ограниченными возможностями.

 

Эти виды спортивного туризма соответствуют определенным требованиям по набору локальных (перевалы, вершины и т. д.) и протяженных (болота, пустыни и т.д.) препятствий; продолжительности, протяженности и другим факторам спортивного маршрута. Все эти виды включены в спортивную классификацию (ЕВСК – Единая всероссийская классификация) как части спортивного туризма.

В спортивном туризме используются и элементы самостоятельных видов спорта, таких как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование.

Таким образом, спортивно-оздоровительный туризм по уровню доступности относится к социальному, по форме организации – к самодеятельному, по физической нагрузке – к активному, по составу участников – к групповому.

Для России спортивно-оздоровительный туризм стал базой для развития экологического туризма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.