Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морозова Ольга Петровна 5 страница




Расцвет древнерусской архитектуры приходится на время княжение Ярослава Мудрого. Задуманное им грандиозное строительство необходимо воспринимать в русле великокняжеской политической программы, направленной на укрепление государственности и власти. В 1037 г., согласно Киевской летописи, начинает возводиться Софийский собор, задуманный как главный христианский и великокняжеский храм на Руси. Киевская София в идеологическом, религиозном и художественном отношении соперничала с Софией Константинопольской. Киевский Софийский собор был воспринят как образец храмового строительства в других русских землях. Подобные ему соборы были созданы в крупных центрах Киевской Руси – Полоцке, Новгороде, Чернигове. Они имели свои архитектурно-художественные особенности, но их объединяло характерное для культового строительства выражение величия и силы, грандиозности и торжественности.

Во второй половине ХI-ХII вв. храмов, подобных Софийским, на Руси уже не возводят. Отдаётся предпочтение сооружению княжеских монастырей, в которых храмы меньше и проще. Строителями монастырей и соборов были, по преимуществу, уже русские мастера, поэтому при сохранении единых принципов возведения культового сооружения появляются местные традиции зодчества. Первоначально различия касались деталей декора, но к концу ХII в. они стали столь значительны, что послужили основой сложения древнерусских архитектурных школ.

Особой суровостью отличалась новгородская архитектура. Лаконизм, суровая простота свойственны Георгиевскому собору Юрьева монастыря в Новгороде (1119 г.). Сохранилось имя мастера собора – Пётр. Единство конструкции и декоративного убранства, органичная целостность, столь характерная для ХI в., сохраняется в архитектуре и ХII в. Решительные изменения в новгородском зодчестве появляются во второй половине ХII в. Храмы становятся более компактными, небольшими, однокупольными, одноапсидными, однако они по-прежнему монументальны и величественны. Появление этих церквей связано с повышением в жизни городов роли торгово-ремесленных слоёв населения, которое постепенно превращается во внушительную политическую силу. Горожане стали не только исполнителями, но и заказчиками архитектурных сооружений. В строительстве посадских храмов зодчие руководствовались не столько каноном, сколько природным чутьём, поэтому в них наиболее полно воплотились художественные идеалы народа. Самые знаменитые новгородские храмы этого периода – храм Спаса Преображения на Нередице (1198 г.) и храм Параскевы Пятницы (1207 г.). Большинство подобных им церквей отличается простотой внешнего облика, декор скуп, конструкция ясна. В них скрыто живёт древний прообраз – деревянный сруб-четверик.

Одной из самых ярких архитектурных школ ХII. и первой половины ХIII вв. была Владимиро-Суздальская школа. От начала и до конца своего развития она связана с высокой идеей объединения русских земель, выдвинутой владимирскими князьями и поддержанной горожанами, дворянами и церковью. Архитектура переживает свой стремительный взлёт при Андрее Боголюбском, когда столица переносится во Владимир. Владимир во всём соперничает с Киевом, как некогда последний – с Константинополем. Возводятся Золотые ворота (1164 г.) с огромной торжественной аркой проезда и надворной церковью – своеобразная триумфальная арка. В 10 километрах от города была построена великокняжеская резиденция Боголюбово, которая представляла собой не только сильную крепость, но и роскошный дворцовый ансамбль. Самым замечательным памятником времени Андрея Боголюбского является церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Церковь была посвящена неизвестному в Византии празднику Покрова Богородицы, введённому Боголюбским без позволения киевского митрополита. Строительством храма Покрова Богородицы утверждалась в присущих средневековью аллегорических образах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав “богоизбранного” князя Андрея.

Выразительную черту владимиро-суздальского зодчества составляет применение скульптуры в оформлении фасадов. Скульптурные украшения церкви Покрова немногочисленны, но удивительно гармоничны. Над порталами в полукружьях закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь-объединитель Давид, окружённый львами и грифонами, ниже протянулась цепочка женских масок. В символах Покровской церкви нетрудно угадать идеи объединения русских земель и заступничество Богоматери.

Одним из важнейших элементов внутреннего убранства древнерусского храма была икона. До появления иконостаса (XV век) иконы размещались на стенах, столбах, архитраве алтарной преграды. Первоначально древнерусская икона была теснейшим образом связана с византийской иконописью: последняя определяла основные иконографические типы и стилистику изображения. Однако, уже с ХI века начинается выстраиваться русская иконопись. Основными школами были Новгород, Псков и Москва. Древнейшие русские иконы, датируемые ХI веком, происходят из Новгорода. Одно из ранних произведений – икона Петра и Павла (середина ХI века). Большое распространение в древнерусской иконописи получает тема Богоматери с младенцем. Лирическая трактовка характерна для изображения Богоматери с младенцем типа Умиление (икона Владимирской Богоматери, икона “Богоматерь Умиление” из Старой Руссы).

Таким образом, с конца ХI века формируется новая социокультурная ситуация, связанная с распадом государства на множество самостоятельных земель и княжеств. Этот процесс не приостановил развитие культуры. С появлением новых культурных центров становились более заметными локальные особенности в культуре различных земель, обусловленные их социально-экономическими политическим развитием, направлением и характером их культурных связей, влиянием местных традиций.

Наличие множественности художественных школ не свидетельствовало о распаде древнерусской народности. Идея единства русской земли продолжала оставаться одной из ведущих, что нашло отражение в памятниках культуры.

 


ГЛАВА 5. ВЫБОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ В XIII ВЕКЕ

Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах. В свою очередь, географическое расположение, природно-климатические условия оказывали существенное, если не решающее, влияние на вид хозяйственной деятельности людей, на их миграцию и естественный рост населения. В силу огромных пространств, на которых располагалось население Руси, эти природные условия не могли быть одинаковы. Поэтому можно условно выделить несколько зон, которые создавали различные предпосылки для развития различных типов цивилизации:

- Северо-западные территории (в основном, владения Новгорода), имевшие прямой выход к морям, тяготели к морскому типу цивилизации, причем ориентированном на Европу.

- В центральной части русских земель возникал другой тип цивилизации, континентальный. Можно выделить два основных его варианта: степной, в основном к нему тяготели южные земли, в том числе и Киев, и лесной, к которому можно отнести северо-восточные территории.

Объединяющей чертой для всех трех вариантов было то, что это были речные цивилизации. Реки были главными связующими элементами русских земель.

Вплоть до середины XIII в. русским землям удавалось сохранить независимое положение между Востоком и Западом, между Европой и Азией. Естественное течение русской жизни было прервано в XIII в., когда на Русь обрушились два мощных нашествия: с востока – монголы, с запада – крестоносцы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.