Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 1933 – 1939 гг. 2 страница




П. Лаваль как министр и премьер-министр (с 7 июня 1935 г.), не придавал большого значения подписанному договору и многое сделал, чтобы уменьшить его значение и оттянуть ратификацию (которая произошла только 27 февраля 1936 г., уже после его отставки). С советско-французским договором определенным образом был связан договор о взаимной помощи между СССР и Чехословакией, подписанный в Праге 16 мая 1935 г. Он содержал почти те же положения, что и предыдущий договор, с одной существенной особенностью, содержащейся в приложенном протоколе. Оба правительства утверждали, что «обязательства по взаимной помощи будут действительными между ними только тогда, когда для исполнения условий, изложенных в настоящем договоре, Франция придет на помощь стороне – жертве нападения».

Новым подтверждением неэффективности советско-французских попыток создать новую систему европейской безопасности стали германо-польские отношения. Когда 30 января 1933 г. к власти в Германии пришел А. Гитлер, польская дипломатия первоначально решила, что это придаст больше шансов делу укрепления западной границы и усиления национальной безопасности. Первая официальная встреча польского посла с Гитлером произошла 2 мая 1933 г. После нее Гитлер подчеркнул, что прежде чем возникнут благоприятные условия для реализации главных целей, для его правления необходимо и полезно соглашение с Польшей. В мае 1933 г. обозначились признаки разрядки и сближения между обоими государствами. Проект германо-польской декларации о неприменении силы был вручен Ю. Пилсудскому в ноябре, а 26 января 1934 г. указанный документ был подписан в Берлине. Декларация имела ссылку на принципы пакта Бриана – Келлога и утверждала, что международные обязательства обоих правительств не препятствуют мирному развитию двусторонних отношений и не противоречат данной декларации. Однако в ней отсутствовала запись о признании территориального статус-кво и границ, в чем нуждалась Польша. Соглашение вызвало удивление в Москве, а в Париже и Лондоне было встречено сдержанно, поскольку нарушало утвердившиеся взгляды на европейскую безопасность. 7 марта 1934 г. был также подписан германо-польский протокол о прекращении экономической войны, длившейся с 1925 г.

Вразрез с планами СССР и Франции развивались и отношения в Малой Антанте, члены которой (Чехословакия, Румыния, Югославия) пошли по пути обеспечения безопасности в своем регионе собственными силами. Организационный договор Малой Антанты был подписан в Женеве 16 февраля 1933 г. Его преамбула гласила, что целью участников являются действия, направленные на «окончательную стабилизацию условий в Средней Европе» и «создание руководящего органа» их совместной политики. Формировался Постоянный совет государств Малой Антанты в составе министров иностранных дел. Существенное значение имела статья 6: «В будущем любой политический договор, заключенный одним из государств Малой Антанты, любой односторонний акт, изменяющий существующую политическую ситуацию одного из государств Малой Антанты относительно третьего государства, а также любой экономический договор, влекущий важные политические последствия, потребует единодушного согласия Совета Малой Антанты».

Прежде чем Малая Антанта смогла укрепиться, на Балканах возникла новая группировка, объединившая Грецию, Югославию, Румынию и Турцию. Эти государства подписали в Афинах 9 февраля 1934 г. пакт о балканском соглашении, создавший так называемую Балканскую Антанту. Главным поводом организации нового блока была обеспокоенность балканских государств направлением политических перемен в Германии и Италии и нарастанием агрессивных тенденций в фашистских государствах. Сильное влияние на формирование группировки оказали Франция и Великобритания, считавшие, что таким способом они сохранят влияние в регионе. Первоначальный антифашистский характер Балканской Антанты вскоре ослаб. Это было результатом спада авторитета и возможностей Франции на Балканах и растущей активности – в первую очередь экономической, а затем и политической – Германии в этой части Европы, а также внутренних перемен в некоторых балканских государствах.

Малая Антанта, как и Балканская Антанта, потеряли свое значение после заключения 24 января 1937 г. инспирированного Берлином договора о дружбе между Югославией и Болгарией в Белграде. Вслед за ним 25 марта 1937 г. Югославия подписала политический договор с Италией. Вопреки упомянутой статье 6 договора Малой Антанты Югославия вообще не проинформировала своих партнеров о содержании договора и намерении его подписать. Югославия полностью поддержала аннексию Эфиопии Италией.

Важнейшим внешнеполитическим достижением итальянского лидера Б. Муссолини стала поддержка его планов в отношении Эфиопии со стороны французского премьер-министра П. Лаваля. Для диктатора это имело огромное значение, ибо приближало его к реализации великой цели – созданию колониальной империи в Африке и уравнения с Великобританией и Францией, которые владели значительными африканскими колониями.

С конца 70-х гг. XIX в. итальянцы владели Эритреей на побережье Красного моря и частью Сомали (Итальянское Сомали) на побережье Индийского океана. Эти колонии, однако, не соединялись между собой, так как от побережья их отделяли Французское и Британское Сомали, а со стороны материка – независимая Эфиопия. Кроме Франции, особое значение для Б. Муссолини имела позиция Германии и Великобритании. Получение поддержки Гитлера оказалось простым в условиях процесса активизации фашистских режимов в обоих государствах. Впрочем дуче позже заплатил за эту поддержку уступками в отношении Австрии.

Значительно труднее было заручиться пониманием экспансии со стороны Великобритании. Эфиопия граничила с Суданом, который вместе с Египтом и Суэцким каналом имел для имперской британской стратегии 30-х гг. жизненно важное значение. Господство в этом регионе обеспечивало доступ к Ближнему Востоку и гарантировало контроль над коммуникациями из Средиземного моря в Индию. Кроме того, Великобритания на определенном этапе была уверена, что так называемый «фронт Стрезы» – итало-франко-британское сотрудничество в соответствии с соглашением от 14 апреля 1935 г. – будет продолжаться. Агрессивные намерения Италии не нашли поддержки, их пытались сдержать. Все же Лондон стремился не допустить изоляции Б. Муссолини от Запада и поэтому искал некий компромисс чрезвычайным амбициям дуче. Когда эти усилия не принесли результата, Великобритания довольно быстро смирилась с агрессией.

Итало-эфиопская война началась с инцидента в Уол-Уол, местности в глуби Эфиопии, где 5 декабря 1934 г. произошло вооруженное итало-эфиопское столкновение. И далее пользуясь отсутствием точно обозначенной границы в пустынной местности, итальянцы все более углублялись на эфиопскую территорию. Жалобы в Лигу Наций направляли и Эфиопия, и Италия. Вскоре стало понятно, что Италия не собирается мирно решать конфликт. Но когда Эфиопия 16 и 17 марта 1935 г. обратилась в Лигу, прося о помощи в соответствии со статьей 15 Устава, там все внимание было приковано к Германии, объявившей о курсе на ремилитаризацию. В ноте в Женеву Б. Муссолини объяснял, что его военные приготовления вызваны охраной своей колонии от потенциального вторжения Эфиопии. К концу августа итальянские силы насчитывали здесь до 350 тыс. солдат. По инициативе Лондона министры иностранных дел Италии, Франции и Великобритании 16–18 августа обсуждали проекты разрешения конфликта; в частности, строительство итальянцами железной дороги через территорию Эфиопии для соединения Эритреи и Сомали. Б. Муссолини отверг все проекты и потребовал признать его протекторат над Эфиопией. 6 сентября Совет Лиги Наций образовал «Комитет пяти» (Великобритания, Франция, Испания, Польша и Турция) для анализа сути спора и выработки способа его разрешения.

3 октября 1935 г. Италия начала прямую агрессию против Эфиопии. Лига Наций признала Италию агрессором и 11 октября приняла решение о санкциях против ее («за» 50 государств, «против»: Италия, Албания, Австрия и Венгрия). США, согласно закону о нейтралитете от 31 августа 1935 г., приняли решение запретить поставки оружия обеим воюющим сторонам. Такой запрет ударил по Абиссинии, ибо в отличие от Италии она не имела необходимых запасов современного вооружения. Президент Ф. Рузвельт призывал к ограничению торговли всеми товарами с Италией, но без успеха, так как торговые обороты США с этим государством, особенно нефтью, за период войны значительно возросли. Делегат Канады в Лиге Наций предложил включить в список товаров, которые не могут быть проданы Италии, нефть, сталь и железо, но данное предложение при голосовании не нашло необходимой поддержки.

Позиция Великобритании, которая вместе с Советским Союзом наиболее последовательно выступала против действий Италии в Африке, стала меняться. Со временем победило мнение «реалистов», согласно которым экспансию Италии в Абиссинии сдержать уже не удастся. Ухудшение положения эфиопских войск с начала 1936 г. и перспектива итальянской аннексии склонили короля Хайле Селласие I к удивившему мир предложению стать британским протекторатом либо доминионом. Великобритания, видя отсутствие реальной перспективы на поддержку данной концепции со стороны других государств, не согласилась. Лига Наций еще неоднократно занималась вопросом войны, но все с меньшим успехом. Чрезвычайная сессия Совета Лиги 20 апреля 1936 г. едва смогла принять призыв к Италии во всем конфликте руководствоваться духом Лиги Наций. Тем временем итальянская армия побеждала. 5 мая была занята Аддис-Абеба, а 9 мая 1936 г. итальянское правительство огласило декрет об аннексии Эфиопии. На этом война не прекратилась, и эфиопы по-прежнему удерживали большую часть территории государства. Но одновременно многие государства стали отменять прежние антиитальянские санкции. Постепенно они признавали суверенитет Италии над Эфиопией: Великобритания – 18 ноября, Франция – 21 ноября 1936 г. США и СССР аннексии Эфиопии не признали. Италия 11 декабря 1937 г. вышла из Лиги Наций, а из своих владений: Эритреи, Эфиопии и Итальянского Сомали – создала колониальное образование под названием Итальянская Восточная Африка.

Сближению между Римом и Берлином способствовала итальянская агрессия в Эфиопии, а также гражданская война в Испании. В феврале 1936 г. парламентские выборы в Испании выиграли социалисты и коммунисты, объединенные в Народный фронт. Против правительства, обвиненного в поддержке левых сил, 18 июля взбунтовались подразделения под командованием генерала Франко, дислоцированные в испанском Марокко. Так началась гражданская война, которая разделила всю нацию. Гражданская война в Испании имела серьезные последствия для всего мира. С самого начала мятеж поддержали Италия и Германия. Переброска подразделений генерала Франко осуществлялась самолетами фашистских правительств. Особую возможность усиления влияния Италии в бассейне Средиземного моря усматривал в связи с испанскими событиями Б. Муссолини. Он послал в Испанию полки и дивизии численностью около 70 тыс. человек. «Третий рейх» также активно поддерживал Франко, используя испанскую войну как испытательный полигон. Уже в декабре 1936 г. немецкие подразделения насчитывали там не менее 20 тыс. человек. Авиационная часть легион «Кондор», которая бомбардировками 26 апреля 1937 г. целиком уничтожила баскский г. Гернику, состояла из более 100 самолетов и 7-тысячного обслуживающего персонала.

Германия и Италия трактовали испанскую войну как начало сражения между фашизмом и коммунизмом. 18 ноября 1936 г. они официально признали ставку генерала Франко в Бургосе легальным испанским правительством. Тогда же итальянцы подписали с ним протокол о совместной борьбе против коммунизма.

В гражданскую войну в Испании были вовлечены также СССР и Коминтерн. Советский Союз, оставаясь официально нейтральным, поставлял республиканскому правительству вооружение и военную технику, а Коминтерн осуществлял пропагандистскую поддержку и организовывал выезды добровольцев на испанский фронт. В рядах республиканской армии воевали люди из многих стран Европы – не только коммунисты, но и представители широких левых сил, объединенные в интернациональные бригады.

Во Франции с 4 июня 1936 г. действовало правительство левого Народного фронта во главе с Л. Блюмом, которое вопреки нажиму коммунистов отказалось от помощи республиканскому правительству Испании. Похожую позицию строгого нейтралитета и невмешательства заняла Великобритания. Оба государства явились инициаторами соглашения о невмешательстве в испанскую войну. Документ до конца августа подписали более 20 европейских государств, в числе которых Франция, Великобритания, СССР, Бельгия, Польша, а также Германия, Италия, Португалия. На основе данного соглашения в Лондоне 9 сентября 1936 г. был сформирован международный Комитет по невмешательству.

Итальянский флот развил необычную активность в бассейне Средиземного моря, германские войска концентрировались в Марокко. На французские, британские и советские корабли совершались атаки «неопознанных» подводных лодок. В этих условиях Франция выступила инициатором международной конференции в Нионе (около Женевы). В день ее завершения, 14 сентября 1937 г., Болгария, Великобритания, Греция, Египет, Румыния, СССР, Турция, Франция, Югославия подписали договор о борьбе с пиратством. Он устанавливал, что плавание в Средиземном море будут контролировать британский и французский флоты, а в территориальных водах – соответствующие государства. Италия не участвовала в конференции, но договор поддержала.

Франция и Великобритания были против внесения вопроса об Испании на Ассамблею Лиги Наций. Но правительство Дж. Альвареса настояло на обсуждении, которое состоялось 12 декабря 1936 г. На нем дело дошло лишь до призыва к лондонскому Комитету по невмешательству усилить свою позитивную деятельность. С тех пор почти на всех заседаниях Совета и Ассамблеи Лиги Наций поднимался вопрос об испанской войне, но без конкретных результатов. Совет смог только провести резолюцию 27 мая 1937 г. о немедленном и полном выводе всех иностранных сил из Испании.

После прихода к власти в Великобритании в мае 1937 г. правительства Н. Чемберлена Комитет по невмешательству окончательно потерял значение. Новый премьер-министр стремился к урегулированию спорных вопросов с Италией. С этой целью 16 апреля 1938 г. он подписал в Риме целую серию британо-итальянских договоров. Н. Чемберлен также выдвинул маловразумительное предложение «о пропорциональной эвакуации из Испании иностранных добровольцев».

Армия Франко заняла Мадрид 28 марта 1939 г. Еще ранее, 27 февраля, Великобритания и Франция официально признали легальным правительство генерала Франко. Члены республиканского правительства и многие участники гражданской войны нашли прибежище в Мексике и признавались властями этой страны единственным легальным правительством Испании. Мексика не поддерживала дипломатических отношений с правительством Франко до самой смерти диктатора в 1976 г.

Обострение военного противостояния в Азии. Бессилие Лиги Наций в отношении маньчжурских событий 1931 – 1932 гг. было одним из наиболее грозных симптомов кризиса послевоенного международного устройства. Осмелев, Япония продолжала политику агрессии в Китае. Обозначились явные признаки кризиса Вашингтонской системы на Дальнем Востоке.

Командование японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии, постоянно провоцировало конфликты на принадлежавшей Советскому Союзу Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) и на границах СССР и МНР. Для того чтобы устранить один из источников конфликтов, советское правительство в 1933 г. сделало предложение о продаже КВЖД. После длительных переговоров в марте 1935 г. было подписано соглашение о продаже Советским Союзом этой дороги правительству Маньчжоу-Го за 140 млн иен. Тем самым СССР признал де-факто это марионеточное государство. Москва была не единственной в этом вопросе. В 1932 г. Маньчжоу-Го признала Япония, в 1934 – Сальвадор, Доминика, Ватикан, в 1937 – Италия, Испания, Германия, в 1938 – Польша и в 1939 – Венгрия и Словакия.

Несмотря на это, источник войны не был устранен. «Партия войны» в Японии была очень влиятельной. В то время как министр иностранных дел К. Хирота произносил речи о мире, командование армии инспирировало новые провокации а Харбине, Мукдене. Не проходило недели без инцидентов на границе. 7 июля 1937 г. с небольшой стычки возле моста Лугоуцяо (называемого также мостом Марко Поло) началась японско-китайская война. Наступление в Северном Китае принесло японцам крупный успех. В конце июля были заняты Пекин и Цянзин; наступление развивалось на юг. Вторым театром войны была долина р. Янцзы, где проходили ожесточенные сражения. Однако военные действия для Китая развивались неудачно.

В первой фазе конфликта США не определили к нему своей позиции и продолжали политику нейтралитета. Поставляя вооружения, сырье и другую продукцию и в Китай, и в Японию, президент Ф. Рузвельт считал, что такой подход более полезен для Китая, так как он в то время был лишен иных источников снабжения. Однако уже с октября Ф. Рузвельт стал однозначно обвинять Японию в агрессии; в речи 5 октября в Чикаго он вопреки американской стратегии изоляционизма предложил установление карантина против агрессоров. В мире такое предложение стало связываться с действиями Германии, Японии и Италии.

Курс СССР на нейтрализацию японской угрозы. До 1937 г. советско-китайские отношения были довольно холодными и ограниченными. В самом Китае в этот период сохранялось относительное спокойствие. Япония усиливала свое господство в Маньчжурии, а нанкинское правительство боролось с китайскими коммунистами, стремясь одновременно консолидировать свою власть и приступить к необходимым реформам. Были попытки расширения и обучения армии с помощью немецких советников. Престиж гоминьдановского правительства несколько вырос после повторного избрания Китая в 1936 г. в Совет Лиги Наций. Это правительство использовало женевскую трибуну для напоминания международной общественности, что никогда не признает отторжения северо-восточных провинций и существования Маньчжоу-Го.

После начала японско-китайской войны 17 июля 1937 г. Чан Кайши выступил с призывом к всеобщей борьбе с агрессором. Организация национального отпора японской агрессии повлияла на повторное установление контактов и даже сотрудничества между Гоминьданом и китайскими коммунистами (первый раз такое сотрудничество имело место в 1923–1927 гг.). 15 июля 1937 г. произошла встреча Чан Кайши и Джоу Эньлая, а 22 августа руководитель Гоминьдана согласился на превращение китайской коммунистической Красной Армии в 8-ю армию, включенную в совместную борьбу с Японией. Формальное соглашение о сотрудничестве обеих политических сил в борьбе с японской агрессией было заключено 23 сентября 1937 г. Однако война, как отмечено выше, для Китая развивалась неудачно.

После начала агрессии Японии в Китае и установления сотрудничества между китайскими коммунистами и Гоминьданом наступило улучшение отношений с Советским Союзом, что подтверждалось подписанием в Нанкине 21 августа 1937 г. советско-китайского договора о ненападении. В преамбуле документа имелась ссылка на пакт Бриана – Келлога, который подписали оба государства. Сущность договора содержала статья 1: «Обе высокие договаривающиеся стороны торжественно подтверждают, что осуждают прибегание к войне в целях разрешения международных споров и отказываются от нее как средства реализации национальной политики в своих взаимных отношениях. Вследствие заявленного они обязуются воздерживаться от всякого нападения друг на друга, как отдельно, так и совместно с одной или несколькими другими державами». Договор был подписан на пять лет с возможностью последующего продления на двухлетние периоды.

После подписания договора в сентябре в Москву прибыла китайская военная делегация на переговоры о поставках советских вооружений в Китай. Вооружения (артиллерия, танки, почти 1300 боевых самолетов) начали прибывать в Китай уже в конце года. Оружие передавалось исключительно правительству Гоминьдана и не попадало войскам китайских коммунистов. Начиная с 1938 г. более 2 тыс. советских летчиков, среди которых было много участников гражданской войны в Испании, приняло непосредственное участие в войне с японцами.

Укреплению международных позиций СССР в середине 30-х гг. послужило установление дипломатических отношений с США. Инициатором выступил американский президент Ф. Рузвельт, пришедший к власти в 1933 г. Он осознавал, что политика непризнания Советского Союза неконструктивна. Она препятствует расширению рынков сбыта США, игнорирует международный потенциал СССР в вопросах мировой и европейской безопасности, мешает налаживанию совместных усилий по стабилизации обстановки на Дальнем Востоке, где расширялась японская агрессия. 10 октября 1933 г. Ф. Рузвельт обратился с посланием к М. Калинину, в котором предлагал начать переговоры об установлении дипломатических отношений.

16 ноября стороны обменялись письмами, которыми закреплялись дипломатические отношения между двумя странами. Стороны обязывались уважать суверенитет друг друга, воздерживаться от всякого вмешательства во внутренние дела, не создавать, не субсидировать и не поддерживать какие бы то ни было военные организации или группы, которые имели бы целью вооруженную борьбу против другой стороны. Акт установления отношений между СССР и США открыл новую полосу нормализации отношений СССР с рядом государств Европы и Америки. В том же 1933 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Испанией; в 1934 – между СССР и странами Малой Антанты (Чехословакия и Румыния), Болгарией и Венгрией. Всего за период 1933–1935 гг. 11 государств Европы и Америки установили дипломатические отношения с Советским Союзом.

Подписание Японией в ноябре 1936 г. антикоминтерновского пакта и заключение советско-китайского договора ухудшило советско-японские отношения. План экспансии Маньчжоу-Го Внутренней Монголии (с 1 ноября 1924 г. Монгольской Народной Республики), а также японские притязания на Приамурье создавали очаги напряжения между обоими государствами. Первый вооруженный конфликт вспыхнул 29 июля 1938 г. В тот день японские полки атаковали советские участки у озера Хасан в районе Владивостока. Японские войска захватили плацдармы на советской стороне границы. После нескольких дней контратак советская дивизия возвратила утерянные районы, но позже японские подразделения снова заняли часть территории у озера Хасан. Получив подкрепление, советские войска изгнали японцев, после чего было объявлено перемирие и создана демаркационная комиссия для уточнения линии границы на спорном участке.

Значительно более серьезный вооруженный конфликт произошел летом 1939 г. у р. Халхин-Гол на пограничных территориях МНР, союзной с СССР. Оба государства объединял официальный протокол, подписанный 12 марта 1936 г., который гарантировал «безопасность дружественной Советскому Союзу республики на Дальнем Востоке». Протокол предусматривал, что в случае военного нападения на территорию СССР или МНР со стороны третьего государства советское и монгольское правительства обязуются “оказать друг другу всяческую, в том числе и военную, помощь”. Соглашение вступало в силу с момента подписания. Хотя японская военщина и продолжала прежний курс на организацию провокаций, но продолжительное время не рисковала нападать на Монголию.

Начиная с 11 мая 1939 г., имели место стычки между подразделениями МНР и Маньчжоу-Го. В начале июля, когда в действие вступили на стороне МНР советские войска под командованием генерала Г. Жукова, а также на стороне Маньчжоу-Го японская Квантунская армия, бои приобрели широкий размах. Операция с участием нескольких сотен танков, самолетов и тяжелой артиллерии была очень упорной. 8 июля началось четырехдневное сражение, а в августе новые японские силы столкнулись с советскими подразделениями в кровавой трехдневной битве. Только в конце августа значительно превосходящие советские силы разбили японские войска, а 16 сентября В. Молотов и Ш. Того подписали договор о перемирии. Сражение на Халхин-Голе имело существенное значение для обоих государств. СССР продолжительное время учитывал вероятность новой японской агрессии на Дальнем Востоке. Япония скорректировала территориальные притязания, начав приготовление экспансии в направлении Юго-Восточной Азии.

Война в Китае усиливала международное напряжение, существовавшее до тех пор только в Европе либо спровоцированное европейскими государствами (Италия в Абиссинии). Ею следовало заняться Лиге Наций, которая и предприняла определенные шаги. Жалоба на действия Японии там была оглашена 12 сентября 1937 г. Конфликтом занялась созданная еще в 1933 г. Комиссия по делам Дальнего Востока, в которую входили и США. Комиссия приняла декларацию осуждения Японии за жестокие бомбардировки китайских городов. Одновременно отмечалась невозможность обвинить Японию в нарушении Устава Лиги Наций как не являющуюся ее членом. Было констатировано только игнорирование требований пакта Бриана – Келлога и договора девяти государств от 1922 г. как части Вашингтонской системы. Но конкретных антияпонских действий Лига не предприняла. Как в Европе мир сохраняли путем уступок Германии и Италии, так и в Азии стремились не слишком обострять отношения с Японией. В Женеве всего лишь было принято решение о созыве конференции девяти участников вашингтонских договоров.

Вопреки ожиданию, на конференцию в Брюссель (3–24 ноября 1937 г.) прибыли представители не девяти, а девятнадцати стран, в том числе СССР; Германия протестовала против ее созыва. Япония, будучи участником Вашингтонского договора, представителя на конференцию не прислала. Правительство Японии выступило против конференции и в письме ее участникам утверждало, что Вашингтонский договор устарел, пакт Бриана – Келлога не соответствует реалиям и вмешательство других государств в японско-китайские противоречия недопустимо. На конференции господствовало стремление подтолкнуть воюющие стороны к самостоятельному поиску мира.

Представители Китая настаивали на принятии против Японии коллективных санкций, причем не политических, а экономических, которые вынудили бы ее склониться к миру. Однако ведущие государства выдвинули множество аргументов против этой стратегии. Единственным достижением Брюссельской конференции было принятие декларации осуждения неспровоцированной японской агрессии в Китае (при возражении Италии). Признавалось также нарушение Японией Вашингтонского договора и пакта Бриана – Келлога, но никаких санкций против нее не предпринималось. 30 сентября 1938 г. Совет Лиги Наций призвал Японию подчиниться процедуре разрешения конфликта в соответствии с Уставом этой организации. Это был лишь жест со стороны государств, бессильных усмирить европейский конфликт, и Япония делала из этого соответствующие выводы. Налицо было крушение Вашингтонской системы.

Вместе с тем Токио стремился сохранять отношения с Великобританией и США. Вопреки этому американско-японские отношения обострялись. Непосредственным поводом стала бомбардировка японцами в декабре 1937 г. американских и британских судов на р. Янцзы. Решительную позицию Вашингтона смягчило только извинение японского министра иностранных дел. После нового японского наступления в Китае в июле 1938 г. американская позиция стала еще более критичной; было наложено так называемое моральное эмбарго на поставки вооружений Японии. Одновременно Вашингтон и Лондон предоставили кредит китайскому правительству.

Успехи в Китае и рост влияния военных сил вели к существенному изменению международной стратегии Японии. 3 ноября 1938 г. премьером Ф. Каноэ была объявлена цель установления Японией «нового устройства в Восточной Азии». Стабилизация и порядок должны были основываться на трехстороннем союзе Япония – Маньчжоу-Го – Китай. При этом имелись в виду два прояпонских правительства в Китае: пекинское, созданное в декабре 1937 г., и нанкинское, существовавшее с марта 1938 г. Японский парламент принял закон о «всеобщей мобилизации нации», который дал возможность милитаризации экономики и переключения бюджета на военные цели. Предпринимались попытки различными методами лишить Китай финансовой и военной помощи со стороны Великобритании и Франции. С начала 1939 г. Япония заняла несколько принадлежащих им островов в районе Южного Китая, приблизилась к американским Филиппинам и Гуаму. Летом госдепартамент США предупредил о предстоящем разрыве с 1 января 1940 г. американско-японского торгового договора.

Все сказанное выше свидетельствовало об остром кризисе Вашингтонской системы и фактическом крушении и без того неустойчивого после Первой мировой войны равновесия сил на Дальнем Востоке и Тихом океане.

Международные отношения в Западном полушарии. Положение в Северной и Южной Америке было в межвоенный период значительно более стабильным и спокойным, чем в Европе или на Дальнем Востоке. В Латинской Америке, правда, вспыхивали локальные войны, имелись значительные социально-политические движения и радикальная трансформация внутренних систем, что непосредственно влияло на международную среду, но в итоге регион оставался вне эпицентра мировых конфликтов.

Если Соединенные Штаты Америки уже со второй половины 1919 г. не выказывали интереса к глобальной политической организации (Лиге Наций), то латиноамериканские государства активно участвовали в первом этапе ее деятельности. Среди членов-учредителей и государств, приглашенных Парижской мирной конференцией к участию в Лиге, было 17 латиноамериканских стран и Канада. В Южной Америке идея Лиги Наций первоначально была популярной, став источником намерений многих государств (на деле не реализованных) создать региональную Лигу Наций, которая заменила бы неприязненно воспринимаемый многими Панамериканский союз. Очень скоро латиноамериканские государства прониклись скептицизмом относительно Лиги, выражением чего стал выход из этой организации следующих стран: Аргентины (при сохранении формального членства, 1920 г.), Бразилии (1926 г.), Венесуэлы (1938 г.), Гаити (1942 г.), Гватемалы (1936 г.), Гондураса (1936 г.), Коста-Рики (1925 г.), Никарагуа (1936 г.), Парагвая (1935 г.), Перу (1939 г.), Сальвадора (1937 г.), Чили (1938 г.). Мексика стала членом Лиги только в 1931 г. и до конца межвоенного периода активно участвовала в ее деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.