Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое развитие. 4 страница




По мере развития имущественного неравенства среди монголов выделяется кочевая аристократия, которая обогащалась путем захвата общинных пастбищ и стад. Сохранявшиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры. Хан и царевичи принадлежали к роду Джучи, т.е были прямыми потомками первого хана Золотой Орды. Хан и его родственники составляли группу огланов – высшую часть монгольской аристократии. Беки и найоны – это наиболее крупные феодалы. Из них складывалась группа мурз – высших чиновников и титулованных татарских дворян. Тарханы – чиновники, занимавшие невысокие должности в государственном аппарате. Нукеры – люди из ближайшего окружения своего господина и находившиеся на его иждивении. Соответственно складывалась и военная иерархия, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от «тьма» - 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники.

После принятия ислама в качестве государственной религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов.

Крестьянское население разделялось на обедневших членов крестьянской общины (уртакчи) и на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и иное имущество.

Ордынские города не имели свобод и привилегий, как это было в Европе. Монгольское государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Золотая Орда сформировалась как степная цивилизация. Основу ее жизни составлял кочевой тип хозяйства. Но уже в XIII в., после прекращения завоевательных походов, стал намечаться переход монгол к оседлому типу цивилизации. Развитие ремесла, торговли, рост городов ускоряли этот процесс. Объективно это означало, что Орда вступает на путь развития, которым шли покоренные ей более древние оседлые континентальные цивилизации. В том числе Орда была вынуждена использовать опыт русской цивилизации – цивилизации оседлой, земледельческой, лесной и речной. В перспективе это вело к ликвидации политического превосходства Золотой Орды и формированию предпосылок для включения ее владений в орбиту интересов и влияния Русского государства.

 

3.Политическая система.

Орда управлялась монголо-кипчакской администрацией, носившей, в особенности в первые 100 лет (XIII в. и первая половина XIV в.), ярко выраженный военно-полевой, военно-походный характер, что было связано с непрерывными войнами и карательными экспедициями ордынских ханов, а также с общим кочевым характером ордынского скотоводческого хозяйства.

Золотая Орда делилась на полусамостоятельные улусы во главе с потомками Батыя или представителями местных династий. Эти вассальные улусы были мало связаны с ханской администрацией. Единство Золотой орды держалось на системе жестокого террора.

Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии – курултаем. Обязательным условием было, чтобы претендент принадлежал к роду Джучи.

Управление было сосредоточено в руках Дивана, состоявшего из четырех эмиров. Позднее диванов стало несколько, и они превратились в органы отраслевого управления. Работу диванов координировал визирь – номинальный глава правительства. Эмиры стали высшими должностными лицами в центральном аппарате власти и в улусах. Местное управление было в руках областных правителей (баскаков и даруг), непосредственно подчиненных Дивану. Баскаки и даруги опирались на штат чиновников.

По ханским ярлыкам известнее целый ряд должностных лиц: илче (посланник), тамгачы (таможенник), тартанакчы (сборщик подати или весовщик), таткаул (застава), караул (дозор), ямчы (почтовой), кошчы (сокольник), барсчы (барсник), кимэче (ладейщик или корабельщик), базар да торганлар (блюститель порядка на базаре). Для управления страной требовался все более сложный аппарат чиновников. Помимо них существовала большая группа секретарей – битикчи.

Суд осуществляли гражданские судьи – яргучи, которые вели дело по Великой ясе – кодексу законов Чингиз-хана. При визире находился главный судья – эмир-яргу. Решение суда оформлялось специальной грамотой – яргу-намэ. Гражданское право ориентировалось не на групповую, а на личную ответственность совершившего проступок. Представителям власти запрещалось брать заложников, арестовывать вместо преступника родственников или соплеменников. Но в отношении покоренных стран система круговой поруки действовала, так же как и коллективная ответственность при несении военной службы.

Орде нужны были грамотные и образованные люди, знатоки финансов и экономики. Самыми подходящими для этого были выходцы из мусульманских стран Средней Азии, Восточного Туркестана и юга Казахстана. Это усиливало связи Орды со странами Востока.

 

4.Положение церкви.

До XIV век в Орде господствовало язычество. К религии завоеванных народов монголы относились терпимо, никого не принуждая к перемене веры. Со времен Чингис-хана существовал закон, признававший все веры неприкосновенными и права духовенства всех конфессий нерушимыми. Конфессиональная принадлежность не была ограничением для социальной и служебной карьеры.

Русская православная церковь прилагала значительные усилия, чтобы распространить в Орде православие. Ханы лояльно относились к тому, что православие принимали члены их семей и подданные. Ватикан также делал попытки распространить католичество в землях Орды. Но в 1313 г.хан Узбек сделал государственной религией Орды ислам. Однако, в отличие от других стран Востока, исламское духовенство не смогло существенно ограничить власть ордынских ханов, Орда не превратилась в теократическое государство.

 

5.Культура

Культура кочевников не может рассматриваться как низкая, ущербная. Она достигла высокого уровня соответствия специфическому типу хозяйствования – кочевому скотоводству. Образ жизни кочевника мало способствует трансформации обычаев и традиций общества. Но задачи удержания власти в завоеванных странах требовали нестандартных решений. Это предопределило культурный подъем степняков в период расцвета могущества Золотой Орды.

На культуру Золотой Орды оказали серьезное влияние культурные заимствования в завоеванных странах, прежде всего – Китае. Многое было заимствовано у мусульманского Востока: ремесла, архитектура, бани, изразцы, орнаментальный декор, расписная посуда, персидские стихи, арабская геометрия и астролябия.

В Золотой Орде не было университетов, но в ее столицу приезжали ремесленники, купцы, художники, ученые и разнообразные представители тогдашней интеллигенции из соседних стран. При мечетях существовали школы.


ГЛАВА 10. ВЛИЯНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА РУСЬ

Почти 250-летняя зависимость от Орды имела далеко идущие последствия для исторической судьбы России.

Во-первых, Русь надолго была вырвана из общего потока европейского развития. Во-вторых, эта зависимость стала главной причиной отставания России от Западной Европы. В-третьих, длительное подчинение Орде с ее деспотическим режимом существенно ослабило начала демократических (вечевых) свобод, существовавших в Древней Руси, усилив княжеское единовластие с признаками азиатского деспотизма. В-четвертых, продолжительное вынужденное общение с монголо-татарами сказалось на русской бытовой культуре, нравах и даже на национальном характере. В-пятых, значительно укрепились в период монгольской зависимости позиции и влияние православной церкви, сыгравшей важнейшую роль в духовном выживании русского народа.

 

1.Население

Монгольское нашествие предопределило распад раннесредневековой русской этнической общности. Для Европы в целом это было нехарактерно: большинство европейских раннесредневековых народностей либо сохранили свою целостность, либо пошли по пути интеграции с близкородственными этносами.

 

2.Социально-экономическое развитие.

Непосредственное воздействие монгольского завоевания на экономику Руси выразилось прежде всего в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особенно частых во второй половине XIII в. Более всего пострадали города. Из известных нам по раскопкам 74 русских городов XII-XIII в. было разорено 49, т.е. почти две трети. Из них 29 так и не поднялись из пепла и постепенно превратились в села. Пришло в упадок ремесленное производство. С другой стороны, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского выхода и других поборов, что обескровливало страну.

Главной формой зависимости Руси от Золотой Орды была уплата дани. Сам размер дани никогда не был зафиксирован (по крайней мере письменно). Он менялся в зависимости от численности населения Руси и от стабильности самих русско-ордынских отношений (т.е. от реальной экономической и политической силы русских князей и ордынских ханов). Численность населения устанавливалась ордынскими переписями («число»).

Первоначально сбор дани осуществлялся специальными ханскими представителями – баскаками. Но в 1262 г. произошли одновременные восстания во многих русских городах (Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Ярославль и др.) против баскаков. Эти бунты были подавлены ордынскими военными отрядами, находившимися в распоряжении баскаков. Но ханская власть учла уже 20-летний опыт повторения таких стихийных мятежных вспышек и отказалась от баскачества. С 1263 г. сбор дани и ее доставка в Орду перешли в руки русских князей. За общий сбор дани стал отвечать великий князь Владимирский.

Первая ордынская перепись населения Северо-восточной Руси была проведена в 1255 г. и сопровождалась спонтанными волнениями местного населения. Вторая ордынская перепись населения на Руси прошла в 1272 г. под руководством и присмотром русских князей, русской местной администрации. Она прошла мирно и спокойно.

Установление власти Золотой Орды привело к тому, что процесс формирования сословий на Руси затормозился. Зато усилилась роль государства во всех сферах жизни. Это способствовало ликвидации тех сословных организаций, которые складывались на Руси до монгольского нашествия. Зато быстро развивалось система личной зависимости всех сословий от представителей власти.

 

3.Политический строй.

Монгольское завоевание искусственно и резко прервало независимое развитие русской государственности. Не только оборвалось государственное развитие, но вся русская государственная машина в княжествах, попавших под власть Золотой Орды, была круто переориентирована Восток, в Азию. Изменилось существо русской внешней политики: из самостоятельной она стала вассальной, из ориентированной на европейскую государственность и культуру превращалась в приспособленческо-азиатскую, из базирующейся на христианской психологии и понятиях начинала базироваться на восточно-рабской психологии.

В 1240 г. Русь в военном отношении была покорена монголами. К этому времени все открытые и широкие военные действия монголо-татар закончились из-за полного прекращения русского сопротивления. Среди русских князей в отношениях с Ордой возобладала линия Александра Невского на признание власти монголо-татар и использование военной мощи Орды в борьбе против угрозы с Запада.

Невзирая на недовольство в народных низах, он активно боролся с антиордынскими настроениями на Руси, считая их опасными, провокационными, и вел поэтому решительную линию на достижение стабильных мирных отношений с Ордой и ее ханами, не останавливаясь перед открытой демонстрацией своей покорности завоевателям. Отсюда логически следовало то, что Александр Невский безжалостно подавлял любые антиордынские выступления с русской стороны, невзирая на лица, т.е. наказывая за поддержку таких выступлений не только участвующие в них народные массы, но и представителей правящего класса, самих князей, в том числе и собственного сына и брата, мешавших ему в осуществлении политики примирения с Ордой.

Пример и давление Александра Невского быстро нашли отклик у правящей верхушки русских монархов, которые стали вскоре даже соревноваться между собой за выражение преданности «царю», т.е. ордынскому хану.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана («царя», как называли его русские летописи). Его власть не отменяла и не заменяла власти русских князей. Орда не установила своего управления на Руси. Князья становили как бы вассалами ханов. Власть князей не только сохранилась, но и усилилась, ибо отныне опиралась на огромную военную мощь хана.

Признав верховную власть хана, русские князья должны были получать у хана утверждение своих политических прав на принадлежавшие им владения – им выдавался ярлык, т.е. документ, подтверждающий их права. Также хан выдавал и ярлык на великое княжение. По требованию Орды князья должны были участвовать в ее походах, население княжеств облагалось данью.

Послы Золотой Орды на Руси не были обычными постоянными внешнеполитическими представителями хана при великих князьях, а являлись чрезвычайными и полномочными посланцами хана, направленными на Русь для наведения порядка в связи с определенными обстоятельствами во внутриполитической жизни и взаимоотношениях между отдельными княжествами. Ханские послы имели право принимать и исполнять на месте, от имени хана, любые конкретные военные и политические решения, без их обжалования. Ханские послы подчинялись и давали отчет только лично хану. За 245 лет в общей сложности из Орды на Русь было послано 60 послов. В XII-XIV вв. ордынские послы посылались на Русь в среднем каждые 4 года, в XV в. – каждые 8 лет. (Это косвенно говорит об ослаблении контроля Орды)

Регулярные приезды русских князей и их родственников по вызову ханов в Орду постепенно сложились в своеобразную вассальную повинность и образовали специфический внешнеполитический аспект деятельности представителей русской монархической власти по сношению с властями Золотой Орды. Всего за 188 лет (с 1242 по 1430 гг.) князья приезжали в Орду 70 раз.. Если учесть три длительных перерыва в таких приездах (1372-1382, 1393-1402 и 1412-1430 гг.), то фактически для большинства князей процедура посещения Орды происходила каждый второй год. Многие князья были во время этих приездов казнены, убиты, отравлены или просто скончались от стресса. Любое ослабление Орды влекло сразу же перерыв или прекращение княжеских приездов, т.е. немедленно проявлялось в ослаблении личной вассальной зависимости русских монархов.

Истинная роль князей во время этих поездок сводилась к роли заложников, т.е. вещественных гарантов вассальной зависимости соответствующих княжеств от Орды и гарантов лояльности политики своих государств в отношении Орды (в том числе – гарантов выплаты дани). Аналогов такой практики в истории международных отношении не встречается более нигде.

Главной чертой русско-ордынских отношений было отсутствие их юридического, письменного оформления каким-либо двусторонним документом – договором, соглашением, вассальным обязательством и т.п. Все договоренности русских князей с ордой были устными. При этом русские князья давали вещественные гарантии (дань, аманаты-заложники, подарки), а ордынских гарантий не существовало ни письменных, ни устных.

С 80-х гг. XIII в. русские князья, лишенные, по существу, всякого контроля со стороны отечественных органов, ликвидированных Ордой, начинают сводить свои феодальные счеты друг с другом при помощи ордынской военной силы, приглашая (с согласия великого хана) ордынские отряды пограбить княжества своих политических соперников. В то время и была одержана первая победа русских войск над регулярными ордынскими войсками: в 1285 г. сын Александра Невского великий князь Дмитрий I Александрович разбил приведенный на Русь его братом Андреем II Александровичем, князем Городецким, карательный отряд ордынцев во главе с одним из сыновей хана.

Новый период отношений Руси с Ордой открылся после вступления на ордынский престол чрезвычайно властного и активного хана Узбека (1313-1342). Основная идея Узбека состояла в том, чтобы достичь полного разобщения русских князей и превращения их в непрерывно враждующие группировки. Отсюда его план: передать великое княжение самому слабому и невоинственному князю – Московскому и ослабить правителей «сильных княжеств» - Ростовского, Владимирского, Тверского. Хан Узбек практиковал для сбора дани отправку вместе с князем, получившим инструкции в Орде, специальных уполномоченных-послов в сопровождении военных отрядов численностью в несколько тысяч человек. При этом каждый князь собирал дань на территории соперничающего княжества.

Но после разгрома Твери в 1328 г., что было наказанием за восстание тверичей против ханского посла Челкана (Чолпана, или в русской традиции – Щелкана), до 1367 г. наступает «тишина великая». Карательные походы в центральные районы Северо-Восточной Руси с непременным разорением ее населения с этих пор прекращаются. Однако кратковременные набеги (с разрешения великого хана) с грабительскими (но не разорительными) целями на периферийные, локальные участки русской территории продолжаются как военно-хозяйственные акции ордынцев.

С 1360 по 1375 гг. появляется новое явление в русско-ордынских отношениях: ответные походы русских вооруженных отрядов в периферийные, зависимые от Орды, пограничные с Русью земли.

11 сентября 1378 г. на реке Воже великий князь Дмитрий Иванович наголову разбил войско Бегича, напавшего на Рязанскую землю. После этого обе стороны стали готовиться к решительной схватке.

8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва. Победа русских в этой битве явилась важным шагом к полному освобождению от татарской зависимости и создания единого русского государства. После Куликовской битвы вмешательство Орды во внутренние дела Руси стало номинальным, а великое княжение по наследству закрепилось за московскими князьями.

К середине XV столетия ясно обнаружились противоположные тенденции развития Руси и Золотой Орды. В то время как на Руси наблюдался экономический подъем и шел процесс объединения земель вокруг Москвы, Золотая Орда вследствие феодального дробления и сопротивления подвластных ей народов распадалась на отдельные части (Крымское, Астраханское, Казанское ханства, Большая Орда).

 

4.Положение церкви.

С православной церковью у ханов сложились особые отношения. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону монголо-татар. В результате русские митрополиты получили от ханов ярлыки, которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также охрана имущества церкви. Веротерпимость монголо-татар распространялась столь далеко, что православная церковь смогла учредить епископскую кафедру в столице Орды – Сарае. Единственным требованием к православной церкви у ордынцев были молитвы за здоровье великого хана. Но это способствовало увеличению имущества и доходов церкви, пожертвований в казну митрополита.

Ситуация стала менее благоприятной, когда в Орде официальной религией стал ислам (в начале XIV в.). Но и тогда в целом положение православной церкви мало изменилось.

В татарах на Руси видели «наказание божье», ниспосланное на Русскую землю за грехи. Не трудно видеть, что эта позиция не только весьма пассивна, но что она, кроме того, фактически снимает вину за порабощение Руси и с монголо-татар, и с русских князей, допустивших такое иго, и перекладывает эту вину целиком на народ, оказавшийся порабощенным и страдавший от этого более всего.

Исходя из тезиса о греховности, церковники призывали русский народ не к сопротивлению захватчикам, а к собственному покаянию и к покорности татарам, не только не осуждали ордынскую власть, но и… ставили ее в пример своей пастве. Это было прямой оплатой со стороны православной церкви дарованных ей ханами огромных привилегий – освобождения от налогов и поборов, торжественных приемов митрополитов в Орде, учреждения в 1261 г. особой сарайской епархии и разрешения воздвигнуть православный храм прямо напротив ханской Ставки. (После развала Орды, в конце XV в., весь персонал сарайской епархии был сохранен и переведен в Москву, в Крутицкий монастырь, а сарайские архиереи получили титул митрополитов, хотя никакой реальной церковно-политической деятельностью уже не занимались.)

 

5.Культура.

В области духовной культуры прослеживается непосредственное воздействие монгольского нашествия: гибель значительных культурных ценностей, временный упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, утрата секретов ряда ремесел, ослабление культурных связей с Западной и Центральной Европой. Но глубоких структурных изменений в целом не произошло: литература и искусство второй половины XIII-XV в. в общем продолжают традиции предшествующего периода. Из иноземных культурных влияний преобладающим было византийское и южнославянское. Устойчивость культурной сферы средневекового русского общества к деформациям объясняется скорее всего ее относительной открытостью, непосредственной связью с общественным сознанием (в отличие от сферы социальных отношений) и ее неотделимостью от религии. В обстановке противоборства с иноконфессиональными государствами сохранение веры, традиционных культурных ценностей было проявлением стремления к независимости и единению всего русского народа

Все же заимствования восточной культуры были неизбежны. Русский язык обогатился словами и понятиями, заимствованными из монгольского и тюркского языков. Неудержимо проникали на Русь восточные обычаи, принося новые элементы быта. Изменилась одежда, прически, облик дома, питание. Это особенно заметно было в восточных русских землях.

Монгольское влияние серьезно сказалось на менталитете русского общества. Общий характер бесписьменных, юридически не фиксируемых и односторонне неравноправных русско-ордынских отношений коренным образом менял всю русскую систему представлений о политических постулатах и нормах. Русские князья оказывались лично зависимыми от Орды, привыкали к рабскому, унизительному положению. Он культивировали приспособленческую психологию «двух моралей» и переносили это уродливое, рабское положение в свои государства, практикуя на боярах, на дворянстве и особенно на своем народе те же самые приемы, которые применялись по отношению к князьям в Орде.

Одним из важнейших результатов господства Орды над Русью было то, что юридические, правовые нормы, вошедшие в обиход средневековых европейских государств, не только не имели корней в России, но не смогли привиться и позднее, когда средневековье окончилось в Европе, а в России исчезло монголо-татарское иго. Для правовых норм любого характера в России просто не оказалось почвы, ибо любые юридические, правовые, фиксированные отношения фактически были дискредитированы как чужие и чуждые русским условиям самим более чем двухсотлетним опытом их полного отсутствия при ордынском иге.

В результате представления о нормах права на несколько столетий были исключены из системы мышления русского народа. Его систематически воспитывали в обстановке последовательного бесправия. Это создавало не только препятствия на пути развития русской государственности, но и оказывало огромное негативное воздействие на формирование психологии русской нации (причем как общественной, так и личной психологии).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская цивилизация формировалась в своеобразных географических и природно-климатических условиях. До конца XV в. основным ареалом ее расположения была территория, раскинувшаяся на Восточно-Европейской равнине и вокруг нее. Можно выделить основные факторы, повлиявшие на формирование российской цивилизации в первые века ее развития.

1.Открытость границ.

Русская не земля в первые века своей истории не имела четко выраженных естественных преград, исключая Карпатские горы. С юга, с востока и с северо-запада простирались равнины, которые легко можно было преодолеть. Хотя равнинные просторы севера и были покрыты лесами, но реки позволяли проникать в глубь этих территорий.

Это приводило к постоянной угрозе военного вторжения на русскую землю. Следовательно, общество должно было находиться в состоянии высокой мобилизационной готовности. Отсюда следовала высокая степень милитаризации всей жизни и огромное значение князя как военного лидера во всей общественно-политической жизни.

С другой стороны, эта открытость границ позволяла легко уходить за пределы своей территории. Это стимулировало развитие колонизации соседних земель. Данные территории были малозаселенными, а население их стояло чаще всего на боле низком уровне развития, чем славяне. Развитие колонизационного движения приводило к закреплению консерватизма в общественно-политической системе русского общества: недовольные существующими порядками могли не вступать в конфликт с властями, а уйти из-под их контроля на окраины, где до определенного момента власть центральная не имела заметного влияния. Таким образом, конфликт власть-общество не получал своего разрешения, а консервировался. В европейских странах, где из-за географических условий подобный уход населения в массовых размерах был невозможен, поневоле конфликт власть- общество должен был находить какое-то разрешение.

Открытость границ неизбежно делала открытой и саму цивилизацию, способствуя самым разнообразным контактам русского населения с соседними народами. Подобные контакты обычно имели следствием вливание малых этносов в состав русского этноса. Таким образом, кроме всего прочего, открытость границ способствовала формированию многонационального общества.

2.Суровые природно-климатические условия, схожие в основных чертах на всей территории страны.

Речь прежде всего о резком разделении по временам года: суровые продолжительные зимы и короткое прохладное лето. Это с одной стороны, приводило к вынужденному дифференцированию хозяйственных занятий в течение года. Но с другой стороны, облегчало процессы миграции, ибо переселенец попадал в общем-то привычные условия. В то же время схожесть природно-климатических занятий порождала и схожесть видов экономической деятельности. При господстве сельскохозяйственного производства это служило дополнительной преградой на пути развития рыночных отношений: регионы производили схожую продукцию. Схожие экономические условия порождали и схожую социальную структуру общества. Это также облегчало процесс адаптации переселенцев в новых для них регионах. Данная ситуация способствовала закреплению автаркии – самообеспечения регионов, развитию их экономической независимости друг от друга.

В таких условиях основным связующим звеном между отдельными ареалами расселения становились реки. Они же служили основными путями сообщения и торговли в условиях лесной, труднопроходимой местности. Большинство русских княжеств и земель формировались в бассейне какой-либо судоходной реки. Борьба за контроль над речными путями, стремление взять под свой контроль основную реку на возможно большем е протяжении – это основная линия политической борьбы между русскими княжествами. Она была прямым следствием экономической необходимости контролировать речные магистрали для преодоления экономической изолированности региона.

3.Отдаленность русских земель от главных центров древних мировых цивилизаций.

Эта отдаленность фактически не позволила восточным славянам на первых порах своего развития активно использовать ни культурное наследство античных цивилизаций Средиземноморья (прежде всего, Греции и Рима), ни древних цивилизаций Востока (прежде всего, среднеазиатских). Народы, окружавшие ядро восточнославянских территорий, находились примерно на одном уровне развития с восточными славянами или на более низком (соседи на севере и северо-востоке). Это приводило к высокой степени самобытности в развитии культуры русского общества. Но одновременно это способствовало развитию изолированности российской цивилизации, в первую очередь – русской культуры, что затрудняло вхождение в единую европейскую или восточную цивилизацию.

Указанные особенности способствовали формированию своеобразной цивилизации, которая находилась Востоком и Западом. Огромную роль на становление российской цивилизации в период до XV в. оказало внешнее воздействие ее агрессивных соседей. Разорванная на части единая Киевская Русь оказалась на долгие столетия в ситуации выбора цивилизационной ориентации: примкнуть к Востоку или к Западу, к Европе или монгольской державе? Создание независимого Российского государства, воссоединение древних русских территорий, формирование централизованного аппарата власти с новой остротой поставило вопрос о выборе модели русского общества и о ее месте страны в мировой цивилизации: следовать ли своим самобытным путем или ориентироваться на одну из двух соседних цивилизаций?


ЛИТЕРАТУРА

Балакин, Т.И. История русской культуры / Т.И.Балакин.–М.: АЗ, 1996.–208 с.

Бегунов, Ю.К. Русская история против «новой хронологии» / Ю.К.Бегунов. – М.: Рус. Панорама, 2001. – 216 с.

Бушуев, С.В. История государства российского: историко-библиографи–ческие очерки. Кн. первая. IX-XVI вв. / С.В.Бушуев, Г.Е.Миронов. – М.: Кн. Палата, 1991. – 544 с.

Вернадский, Г.В. Начертание русской истории: учеб. пособие для вузов / Г.В.Вернадский. – СПб: Лань, 2000. – 320 с.

Винклер, П. Оружие: Руководство к описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX в. / П.Винклер. – М.: Наука, 1992. – 326 с.

Воронин, А.В. Краткий очерк истории российского государства / А.В.Воронин. – Мурманск: изд-во МГПИ, 2000. – 76 с.

Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д.Греков. – М.: Госполитиздат, 1953.-568 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.