КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономическое развитие. 2 страница
Светские феодалы пытались ограничить возросшее церковное землевладение. Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности, становилась влиятельной политической силой. Именно она в основном определяла идеологию формирующегося самодержавного государства. Несмотря на то, что русская церковь, казалось, должна была благодарить великого князя за устранение угрозы католицизма, она не всегда поддерживала его, а нередко даже оказывалась в стане противников московского князя. Эту позицию, в частности, русские церковные иерархи заняли во время феодальной войны, когда церковный собор поддержал Дмитрия Шемяку. Лишь после изгнания Шемяки из Москвы духовенство предпочло перейти на сторону великого князя. Иона был поставлен митрополитом уже по его воле. В 1431 г. в Москве умер митрополит Фотий. Опять началась борьба за митрополичий престол. В Москве поставили Иону, епископа рязанского, а в Литве – Герасима. Герасима константинопольский патриарх рукоположил митрополитом Киевским и всея Руси. В 1434 г. Герасим прибыл в Смоленск, но в Москву не спешил из-за княжеских усобиц. В 1435 г. захвативший в Литве власть Свидригайло повелел схватить и сжечь Герасима за якобы открытую переписку митрополита с польским королем Сигизмундом. Серьезно осложнилось положение русской православной церкви в первой половине XV в. Ослабевшая Византия искала союзников и соглашалась на предложения о заключении церковной унии с римской церковью, рассчитывая получить поддержку европейских католических стран в борьбе с турками. Для византийских политиков очень важно было сохранить в орбите своего влияния и богатую русскую церковь, а также втянуть Московское великое княжество в борьбу с Турцией. В 1437 г. из Константинополя прислали нового митрополита – Исидора. Он, едва прибыв в Россию, отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский собор. Там была заключена уния между римско-католической и византийско-православной церквами. Ее подписал и Исидор. Но большинство русских православных иерархов не признали этой унии, хотя и не предприняло активных шагов против Исидора. В этих условиях Исидор бежал из Руси в Рим. В этих условиях великий князь обратился к патриарху с резким осуждением унии и с просьбой разрешить избрать на Руси своего митрополита. Так был предрешен вопрос о самостоятельности русской церкви: либо патриарх должен был уступить и дать просимое разрешение, либо великий князь получал безупречное с точки зрения защиты православия право порвать с патриархом – «вероотступником». Великокняжеская власть добилась своего. Русская церковь отделялась от константинопольской церковной организации. В 1442/1443 гг. епископ рязанский Иона был наречен митрополитом Московским и всея Руси. Он руководил Собором русских епископов в 1448 г. Русская митрополия стала автокефальной (самостоятельной). Противоречия между светской и духовной властью отчетливо проявились во времена княжения Ивана III, на решающем этапе объединения русских земель. Это нельзя считать случайным, как и нельзя представлять церковь силой, будто бы покорно и неотступно служившей идее объединения русских земель. У церкви были свои собственные интересы, и церковные иерархи проводили свою линию в зависимости от них и от реального соотношения политических сил. В конце XV в. активизировались еретические группы в русской церкви. выступление еретиков было использовано Иваном III в своих целях: оно облегчало ему борьбу с претензиями церкви. Внутри самой церкви разгорелись споры между «нестяжателями» (во главе – Нил Сорский) и «иосифлянами» (лидер – Иосиф Волоцкий). И те, и другие высказывались за необходимость реформировать монашество. Но при этом выдвигали различные варианты этого реформирования. Нестяжатели высказывались против церковного землевладения. Иосифляне выдвигали на первый план необходимость строжайшей церковной дисциплины. Иосиф Волоцкий первоначально развивал идеи о безусловном превосходстве духовной власти над светской, оправдывая наличие у церкви материальных богатств. Но во время собора 1503 г., где нестяжатели открыто столкнулись с иосифлянами, произошло сближение Ивана III с Иосифом Волоцким. Добившись небольших уступок (право наследников выкупать пожертвованные родителями монастырям земли, запрет отдавать церкви земли во вновь присоединенных княжествах без великокняжеского согласия, запрет монахам и монахиням жить в общих монастырях и т.д.), великокняжеская власть предпочла не идти на обострение отношений с церковью, рассчитывая использовать ее в борьбе с противниками централизованной власти.
5 Культура. В целом период XIII – XV вв. ознаменовался значительными сдвигами в развитии культуры. На основе объединения культурного наследия отдельных областей и княжеств произошел расцвет литературы, архитектуры, живописи. Сложилась единая русская культура. В XIV – первой половине XV вв. наблюдаются значительные успехи в развитии письменности. Сохранились многочисленные надписи, сделанные ремесленниками на своих изделиях. У князей, митрополитов, архиепископов, в монастырях были свои писцы. Грамотность распространилась в среде горожан и дворян, встречались нередко грамотные и среди крестьян. Одним из распространенных литературных жанров в XIV-XV вв. стали «жития» князей и деятелей церкви. В первое время после монгольского нашествия кругозор летописцев заметно сужается: они почти перестают интересоваться событиями, происходящими в других княжествах. Но с конца XIV в. положение меняется. Центром письменного литературного творчества стала Москва. Уже со второго десятилетия XIV в. Здесь велись летописные записи (при княжеском дворе и митрополичьей кафедре). Характерной чертой московского летописания был общероссийский, а не региональный характер освещения событий. Появляются своды – летописные труды общерусского характера, в задачу которых входило описание истории всей Руси с древнейших времен. При этом Москва рассматривается в летописях как преемница Киева и Владимира. Большинство летописных сводов составлялись в монастырях. На протяжении XIV-XV вв. усилился в летописании интерес к событиям внецерковной жизни. Появляются даже довольно точные наблюдения над природой, описания признаков и хода эпидемических болезней и т.п. Наиболее заметна светская струя в новгородских летописях. Церковь вела миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах. При этом нередки были случаи упорного сопротивления местного населения христианизации. Церковники, по существу, осуждали всю западную культуру того времени, «обличая» ее как «латинство». Особую нетерпимость проявляла церковь к мусульманству, ставшему со времени хана Узбека (начало XIV в.) официальной религией Золотой Орды. Положение православной церкви в этом вопросе было сложным, потому что она была заинтересована в привилегиях, получаемых от ордынских ханов. Но чем успешнее шла борьба с монголо-татарами, чем больше слабела Орда, тем решительнее выступала русская церковь против мусульманства. В устном народном творчестве центральной стала тема борьбы с «ворогом». На основе древних былин о Илье Муромце, Добрыне Никитиче и других богатырях возникают новые эпосы. Тема освободительной борьбы сочетается в былинах с социальной тематикой. В XIV-в. начался подъем русского зодчества. Рост городов был связан с развитием каменного строительства. В Москве складывается новый общерусский архитектурный стиль, творчески переработавший архитектурные традиции старых русских городов. В церковном строительстве конца XV в. широко участвовали иностранцы. С конца XV в. стало развиваться и гражданское каменное строительство. В XV в. в некоторых городах появились башенные часы. Высокого подъема на Руси достигла в XIV-XV вв. живопись. Величайшим представителем национального искусства был Андрей Рублев (60-70-гг. XIV в. – ок.1430 г.), творчество которого было проникнуто идеями гуманности и мира. В это же время в Москве и других городах работал Феофан Грек, выехавший из Новгорода в 90-х гг. XIV в. В конце XV в. московская школа живописи переживала расцвет, что было связано с творчеством Дионисия. На конец XV в. приходится и развитие портретного жанра. Конец XV – начало XVI вв. в истории русской живописи ознаменовались нивелировкой местных школ, представители которых стали ориентироваться на московское искусство – праздничное, парадное, торжественное. В конце XV-первой половине XVI в. произошли заметные перемены в устном народном творчестве. Былины стали быстрее откликаться на исторические события, в них оформилось народное представление о силе Руси и о ее обязанностях по отношению к другим славянским народам. Наиболее характерной чертой литературы конца XV- начала XVI в. явилось развитие публицистики. Появились описания путешествий русских людей за границу: в середине XIV в. неизвестный автор (возможно, будущий митрополит Василий Калика) описал свою поездку в Константинополь, в 1420 г. дьякон Зосима рассказал о посещении Константинополя и Палестины, в 1439 г. путешествие митрополита Исидора во Флоренцию было описано его спутником иноком Симеоном. Особенно известно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, созданное в 70-е г. XV в. При Иване III была сделана попытка начать печатание книг, для чего пригласили любекского первопечатника Варфоломея Готана. Но эта попытка окончилась неудачей. В то же время в XIV в. заметное влияние на духовную жизнь оказали ереси. Борьба церковников со светской властью и их взаимные обличения способствовали развитию критического отношения к церкви. Религиозные вопросы стали в конце XV в. предметом широкого обсуждения. Один из видных церковных деятелей того времени, Иосиф Волоцкий, с неудовольствием писал, что «ныне и в домах и на путях и на торжищах иноки и мирские и все сомнятся, вси в вере пытают». В XV в. выделяется ересь антитринитариев, учение которых было проникнуто духом рационализма. Именно с антитринитариями связано возникновение таких новых для России наук, как астрономия и языкознание. Широкий интерес проявили они к вопросам права и всемирной истории. В этих условиях произошла активизация еретически настроенных групп. Многие еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации. Наиболее характерной чертой еретических взглядов того времени было отрицание монашества, вытекавшее из их критического отношения к церковно-монастырским богатствам. В конечном счете еретические идеи могли привести к реформации русской церкви. В начале XVI в. оформилась тесно связанная с версией о происхождении московских князей от римских императоров идея о Москве как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своем послании великому князю Василию III. Согласно его взглядам, прежде существовало два мировых христианских центра: сначала древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», затем Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя на унию с католической церковью. Следствием этого было падение Византии, завоеванной турками в 1453 г. Москва же не признала Флорентийскую унию и теперь является мировым центром христианства. Так как только православие является истинным, а все другие веры ложны и «богопротивны», то Москва «избрана богом» и является законным наследником древнего Рима. «Четвертому же Риму не бывать», так как могут быть только три мировых царства, после чего наступит конец света. Тезис о «Москве – третьем Риме» был призван служить не только обоснованию мирового значения Русского государства, но и прежде всего обоснованию исключительного значения русской церкви. Принимая этот тезис, московские правители заявляли о своих претензиях на покровительство над всеми христианами, а следовательно, о претензиях на ведущую роль в европейской политике. Москва снова выбирала европейскую ориентацию своей политики.
ГЛАВА 7. «ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД»
1.Территория и население. Территория собственно новгородской земли охватывала бассейн озера Ильмень и течения рек Волхова, Мсты, Ловати, Шелони, верхней и Средней Мологи. В XII-XIII вв. Новгород владел обширной территорией от Финского залива на западе до Урала на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Ему принадлежали Водская, Ижорская и Карельская земли, южное и западное побережье Кольского полуострова (Терский берег), Обонежье, Заонежье, Заволочье. Новгороду платили дань Югорские племена, жившие в верховьях Печоры, Вычегды, Камы. В указанное время в состав Новгородской республики входила Псковская земля.
2.Социально-экономическое развитие. В XII-XIII вв. новгородцы занимались всеми видами сельского хозяйства (земледелием, скотоводством, овощеводством, плодоводством). Первостепенную роль в экономике Новгородской республики играло земледелие и связанное с ним скотоводство. Из возделываемых культур первое место принадлежало озимой ржи, пшеница занимала второе место в новгородском земледелии. Новгород сильно страдал от недостатка хлеба в неурожайные годы, которые случались нередко, но в годы урожаев необходимость ввозить хлеб с юга отпадала. В XIV-XV вв. широкое освоение пахотных земель позволило Новгороду стать независимым от ввоза хлеба извне. Новгородцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Как сельское, так и городское население занималось овощеводством и плодоводством. Соды и огороды были принадлежностью многих городских усадеб. В целом уровень развития сельского хозяйства в Новгородской земле соответствовал той ступени развития, которую аналогичное производство достигло на Руси в целом и в зарубежных странах. Ремесло играло важную роль в хозяйственной жизни Новгородской земли. Высокий уровень железообрабатывающего ремесла способствовал прогрессу многих других ремесел в Новгороде. Помимо кузнецов, здесь Работали слесари, токари, столяры, деревообделочники, косторезы, портные, сапожники, ювелиры. Летописи называют множество ремесленных специальностей в Новгороде: щитник, кожевник, серебреник, котельник, опонник (ткач), гвоздочник, кузнец, плотник. Уровень развития ремесла в Новгороде был высок. Ремесло было многоотраслевым, значительна была дифференциация производства, приводившая к появлению разных более узких специальностей в рамках отдельных отраслей. В целом по техническому уровню ремесленного производства и по масштабам его распространения Новгород не уступал средневековым городам Западной Европы. Торговый обмен играл существенную роль в жизни новгородского общества. Преобладала внутренняя торговля, причем на первом месте была торговля ремесленными изделиями. В заграничной торговле прежде всего ориентировались новгородцы на Европу. Главными торговыми партнерами Новгрода здесь были в XII-XIII вв. Готланд, Дания, Любек. Процесс развития производительных сил новгородской республики не был прерван монгольским нашествием. Во второй половине XIII в. он шел по восходящей линии. В XIV в. Новгород достиг своего экономического и политического расцвета. Княжеский домен существовал в течение всего периода новгородской независимости, но имел ограниченные размеры. Князья, которые временно пребывали в Новгородской республике, не обнаруживали особой заинтересованности в увеличении своих земель: земли в Новгородском государстве принадлежали князю до тех пор, пока он занимал новгородский стол. Важнейшим видом феодального землевладения в Новгородской республике было боярское землевладение (вотчина). Землевладение стало основой для роста экономического могущества боярства, что сыграло немалую роль в укреплении политических позиций этого слоя населения. Значительными земельными участками могли владеть и феодалы небоярского происхождения. Монастыри и церкви Новгородской земли также были крупными феодальными землевладельцами. Рост монастырского землевладения происходил различными путями: за счет пожалований князей и бояр, в результате покупки новых участков и ростовщических операций, а также путем прямого захвата общинных новгородских земель. Все указанные виды землевладения относились к категории феодального землевладения. Во-первых, все эти владения были организованы по типу крупной феодальной вотчины, хозяйство которой было натуральным, замкнутым. Во-вторых, непременным атрибутом крупного феодального землевладения в Новгородской республике был иммунитет. Основную массу сельского населения составляли крестьяне-смерды. В XII- начале XIII в. значительная часть их еще оставалась независимой, но процесс закабаления свободных общинников уже шел полным ходом.
3.Политический строй. Высшим органом власти Новгорода было вече. В вечевых собраниях могло участвовать все свободное мужское население Новгорода. Вероятно, обычно вечевые собрания проходили как собрания представителей новгородских городских районов («уличных концов»). Но в особо важных случаях на вече собиралось все городское население. Собиралось вече по мере необходимости. Председательствовал на вече посадник или князь. Прежде, чем принять решение, вопросы обсуждались. Принятие решения проходило путем голосования, возможно, путем подачи «избирательных бюллетеней» (что вполне вероятно при наличии в Новгороде широкого распространения грамотности). Делопроизводство велось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом являлся боярский совет («Оспода»), куда входили наиболее влиятельные лица (представители городской администрации, боярская знать). Работала «оспода» под руководством архиепископа, хотя решения принимались на вече независимо от мнения архиепископа и князя. Высшими должностными лицами «Господина великого Новгорода» были: посадник, тысяцкий, «владыка» (до 1168 г. – епископ, с 1168 г. архиепископ.), князь. Посадник был главой правительства: председательствовал на вече, возглавлял деятельность должностных лиц, руководил боярским советом, отвечал за новгородское войско. Вместе с князем он ведал вопросами управления, суда и командования вооруженными силами. Он играл роль посредника между Новгородом и князем. Избирался посадник на вече на один-два года. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, командовал народным ополчением. В его ведении было решение споров между иностранцами и новгородцами. Владыка был одним из трех выборных должностных лиц, осуществлявших управление в Новгороде. Основная его роль – руководство церковными структурами Новгорода. Но помимо церковной, владыка обладал большой светской властью. Наряду с Иванской купеческой корпорацией и городской организацией в лице сотских он осуществлял контроль над эталонами мер и весов, а также был хранителем городской казны. Князя новгородцы с 1136 г. избирали на вече (точнее, вече приглашало его в Новгород, не спрашивая разрешения у великого князя). С приглашенным князем вече от имени «Господина Великого Новгорода» заключало особый договор, в случае нарушения которого князя по решению веча изгоняли из города.. С 60-х гг. XIII в. князь не решал без посадника ни одного важного вопроса: он не мог сменять должностных лиц, не мог давать грамоты и пересуживать грамоты, данные его предшественниками, не мог самостоятельно судить, не мог заключать торговые договоры с иностранцами и т.д. Князь выполнял функции главнокомандующего (ему подчинялись собственная дружина и в походе – новгородское ополчение), верховного судьи (вместе с посадником), вел дипломатическую деятельность (вместе с посадником). Новгородское войско комплектовалось и содержалось за счет городских районов (концов). Каждый конец выставлял полностью укомплектованную и вооруженную сотню воинов. Посадник за казенный счет выставлял полк в двести человек. Архиепископ на церковные средства содержал особый полк, подчинявшийся в оперативном отношении посаднику. Князь за счет выделенных ему средств содержал свою постоянную дружину. Во время военных походов посадник часто руководил войском вместе с князем: князь командовал своей дружиной, посадник – новгородскими полками. Но, как правило, во время похода оперативное руководство осуществлял князь. В XV в. впервые в России новгородцы зафиксировали в законодательстве принцип равенства перед законом: «Судити всех ровно, как боярина, так и житьего и молодчего человека». В Новгороде местное самоуправление осуществляли две категории должностных лиц: 1) сотские, 2) кончанские и уличанские старосты В Новгороде было десять сотских. Сотские подчинялись тысяцкому, который выбирался из их числа. «Концы» - это самоуправляющиеся районы, из соединения которых состоял вечевой город. Концы были единицами и административными, и экономическими, и политическими. Они имели собственные вечевые собрания и выборные республиканские органы. Каждый конец выбирал своего старосту. Аналогично выглядела уличанская (по улицам) административная система Первоначально концов в Новгороде было три: Славенский, Неревский, Людин, затем их стало пять (добавились Плотницкий и Гончарный). Они делились на улицы. К каждому концу была приписана пятина – территория, подвластная Новгороду. Центром самоуправления пятины был пригород. Своеобразие политической системы Новгорода состояло в том, что ни одна из ветвей исполнительной власти (посадник, князь) не могла узурпировать эту власть. Духовная власть (митрополит) обладала достаточной степенью самостоятельности, независимости от светской, и могла активно вмешиваться в споры между ветвями светской власти. В этой системе только вече могло реально изменить политические порядки в Новгороде. Но вече выступало как консервативная сила, осторожно реагировавшая на изменения. Все это привело к тому, что политическая система Новгорода оказалась прекрасно приспособленной к стабилизации общества, но не способной привести свои традиции в соответствие с изменившимися социально-экономическими реалиями. В 1469 г. умер новгородский архиепископ Иона и на его место был избран Феофил. Просьбу о его утверждении направили не митрополиту, а великому князю Ивану III. Последний согласился, но назвал при этом Новгород исконным владением «бывших всех великих князей». В ответ на это группа новгородских бояр потребовала, чтобы Новгород перешел под власть польского короля и великого князя литовского Казимира IV. Окончательного решения принято не было, но новгородские представители поехали к Казимиру с просьбой, чтобы их епископ был поставлен обособленной в то время западнорусской митрополией. Это означало, что новгородская церковь должна была отделиться от общерусской. Данные события дали повод Ивану III отправиться в поход против Новгорода. Борьбе за объединение русских земель была придана идеологическая форма борьбы за чистоту веры. В битве на реке Шелони в 1471 г. новгородское войско было разбито. В 1478 г. Иван III совершил поход на Новгород под предлогом, что новгородцы собираются перейти под власть литовского князя. В результате этого похода Новгородская земля была присоединена к московскому государству, а новгородские вечевые порядки и система управления ликвидированы. 4.Положение церкви. Демократичность жизни Новгорода нашла свое отражение и в религии. Вместо огромных общегородских храмов общины Новгорода возводили свои «уличанские» и «кончанские» храмы. В XIV и XV вв. в Новгородской земле распространились ереси «стригольников» и «жидовствующих», в которых проявились гуманистические настроения, свойственные городской культуре Запада. Ересь порицала монашество, называя его «бесовским учением», выступала против ортодоксальных догматов. Ее осудили на соборе 1311 г. Стригольники выступили с критикой официальной церкви в отношении как ее догматов, так и внутренней организации. Они отрицали церковную иерархию, обличали нравы духовенства., не признавали церковной исповеди. Для подавления ереси были приняты крутые меры: в 1375 г. в Новгороде была произведена казнь еретиков. «Жидовствующие» в основном были представлены низшим духовенством (из 27 известных по именам участников новгородской ереси не менее 22 принадлежали к попам, дьяконам, клирошанам и членам их семей. В их взглядах было немало общего с воззрениями стригольников: отвергали церковные обряды и иерархию, обличали церковное стяжательство и поставление священнослужителей «по мзде». Они не признавали догмата о троичности бога как противоречащего тезису о единобожии, не признавали «священными» иконы, мощи и вино, употреблявшееся для причастия. В этом проявилась их рационалистическая критика христианского вероучения. В первой половине XV в. новгородские священники, активно сопротивляясь объединительному процессу, проходившему под эгидой Москвы, старались активно использовать выгодную прежде всего местной знати идею независимости Новгорода. Но когда перевес Москвы стал очевиден, церковь «Святой Софии» перешла к лавированию, стараясь сохранить независимость Новгорода и наладить отношения с великим князем. Особую роль новгородской церкви в отношениях с Москвой следует подчеркнуть потому, что новгородский владыка был фактически главой правительства.
5.Культура. Новгородская культура шире и глубже, чем в других центрах Руси, охватывала массы городского населения, вместе с тем органически впитывая в себя соки народной жизни. Именно поэтому в Новгороде, как нигде, наряду с культурой боярско-купеческих верхов, уже в конце XII-XIII вв. развилась очень богатая и своеобразная городская культура – культура ремесленных слоев. Грамотность была широко распространена в Новгородской земле. Здесь была создана первая датированная русская рукописная книга – «Остромирово евангелие» (1056-1057 гг.). Наиболее древние берестяные грамоты, найденные в Новгороде, датируются XII в. В них отразилась повседневная переписка рядовых новгородцев. Сложилась в Новгородской земле и своеобразная традиция летописания: в центре внимания летописца было не государство, а общество, явно прослеживаются антикняжеские взгляды авторов. Огромный размах строительных работ, развернувшихся в Новгороде со второй половины XII в. был бы невозможен, если бы город не располагал значительными кадрами местных зодчих. Здесь несомненно работало несколько строительных артелей. Но после монгольского нашествия наступает строительное затишье. Летописи за период с 1240 г. до начала 90-х гг. XIII в. сообщают о постройке всего лишь трех, да и то деревянных церквей. Лишь в самом конце XIII столетия вновь разворачивается крупное строительство в Новгородской земле. В первой половине XIV в. в Новгороде шло интенсивное каменное строительство (гражданское и церковное). Значительное строительство продолжалось и в XV в. Высочайшего расцвета достигла в Новгороде фресковая живопись. В 70-80-х гг. XIV в. в Новгороде создал выдающиеся произведения Феофан Грек, прибывший сюда из Византии. С XIV в. Новгород вступил в полосу нового, яркого расцвета своей культуры. При этом, отстаивая свою политическую независимость, Господин Великий Новгород и в вопросах развития культуры продолжал идти своим путем, развивая во всех видах литературы и искусства свой стиль, основанный на сохранении старых традиций. В результате с конца XIV в. определяется консервативный характер новгородской культуры. Для новгородцев были характерны предприимчивость и расчетливость, проявления индивидуализма. Эти качества ярко проявились в деятельности землепроходцев, осваивавших и присоединявших к владениям Великого Новгорода земли на севере и в Сибири. В новгородских землях население мело ясные представления о своих имущественных правах. Женщины имели права, равные с мужчинами. Среди женщин не только было развито предпринимательство (известны примеры, когда женщины возглавляли промысловые и торговые артели), но они имели право участвовать и в политической жизни (например, представлять свои семьи на вече в случае смерти мужа).
ГЛАВА 8. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ
1.Территори и население. Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории. Первое упоминание о Литве (еще не о государстве, а о территории, где были расселены балтские племена литовцев) относится к 1009 г. Колыбелью литовского этноса и литовского государства считают юго-восточный район современной Литовской Республики между реками Неман (Нямунас) и Вилия (Нярис), называемый «Дзукия». Именно здесь находились владения основатели Литовского гоударства князя Миндовга (Миндаугаса). К началу XIII в. существовали два понятия Литвы: в узком смысле слова – вотчина Миндовга и в широком – территория, на которой жили литовцы (Аушкайтия и Жемайтия). До 30-х гг. XIII в. литовцы не имели государства, были разделены на племена. Князю Миндовгу (годы правления: 1236(?) – 1263) удалось в 40-50-х гг. XIII в. уничтожить своих противников и добиться некоторой централизации. Хотя «союз союзов» литовских племен был еще непрочным, именно в это время начинает складываться ядро Литовско-Русского государства (или Великого княжества Литовского). Создав Литовское государство, Миндовг чуть позже присоединил к нему Червонную Русь. Справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. В этих условиях началась экспансия литовцев на юг и юго-восток. Распространялся, собственно, не литовский этнос, а власть литовских князей, причем процесс проникновения этой власти в русскую среду был постепенным. Юго-западные русские земли после длительной и упорной борьбы с Ордой в начале XIV в. стали объектом экспансии со стороны Литвы, Польши и Венгрии. Ослаблению юго-западных русских земель, ставшему причиной их завоевания западными соседями, способствовала длительная междоусобная война, которую вели князья за Киев, номинальную столицу периода раздробленности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |