Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морозова Ольга Петровна 2 страница




В период VI – VIII вв. социально-экономические отношения у восточных славян развиваются в направлении феодализма. В одних районах (Поднепровье, Новгородская земля) процесс феодализации шел интенсивнее, в других – пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше.

Под феодализмом (позднелат. feodum) – мы понимаем аграрное (доиндустриальное) общество эпохи средневековья. Для него характерны: формирование земельной собственности и владение землей как главный источник богатства, натуральный характер хозяйства, сословная организация общества, доминирующая роль религии, взаимообусловленность собственности и политической власти.

IX – X в.в. составили в истории восточного славянства раннефеодальный период, в течение которого продолжался генезис феодальных отношений.

В этот период происходили серьезные изменения орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с ассиметричным железными сошниками и присошником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом, серпы более изогнутой формы, косы-горбуши. Параллельно с двухпольной системой появляется трехпольная система севооборота. Появление новых орудий труда и усовершенствование земледельческой техники способствует тому, что ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам – семейным общинам, но и каждой малой семье в отдельности. Начинается процесс разрушения традиционного уклада жизни славян.

Общественное разделение труда, развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, развитие торговли, - все это привело к росту городов Древней Руси, игравших видную роль в экономико-политической и культурной жизни страны. Город формируется как неотъемлемый элемент средневековой цивилизации. Предыстория средневекового города уходила в деревню, где развивались сельские ремесла. Умельцы-ремесленники, покидавшие деревни, оседали в местах, где было удобно производить и продавать свои изделия. Они основали там свои поселки, окружали их земляным валом и стеной от разбойных налетов. Так складывались укрепленные поселения – города. Многие города возникали в результате слияния нескольких поселений. Город мог играть роль: крепости, торгового, административного или ремесленного центра.

Превращению прежнего поселения в город или возникновению нового городского центра способствовали разнообразные факторы. Это могли быть военно-политические обстоятельства (потребность в крепости, покровительство со стороны князя), социально-экономические факторы (перевалочный пункт, наличие рынка и др.). Большую роль играли и географические мотивы (удобный рельеф, река, пересечение дорог и пр.).

Наибольших размеров достигали города, ставшие торгово-ремесленными и важными административно-политическими центрами. Такими центрами на Руси стали: Ладога, Новгород, Переяславль, Киев, Ростов, Суздаль, Смоленск, Псков. Многие города, основанные князьями, сохраняли их имена: Изяслав, Владимир, Ярославль, Константинов и др. Облик городов отражал особенности их возникновения и развития. Население городов составляли преимущественно ремесленники, поскольку именно ремесло было производственной основой городской жизни. В отличие от западноевропейских городов, города средневековой Руси (за исключением Новгорода и Пскова) находились в зависимости от феодалов, их население также не имело закрепленных законом прав. В IX–X вв. летописи свидетельствуют о существовании 25 городов.

Возникает и развивается основа феодального общества–феодальная собственность на землю. Она складывается на протяжении IX–XII вв. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников. Господствующей формой феодальной собственности в IX–XI вв. была государственная («черная») земля. На протяжении X–XI вв. складывалось также крупное по размерам княжеское, боярское и церковное землевладение. Появившаяся во второй пол. XI в. «Правда Ярославичей» (составная часть «Русской Правды») свидетельствует о развитой земельной собственности. Складывается дружинное (боярское) землевладение. Оно возникало тремя основными путями: через княжеское пожалование дружиннику права на «кормление» с определенной территории с последующим превращением этой территории в наследственную, через пожалование земель, находящихся в государственной собственности, через пожалование из собственно княжеских земель. При этом дружинники оставались служилыми людьми князя. С появлением вотчины постепенно бояре-вотчинники превращаются в вассалов князя, перестав быть знатью дружинной. Наряду с феодальным землевладением в этот период времени сохраняется общинное землевладение и собственность крестьян-общинников.

Экономическую основу существования зарождающегося феодального слоя на первых порах составляла дань, собираемая во время полюдья, постепенно вместо прямой передачи части собранной дани главную роль стали играть доходы с пожалованных земель, на которых работали зависимые крестьяне. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) уступают место экономическим, основанным на праве собственности.

В период складывания феодального общества в Киевской Руси происходит зарождение сословий. Сословные группы на этом этапе (IX–X вв.) отличались многочисленностью, пестротой и неустойчивостью, более зрелый характер сословия приобретают к XI в. Сословие феодалов формировалось постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать. С принятием христианства привилегированным сословием стало духовенство. Для обозначения сельского населения древнерусские источники используют термины: «люди», «сябры», «смерды» и др. Несмотря на то, что в Киевской Руси сохранялась масса лично свободных крестьян («люди»), складываются различные группы несвободного населения. Среди них основные категории рабов: 1) холопы, утратившие свою независимость в результате продажи, долговых обязательств; 2) челядь, ставшая рабами в результате пленения. К зависимому населению относились: 1) закупы – разорившиеся или обедневшие крестьяне, бравшие в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги, 2) рядовичи – люди, заключившие ряд (договор). Особо выделяются смерды – вероятно, полусвободные данники. Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества.

В период Киевской Руси феодальные отношения развиваются наряду с рабовладением и патриархальным укладом.

Феодальное общество было достаточно статичным, не склонным к резкой эволюции. Государство, развиваясь, стремилось к консервации отношений между сословиями.

 

3.Политическая система.

3.1. Формирование государства.

а) Причины и предпосылки возникновения Древнерусского государства.

В изложении истории IX–X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, представлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Поэтому в исторической науке нет единой концепции о социальной, хозяйственной организации восточных славян, факторах создания древнерусского государства и начальном этапе его формирования.

Момент возникновения древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью и определенностью. Очевидно, что имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян – Киевскую Русь. В литературе это событие датируется по разному, однако большинство авторов сходится на том, что возникновение государства следует относить к IX в. (882 г.).

Вопрос об определении, что есть государство, в науке дискуссионен. Представляется, что при всей дискуссионности под государством следует понимать систему органов и права, распространяющуюся на определенную территорию. Образование государства – закономерный этап в развитии общества.

Создание древнерусского государства было результатом процессов, происходивших внутри славянского общества. Процесс этот был сложным, многоплановым, длительным по времени. Государство у восточных славян возникает в тот момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей.

На процесс возникновения государства влияло множество факторов. Внешние и внутренние факторы создания государственности были неотделимы друг от друга; соединились разнородные элементы, происходило их взаимопроникновение и взаимовлияние, взаимообусловленность. Следует говорить о группах факторов, воздействующих на экономические, политические, социальные и духовные процессы внутри славянского общества и находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом.

Внутренние предпосылки возникновения государства у славян:

1. Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли;

2. Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель;

3. Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;

4. Складывание древнерусской народности;

5. Религия, обычаи, традиции.

Внешние предпосылки:

1. Угроза нападения врагов;

2. Покорение соседних славянских и неславянских племён;

3. Военные походы русских князей;

4. Приглашение варягов как основателей правящей династии.

 

б).Этапы начала древнерусской государственности

Главными центрами Древней Руси, определившими ось не только политической карты, но и политической жизни государства Киевская Русь стали Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили две группы восточнославянских племен – северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую – поляне, северяне, вятичи. Объединение земель под властью Киева определило начало русской государственности. Этим событиям посвящен рассказ летописца.

В 862 г., как утверждает «Повесть временных лет», варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом и стал там княжить (до 879 г.).

В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск (ключ-город) и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного Киева, Олег овладел им хитростью. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в ладьях, выскочили и убили киевских князей. Олег стал княжить в Киеве.

Объединение северных (Новгород) и южных (Киев) земель под властью одного князя стало поворотным в судьбах восточных славян. Слиянием Киева и Новгорода в 882 году завершается образование Древнерусского государства.

Столицей стал Киев. Это произошло потому, что Киев был древнейшим центром восточнославянской культуры с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками – основными средствами сообщения тех времен, Киев стал ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к Византии, к Востоку и к Западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей. Принятие христианства упрочило международное положение Руси; завязывались связи между киевским княжеским домом и зарубежными династиями, что отражало также рост политического могущества Руси. Киев стал крупнейшим ремесленным, торговым, культурным, религиозным центром, «матерью городов русских».

 

в) Политическая организация. Государственный строй

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял киевский великий князь. Князь был военным предводителем, законодателем, судьей. В его руках была сосредоточена и исполнительная власть, великий князь киевский был главой администрации.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина – отряд конных воинов во главе с князем, по численности сравнительно небольшой (200-400 человек). Контингент дружины формировался из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, отличавшейся воинской доблестью. Средствами содержания дружины были первоначально добровольные пожертвования, а затем – военная добыча. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя, могли воздействовать на принятие князем решений.

В IX-X вв. в состав дружины включаются лица из других слоев общества, и из дружинников начинает складываться новый аппарат власти. Появляются должности посадников – княжеских управителей городов и мечников – княжеских судебных чиновников. В это время уже отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части. Её верхушка на юге Руси именовалась «боярами», а на севере – «огнищанами», низший же слой на юге назывался «отроками», а на севере – «гридями». Это деление было показателем социального статуса, а не возраста.

Институт дружины представлял собой общеисторическое явление, означавшее появление особого социального слоя военно-служилой знати, отличной от родоплеменной. Институт дружины играл ведущую роль в формировании на Руси господствующего класса феодального общества и оказал решающее влияние на складывание системы феодальной собственности.

Так как в начальный период Киевской Руси весьма острой была проблема обороны границ государства, в случае необходимости созывалось ополчение.

В своей деятельности князья опирались на княжеский совет (думу), куда входили наиболее значительные и приближенные к князю фигуры. Состав совета не был постоянным: в него могли входить местные князья, старшины городов, видные дружинники. Не было у этого органа и устойчивых форм, в дальнейшем из него сформировалась боярская дума.

Формируется аппарат управления, ведавший сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли: вирники (сборщики штрафов), тиуны (управляющие княжеским домом), подъездные (сборщики налогов), мытники (сборщики торговой пошлины), тысяцкие (возглавлявшие во время военных действий народное ополчение). Также летописи упоминают ловчих, печатников, стольников, старост – названия их в целом отражают выполняемые ими функции.

В Киевской Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу – великого князя.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством и заявила о себе не только как о крупном собственнике, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности.

Складываются элементы административно-территориального устройства: погосты, становища, волости.

Погост – центр административно – податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем.

Становища - название военного лагеря, обычно он разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками (колымагами), тыном (забором), реже рвом и земляным валом.

Волость - административно-территориальная единица; полусамо–стоятельное владение (удел); сельская территория, подчиненная городу.

3.2.Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей.

Постепенное становление Руси как государственного образования, решение задач формирования государственной территории, усложнение его устройства, - все это способствовало формированию и определению функций княжеской власти.

Важнейшее значение имели военно-дипломатические функции, в X веке они не были разделены. Большую роль играла функция регулирования социально-политической деятельности, направленная на достижение социальной стабильности. Уже при Владимире I (конец X в.) обнаруживается стремление государства гасить конфликты мирными средствами. Практиковалась выдача денежных средств нуждающимся, бесплатные «столы», помощь сиротам и вдовам. Широко применялась государственная «милостыня»: со времени Владимира I источники особенно подчеркивали важность судебной функции князя. Его личный суд на «Красном крыльце», доступный населению, был высшей справедливостью. Законодательная функция князей в X веке была достаточно развита. Прошли первые административные и правовые реформы.

Рюрик (862?–879) – считается основателем древнерусской княжеской династии. Лицо полулегендарное, о нем известно очень мало. Летописец указывает, что Рюрик стал править в Новгороде.

Олег Вещий (879-912) – исторически достоверный князь, хотя даты его княжения достаточно условны, т.к. являются результатом выкладок летописцев XI-XII вв. Олег начал объединение племен, живших на торговых путях. В 882 г. Олег прошел путь «из варяг в греки», объединил два славянских центра – Новгород и Киев. В 883 г. он покорил племя древлян, в 884 г. – северян, в 885 г. – радимичей и положил конец их зависимости от хазар. Постепенно племена вдоль пути «из варяг в греки» оказались под властью киевских князей.

Решая задачи внешнеполитические, князь Олег пытался заставить Византию соблюдать интересы Киевской Руси. О причинах первого победоносного похода во главе с князем Олегом Вещим в 907 году русские летописи ничего не сообщают. Историки полагают, что он был спровоцирован византийской стороной, которая резко сократила льготы русским купцам и чинила всякие препятствия, также отказалась платить дань Руси. Князь Олег, к нач. X в. завершивший объединение восточнославянских племен и встретивший отказ Византии в восстановлении договора 860 года мирным путем, использовал военные средства.

В походе участвовали дружины всех подвластных ему племен, что увеличивало силы русского войска и способствовало единению. Летопись сообщает, что русская флотилия насчитывала 2000 ладей. Если принять, что в каждой ладье плыло 40 воинов, то только морское войско составило 80 тыс. воинов. А ведь в походе участвовало еще и сухопутное войско, которое двигалось на конях. Тогда общая численность войска насчитывала около 100 тыс. человек. Греки замкнули бухту Кривой Рог на цепь, затворили город. Тогда Олег приказал поставить ладьи на колеса, поднять паруса, и при попутном ветре, русские ладьи посуху, с поля, пошли к Царьграду, чем напугали византийцев. Император Византии Лев был вынужден пойти на переговоры и согласиться на все условия русских.

Договор 907 года дошел до наших дней. Во-первых, греки должны были выплачивать дань (размер ее в документах не указывался) и контрибуцию. Объем дани зависел от количества воинов, выставленных городами (Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов и др.). Во-вторых, греки предоставляли право беспошлинной торговли русским купцам. Условия этого договора греки отказались выполнять в 911 году.

Князь Олег, чтобы заставить Византию выполнять договор, решил начать поход против нее. Греки к военным действиям были не готовы, для преодоления кризиса из Византии прибыло посольство.

В результате длительных переговоров был подготовлен новый мирный договор: русские купцы получили право беспошлинной торговли с Византией и льготу для купцов - полгода жить в Константинополе за счет имперской казны во время торговых сезонов; наказания за преступления по договору должны были нести как «греки», так и «Русь».

Игорь (912-945). По одной версии князь Игорь – сын Рюрика, по другой – один из потомков Кия. (Вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря – историческая легенда, т.к. князю Олегу, по летописному сообщению, княжение было передано по причине малолетства Игоря. Трудно объяснить, почему же «регентство» князя Олега растянулось на 33 года).

В 915 г. впервые в окрестностях Руси появляются печенеги (кочевая народность тюркского происхождения), совершавшие набеги на южные границы Руси.

В 941 г. Игорь предпринял свой первый поход на Византию, оказавшийся неудачным. Русичам удалось подвергнуть разорению провинции Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции в Малой Азии), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь, на море, понесли большой урон от «греческого огня» - огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

В 944 г. Игорь совершил второй поход на Византию, более удачный. Греки откупились данью, Игорь возвратился в Киев. В 945 г. Византия прислала к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров-соправителей (Романа, Константина VII и Стефана) и русского князя по христианскому и языческому обрядам.

В 945 г. при попытке повторного сбора дани с древлян Игорь и его дружинники были убиты.

Ольга (кн. 945-957). Жена Игоря Ольга стала княгиней Киевской Руси за малолетством своего сына Святослава. Она правила до совершеннолетия Святослава, затем во время его походов.

Вдова Игоря Ольга жестоко отмстила за смерть мужа. По преданию, первое посольство древлян было сброшено в яму на княжеском дворе Ольги и закопано живьем. Других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться. Затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны (похоронного обряда) по мужу.

В «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей «Начального летописного свода» добавлен рассказ о четвертой мести Ольги: она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, и «не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», - утверждает летописец. Погибло 5 тыс. древлян.

В 946 г. Ольга установила порядок сбора дани, определен ее размер, «уставы» и «уроки», назначены лица для ее сбора даньщики. Также были указаны места сбора дани – «погосты».

В 946 г. Ольга совершает поездку в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином. В 955 г. посещает Византию второй раз и принимает христианство, как пишет летописец. Ольга была первой христианкой в великокняжеской семье, но точно неизвестно, где она крестилась. Известно, что в Византии, как пишет Константин Багрянородный, она была со своим священником. В летописи оба путешествия слиты в одно, датированное 957 г. Вернувшись из Константинополя, она официально передала власть своему сыну Святославу. В 969 г. Ольга скончалась и была погребена по христианскому обряду. Церковь назвала ее равноапостольной, в Византии ее называли Регина – Архонтесса русских.

Святослав (957-972) Сын Игоря и Ольги, после смерти Игоря в 945 г. в возрасте 4 лет стал князем, до совершеннолетия сына правила его мать, княгиня Ольга.

Святослав проводил очень активную внешнюю политику: покорил вятичей на Оке, разгромил волжских и дунайских болгар, разгромил Хазарский Каганат (965 г.), отразил натиск печенегов (969 г.). В своих походах он часто и надолго покидал Киев, планировал перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. По свидетельству летописи, походы Святослава не были популярны на Руси, ибо он больше уделял внимания не внутренним, а внешним делам: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул».

Во второй половине X в. начинается более активное русско-византийское сближение. Идя на это, византийские императоры одновременно рассчитывали использовать русские дружины в войне со своими соседями. В то же время Святослав, пытаясь приблизить границы Руси и Византии, вел упорную войну с империей за Балканский полуостров. Византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы (968 г.). Планы византийцев на ослабление Руси не оправдались, Святослав одержал победу над болгарским царем Борисом. Поскольку этот исход был нежелателен для Византии, она начала борьбу с Русью. Силы византийцев превосходили по численности русские дружины. Второй поход (971 г.) оказался неудачным. Союзник Руси, царь Борис перешел на сторону Византии. Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае) окружает 100-тыс. войско византийского императора Иоанна Цимисхия. После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес ставшую крылатой фразу: «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют».

В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием не совершать нападений. Греки обязались снабдить продовольствием и пропустить корабли Святослава по Дунаю в море, чтобы те ушли на Русь. Восстанавливались торговые связи Руси и Византии, они вновь становились союзниками.

В 972 г. Святослав, возвращавшийся с Дуная по дороге в Киев, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь Куря сделал чашу для питья, окованную золотом, в знак уважения к противнику. По летописному преданию, считалось, что доблесть противника перейдет к тому, кто пьет из такой чаши – черепа.

Владимир I Креститель (980-1015). Княжил в Новгороде со своим дядей Добрыней, был побочным сыном Святослава и Малуши, ключницы княгини Ольги. Междоусобицы между его высокородными братьями (Ярополком Киевским, Олегом древлянским) расшатали княжескую власть. Пришлось Владимиру I вновь силой подчинить вятичей, радимичей. Только в 980 г. он восстановил единодержавие, став князем Киевским.

С именем князя Владимира связан расцвет Киевской Руси. Все земли восточных славян в границах Киевской Руси вошли в состав государства, укрепляется государственный аппарат, строится ряд городов-крепостей. Княжение Владимира I отмечено значительным возрастанием международного авторитета Руси. Принятие христианства и победа над Византией (989 г.) в военных действиях, обеспечили независимость внешнеполитической деятельности Владимира I от византийских императоров Василия II и Константина VIII.

4. Принятие христианства на Руси

К нач X в. на территории Восточной Европы шел процесс формирования восточнославянской цивилизации. Произошли серьезные перемены в экономической, политической и социальной сферах.

Развивающиеся торговые контакты, связи между отдельными городами и областями Руси, переселение по своей инициативе и инициативе князей, освоение княжеской дружиной все новых и новых пространств, сбор дани, суд, - все это способствовало объединению восточных славян в единую народность. Процессы образования древнерусской народности и государства шли параллельно.

Единство восточнославянского государства было относительным, в значительной мере оно держалось на силе оружия.

Киевская Русь не была к н. X в. монолитным государством. Постоянные походы Киевских властителей на соседние славянские племенные княжения, наложение дани, многократные войны с одними и теми же племенами, - все это свидетельствовало о непрочности завоеваний.

К 988 г. в период начала княжения Владимира I Киевская Русь сделала заметный шаг вперед, формируются условия для расцвета государства.

 

а) Проблема выбора православия как религии

для Древнерусского государства

Язычество даже в виде культа племенных богов, осуществить который пытался князь Владимир I, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества, и особенно создания прочного государства. Вера в племенных божеств никак не способствовала упрочнению власти князя. Это заставило Владимира I продолжить поиски религии, отвечающей новым потребностям древнерусского общества. В своей внутренней политике Владимир I опирался на религиозную реформу, которую провел в два этапа.

В 980 г. был создан единый пантеон из шести языческих богов: Перуна, Хороса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Перун был назначен главным богом. Реформа, проведенная насильно и быстро, потерпела крах. Унифицировать языческий культ не удалось.

В 988 г. в качестве официальной религии Русь приняла христианство.

Историки по-разному оценивают христианизацию Руси. По традиционной точке зрения, в ней возникла настоятельная необходимость для замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма, для освящения господства и подчинения, характерного для классового общества. Другая концепция (И.Я. Фроянов) утверждает, что главной целью принятия христианства стало сохранение старых родоплеменных порядков, сложившихся в IX-X веках. Христианство должно было стать средством сплочения разрушавшегося межплеменного союза для удержания в нем господствующих позиций киевской верхушки.

Большая часть современных исследователей реальные причины смены религии объясняет сменой форм мировоззрения. Каждая религия пытается по-своему объяснить человеку мир. Если изменяется мир вокруг человека, то возникает и потребность изменить способ его объяснения. Изменение взглядов и представлений, различных сведений и знаний человека о внешнем мире и о себе самом, потребовало нового объяснения, в центре которого стоит сам человек.

Что касается выбора конкретной религии князем Владимиром I, необходимо учитывать, что к X в. соседние с Киевской Русью государства исповедывали религии, основу которых составлял монотеизм (вера в единого бога). В Византии господствовало христианство (православие), в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам, в Священной Римской империи – католичество. В рассматриваемый период все вышеперечисленные конфессии боролись за влияние на славянских землях. Легенда об испытании вер рассказывает, что перед Владимиром I была возможность избрать любую веру – православие, католицизм, иудаизм, ислам, но лишь грек – философ заронил в его душу семена христианства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.