Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морозова Ольга Петровна 1 страница




Отечественная история: проблемы развития российской цивилизации: Часть I. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития Российского государства (VI-XIV в.)

 

 

© Мурманский государственный технический университет, 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 5

 

ГЛАВА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX ВВ.......................................... 8

1.Территория и население....................................................................... 8

2.Социально-экономическое развитие.................................................... 8

3.Политический строй.......................................................................... 10

4.Религия................................................................................................. 11

5.Культура............................................................................................. 12

 

ГЛАВА 2. СКЛАДЫВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ
(IX-X ВВ.)....................................................................................................................... 15

1.Территория и население..................................................................... 15

2.Социально-экономические отношения............................................... 15

3.Политическая система....................................................................... 18

3.1. Формирование государства........................................................... 18

3.2.Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей................. 22

4. Принятие христианства на Руси..................................................... 26

5. Культура............................................................................................ 30

 

ГЛАВА 3. ДИСКУССИИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ............................................

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА............................................................. 32

3.1.Норманнская теория” возникновения государства........................ 32

3.2. «Автохтонная» (славянская) теория возникновения государства на Руси. 33

3.3.Современная наука о "норманнской" проблеме и причинах возникновения древнерусского государства................................................................. 34

 

ГЛАВА 4. РУСЬ В XI-XII ВВ................................................................................. 40

1.Территория и население..................................................................... 40

2. Социально-экономическое развитие................................................. 40

3. Политический строй......................................................................... 42

4. Положение церкви............................................................................. 47

5. Культура Руси.................................................................................... 50

 

ГЛАВА 5. ВЫБОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ В XIII В. 55

 

ГЛАВА 6. ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА.... 61

1.Территория и население..................................................................... 62

3.Политический строй.......................................................................... 69

4.Положение церкви.............................................................................. 72

5 Культура............................................................................................. 76

 

ГЛАВА 7. «ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД».................................... 80

1.Территория и население..................................................................... 80

2.Социально-экономическое развитие.................................................. 80

3.Политический строй......................................................................... 82

4.Положение церкви.............................................................................. 84

5.Культура............................................................................................. 85

 

ГЛАВА 8. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ................................... 87

1.Территори и население....................................................................... 87

2.Социально-экономическое развитие.................................................. 88

3.Политический строй.......................................................................... 90

4.Положение церкви.............................................................................. 95

5.Культура............................................................................................. 97

 

ГЛАВА 9. ЗОЛОТАЯ ОРДА................................................................................... 99

1. Территория и население.................................................................... 99

2.Социально-экономическое развитие................................................ 100

3.Политическая система..................................................................... 101

4.Положение церкви............................................................................ 102

5.Культура........................................................................................... 103

 

ГЛАВА 10. ВЛИЯНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА РУСЬ............................... 104

1.Население........................................................................................... 104

2.Социально-экономическое развитие................................................ 104

3.Политический строй.......................................................................... 105

4.Положение церкви............................................................................ 108

5.Культура........................................................................................... 109

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................... 111

 

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 114


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время появилось множество учебников и учебных пособий, освещающих как историю России в целом, так и отдельные ее периоды. Плюрализм подходов, точек зрения, оценок в изучении отечественной истории – характерная черта нашего времени. Студент вправе выбирать любое из изданий при изучении курса. Но опыт показывает, что подобное богатство учебной литературы имеет и негативную сторону: нередко авторы учебников и пособий, раскрывая свое видение темы, опускают рассмотрение отдельных ее вопросов и аспектов или же освещают их чрезмерно кратко. В результате, чтобы разобраться во всех вопросах курса, предусмотренных госстандартом и программой, студенту приходится работать с несколькими учебными изданиями.

Исходя из этого, авторы данного учебного пособия попытались выделить те проблемы курса, которые являются, судя по опыту последних лет, наиболее сложными для изучения курсантами и студентами МГТУ. Это пособие не имеет своей целью охватить все вопросы программы или дать системное изложение событий отечественной истории. Внимание акцентировано на тех проблемах, которые в большинстве учебных изданий изложены бегло или вообще опущены. Цель пособия – во-первых, дать студентам материал по данным вопросам в объеме, достаточном для самостоятельного их изучения. Во-вторых, показать студентам возможную схему изучения содержания курса, определить основные положения и термины, необходимые для усвоения материала. В-третьих, познакомить читателей с различными точками зрения историков относительно отдельных спорных моментов российской истории.

Введение, заключение, главы 5-10 подготовлены доцентом кафедры истории и социологии МГТУ кандидатом исторических наук А.К.Порцелем, главы 1-3 – старшим преподавателем той же кафедры Л.Л.Вальц, глава 4 – ассистентом О.П.Морозовой.

Авторы старались придерживаться единого плана в освещении разных исторических периодов. Это должно облегчить студентам анализ материала по проблемно-тематическому признаку, выявляя черты сходства и различия в различных моделях общества, а также прослеживая динамику отдельных процессов общественного развития.

Первая часть данного учебного пособия охватывает период от возникновения Древнерусского государства до ликвидации монгольской зависимости русскими землями, т.е. период от VI до конца XV вв. Выбор этих хронологических рамок связан с тем, что к концу указанного исторического периода Россия, став независимым единым государством, имела опыт нескольких вариантов цивилизационного развития.

Авторы стремились показать в этой части пособия основные черты различных вариантов моделей общества, которые сформировались на территориях, вошедших в состав России. Этим обусловлено включение в пособие материала о Литовском государстве и Золотой Орде. Развитие российской цивилизации после XV в. было связано с формированием общества, которое синтезировало в себе черты различных цивилизаций, что было связано с процессом расширения территории государства и прежде всего, с вхождением в его состав территорий на востоке и воссоединением западных русских земель.

Приступая к работе над очередным разделом, студентам следует сначала обратить внимание на общие характеристики территории и населения страны. Для этого надо уяснить следующие моменты:

- В каких направлениях шло расширение (или сокращение) территории страны?.

-С чем связан рост (или сокращение) населения страны - с естественными причинами (изменение смертности и рождаемости) или с внешней миграцией?

-В какие регионы и почему усиливается миграция россиян?.

Рассматривая вопросы общественного развития, надо подумать над следующими вопросами:.

1.Социально-экономическое развитие:

-Каково соотношение ремесла и сельского хозяйства в экономической структуре страны в данное врем?.

-Какие отрасли производства развивались преимущественно и где размещались их основные центры?

-Насколько сформировались товарно-денежные отношения и каковы темпы развития рынка в стране?

-Каковы формы собственности в стране в данный период?

-Насколько быстро увеличивается (или сокращается) доля горожан в общей структуре населения России?.

-В каких регионах отмечается более быстрый рост городов?

-Каково соотношение больших и малых городов в стране?

2. Политический строй:

- Какие классы и сословия сформировались в данный период, кто из них имеет наибольшее влияние в политической жизни.

-Каковы у данных социальных групп интересы, как они сформулированы и есть ли организации, их выражающие.

-Каковы высшие органы власти в стране и как они формируются (назначаются, выбираются или как-то иначе).

-Способны ли общественные структуры влиять на принятие государственных решений в данной политической системе.

3.Положение церкви:

-Каковы взаимоотношения между официальной церковью и правительством.

-Способны ли церковные иерархи противостоять светским властям.

-Существует ли оппозиция официальной религии и официальным церковным организациям.

-Какую роль играет церковь в развитии культуры данного времени (прежде всего - в образовании и науке).

4.Культура:

-Какие социальные слои имеют доступ к образованию.

-Какие типы учебных заведений существуют в стране.

-Какие отрасли науки развиваются быстрее и чем это объясняется.

-Каков уровень научных знаний россиян в данный период по сравнению с уровнем этих знаний за рубежом.

Изучая курс отечественной истории, студент вправе выбрать любую концепцию в объяснении закономерностей исторического развития, вправе иметь и собственную точку зрения на оценку исторических событий, явлений и процессов. Но он обязательно должен уметь обосновать свой выбор, свое мнение. Помочь студентам самостоятельно делать аргументированные выводы – в этом видят авторы основную задачу данного учебного пособия.


ГЛАВА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX ВВ.

1.Территория и население

Непосредственно перед возникновением древнерусского государства на Восточноевропейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Плотность населения здесь была достаточно мала, поэтому восточным славянам не приходилось вступать в конфликты с балтами и угро-финнами.

Всего историки насчитывают около 15 союзов племен или “племенных княжений”. О расселении восточных славян рассказывает “Начальная русская летопись” или “Повесть временных лет”, написанная в XII веке. Летописные сведения о местах обитания восточных славян, их занятиях и обычаях подтверждаются данными археологических раскопок. Названия племен часто происходили от мест их обитания: поляне (жили в полях под Киевом, по среднему течению Днепра), древляне (в лесах по Припяти, притоку Днепра), дреговичи в болотистых местах между Припятью и Западной Двиной (дрягва – болото), северяне (жили к северу от полян) и т. п. Между Днепром и Cожью (притоком Днепра) жили радимичи, в верховьях Оки – вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень (предки новгородцев) словене, по Днестру – уличи и тиверцы, в верховьях Днестра и Прута – белые хорваты, в западных областях современной Украины – волыняне.

Соседями восточных славян на востоке были волжские булгары и угрофинские племена, на западе прибалтийские народы, западные славяне, на юге – хазары (до второй пол. 960 гг.), печенги (с к. IX в. до 1036 г.), половцы (до к. XII в.). К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии, восточнее – весь (предки вепсов), к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой – меря, южнее Оки – мордва. Балтийские племена – ятвяги, ливы, жмудь – населяли территорию современных Литвы, Латвии и северо–восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенгов, а затем половцев. На юге простиралась территория могущественного Хазарского каганата. Первоначально центр Хазарского каганата находился на территории современного Дагестана, затем переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль.

 

2.Социально-экономическое развитие.

Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой. Использовались соха с железным сошником, плуг с железным лемехом, тягловая сила животных. Истощение земли заставляло переходить на новый участок, до полного восстановления травяного покрова. В cеверных районах, преимущественно, покрытых многолетними лесами применялся подсечный (огневой) способ земледелия. В первый год деревья подрубали и оставляли для подсушки. На второй год поджигали, зола удобряла землю. Бороной-суковаткой и мотыгой рыхлили землю, корчевали пни. При истощении почвы, через 2–3 года приходилось расчищать новый участок. Оба способа земледелия носили экстенсивный характер.

Основными зерновыми культурами, что подтверждается археологическими раскопами в культурном слое VI – VII вв. были: пшеница, рожь (немного), гречиха, просо, ячмень. Основной пищей был хлеб, о чем свидетельствуют древние названия хлеба (жито, коврига, калач).

Помимо земледелия, восточные славяне занимались скотоводством (свиньи, волы, лошади), охотой и рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска), ремеслами (кузнечное, гончарное, ткацкое), торговлей. Торговые пути вели в Крым, через Карпаты в Прагу, Германию. Наряду с сухопутными торговыми путями в страны Западной Европы, важную роль играли водные пути: Волжский (из варяг в персы) – на Восток, “из варяг в греки” (сложился окончательно к IX в.) – из Северной Европы и Руси в Византию. Вывозили – мед, воск, меха, рабов, ввозили – оружие, вина, ткани, предметы роскоши, серебряные монеты. Рост торговли вызывал развитие денежного обращения. С. X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.

VI – VIII вв. были в жизни восточных славян переходным этапом от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда. С развитием производительных сил и переходом от подсечно-огневого способа земледелия к пашенному, каждая семья получила возможность самостоятельно обрабатывать тот участок земли, с которого можно было прокормиться и вести самостоятельное хозяйство. Родовая община превращается в соседскую (территориальную). Внутриплеменные и межплеменные противоречия также способствовали переходу от родовой общины к соседской; на юге она называлась мир, на севере – вервь.

Родовая община – поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями и ведут совместное хозяйство, сообща владеют средствами производства. В этих условиях хозяйство носило замкнутый, самостоятельный характер.

Соседская община – поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, коллективно обрабатывающих землю; каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Дом, приусадебная земля, инвентарь – являлись личной собственностью общинника. Земля, луга, леса, водоемы, промыслы находились в общем пользовании. Пахотная земля и покосы делились между семьями.

В соседской общине появляется частная собственность и имущественное неравенство. Зарождается социальное расслоение. Выделяется знать, старейшины, князья и их дружина, в их руки переходят лучшие земли и большая часть военной добычи. В соседской (территориальной) общине действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к власти выражались в уплате налогов (в форме дани) или оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

 

3.Политический строй.

Сведения о политическом строе восточных славян до IX в. (т. е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее, из них следует, что восточные славяне в период VI – VIII вв. находились на стадии разложения родоплеменных отношений. Объединение по принципу территориальных, политических и военных связей и сохранение этих военно-политических образований требовали усиления власти вождя – князя. Князь (военный вождь) с дружиной объезжал подвластные племена, собирая дань (первоначальная форма налога). Существовал и повоз: люди сами свозили дань в назначенные места, обычно к рекам. Усложнение отношений внутри правящей верхушки (вождей, жрецов, старейшин), военное дело и распределения военной добычи, - усиливали роль князя и дружины, представлявших собой зачаток государственности.

Внутри славянского общества складывается форма отношений, которую историки определяют как “военную демократию”, переходную к государству. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач, народное собрание как высший орган власти, всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Племенные союзы объединяются в еще более крупные формирования (протогосударственные объединения): применительно к VIII в. источники упоминают Куявию (вокруг Киева), Славию (у оз. Ильмень), Артанию (варианты – Тмутаракань, Волга, Рязаны).

В целом, можно сказать, что в период VI – VIII вв. созревал прообраз будущей державы, восточные славяне к IX в. стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племен станет центром объединения. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточноевропейской равнины могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Процесс создания государственности был ускорен задачами борьбы с военно-торговой экспансией варягов и агрессией Хазарского каганата, поставившего в данническую зависимость часть восточнославянских племен. Ускоренное развитие государственных органов стимулировала и геополитическая ситуация: процесс колонизации по Восточноевропейской равнине требовал административного закрепления заселенных земель. Государственная организация служила связью между расходившимися славянскими мирами, гарантом их выживания.

 

4.Религия.

Важнейшей культурной предпосылкой истории российской цивилизации являются верования восточных славян. Они были связаны преимущественно с аграрным, сельскохозяйственным характером производства в VI – VIII вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства. Суть языческого культа – воздействие на природу, где и сам человек рассматривался как часть этой природы.

Язычество сохраняло элементы более древних первобытных верований: анимизм – вера в то, что у всего существующего есть душа; тотемизм – вера в происхождение рода или племени от одного предка (это могло быть дерево, камень, животное) и обожествление тотема; магия – вера в то, что на все существующее можно воздействовать с помощью колдовства и заклинаний.

К VIII – IX вв. языческая религия славян приобрела довольно развитые формы, хотя и не достигла высших ступеней развития, характеризующихся выделением главных богов, общих для всего восточного славянства, со своей сложившейся иерархией. Мир славянский был населен множеством существ, олицетворявших силы природы, с которыми они старались найти общий язык, умилостивить или напугать их. Боги жили везде: в дожде и солнце, в ближайшем лесу и под порогом дома. Они были добрыми и злыми, хитрыми и простодушными; для общения с ними было достаточно технических приемов: обрядов, молитв, заговоров. Жрецы – волхвы могли управлять силами природы – насылать и предотвращать дожди, голод, болезни, неурожаи и т.д. Человек для общения с богами не должен был стремиться к совершенству; человек и природа представлялись славянам единым целым.

Язычество было политеистической религией (с греч. “поли” – много, “тео” – бог), у славян было множество богов. Бог небес и огня именовался Бог или Сварог. Они полагали, что он обитает на небе, не общаясь с людьми, а весь мир отдал в управление подвластным ему богам. Представлялся он славянам в виде молодого кузнеца.

К земным божествам, от которых зависело благополучие, и судьба людей относились: Ладо (бог мира, весны, любви); Даждь – бог (Ярило, Хорос) – бог солнца; Стрибог (бог ветра); Велес (бог торговли, покровитель скота); Симаргл (бог семян и растений); Мокошь (богиня воды, плодородия и материнства); Перун (бог грома и молнии) и др.

Наряду с “высшими” божествами существовали и “низшие” – демоны, духи лесов, источников – нимфы, дриады, лешие, водяные.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.

Условно историю славянских верований можно разделить на три периода:

I. Сначала славяне приносили жертвы упырям (вампирам, русалкам, оборотням) и берегиням (добрые божества)

II. Затем они начали поклоняться Роду (богу неба и земли) и роженицам (божествам плодородия)

III. В поздний период язычества они стали молиться Перуну (бог войны, грома и молнии, покровитель князя и дружины)

Славянское язычество не оставалось окаменевшим, со временем одним из самых почитаемых богов становится Перун.

Культ природы и культ предков – две основы язычества. Культ природы символизировал связь человека с окружающей природой. Культ предков приводил к формированию у славян идеалов рода, семьи. В более широком плане формированию коллективизма, общинности, соборности

Из древности до нашего времени дошло достаточно много языческих обрядов и праздников, которые сохраняются в быту русских, украинцев и белорусов.

 

5.Культура

Об уровне культуры восточных славян в период VI – VIII вв. известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок. Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Славяне занимались живописью, скульптурой, развивали ремесла. Археологические раскопки донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, лишь в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы.

В быту сохранялись родоплеменные ценности, сохранялась кровная месть.

Человеку давалось защитное имя, только оно употреблялось в быту, т.к. в старину верили, что зло, обращенное к ненастоящему имени, не коснется человека. Так же защитной силой, по представлениям славян, обладала детская одежда: рубашка для ребенка шилась из старой одежды родителей, а не из нового полотна. Такая одежда оберегала неокрепшего душой и телом ребенка от порчи, сглаза.

У славян были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали – ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник Урожая: пекли большой медовый каравай.

Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложилась счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.

Согласно “Повести временных лет”, радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали гробы с сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память умершего и поминальные пиры – тризны.

В IX в. славяне начали хоронить умерших не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения.

По поводу возникновения письменности на Руси существуют две гипотезы:

1. Письменность принесена на Русь из Болгарии после принятия христианства.

2. Письменность существовала у восточных славян до крещения Руси.

Анализ уровня социально-экономического развития Древней Руси, показания древних литературных источников, данные археологических раскопок свидетельствуют, что письменность на Руси была до принятия христианства.

Первоначально для выражения простых образов и понятий славяне использовали рисунчатое письмо – пиктографию (круг – солнце, крест – огонь, волнистая линия – вода). Ограниченные возможности пиктографии способствовали замене ее на слоговое, а затем звуковое (фонетическое) письмо. Об этом фонетическом письме сохранились свидетельства византийских и восточных авторов. В житии Константина (Кирилла) - составителя славянской азбуки - говорится о том, что он видел “русские письмены” в Херсонесе около 860 года. Происхождение этих алфавитов весьма спорно, и ни один из них не сохранился

Все дошедшие до нас памятники старославянского языка написаны кириллицей или глаголицей. Обе азбуки совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отмечаются по графике. Глаголица была крючковатая и замысловатая, кириллица более четкая и простая. Авторами кириллицы являются болгарские миссионеры Кирилл (827 – 869) и Мефодий (815 – 855). После принятия христианства кириллица становится официальным государственным письмом.

 


ГЛАВА 2. СКЛАДЫВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX-X ВВ.)

1.Территория и население.

Восточные славяне к нач. IX – второй пол. X вв. занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере, до Днепра на юге, от предгорья Карпат на западе, до междуречья Оки и Волги на востоке.

Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, Древнерусское государство было «лоскутным», его населяли разные племена – поляне, древляне, кривичи, дреговичи и др. Кроме славян в Киевскую Русь вошли некоторые соседние финские и балтийские племена. Древнерусская народность составляла основу государства, но с самого начала государство было этнически неоднородным, государство Киевская Русь имело полиэтнический характер.

Географические пределы Древнерусского государства менялись на протяжении IX – X в.в. Киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Земли дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IX – X в.в., древлян – к сер. X в., вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность.

Лишь к н. X в. оформилась территориальная структура государства Киевская Русь.

2.Социально-экономические отношения.

В современной историографии по социально-экономической проблематике обозначились две основные тенденции: первая определяет Киевскую Русь как раннефеодальное государство (Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков), вторая (И.Я. Фроянов) определяет общественный строй Киевской Руси как дофеодальный, с преобладанием свободных земледельческих общин и значительной ролью рабов (челяди – рабов–пленников и холопов – рабов местного происхождения), т.е. речь идёт только о зарождении феодализма. Большинство исследователей Киевскую Русь считают раннефеодальным государством. В данной главе за основу взята эта точка зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.