КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2 4 страница
Полнота учета юридически значимых явлений может быть разной. Сведения такого учета несопоставимы. До 1989 г., например, административные правонарушения в объеме Союза учитывались главным образом по МВД. В 1990 г. этот учет стал централизованным (в Госкомстате), куда представляли отчетность более 35 министерств и ведомств, которые обладали правом административной юрисдикции. С 1992 г. в России в официальную отчетность попадают только правонарушения, учтенные органами внутренних дел (милицией, ГАИ, пожарным контролем), и судами в рамках административного судопроизводства. Административная юрисдикция других ведомств централизованно не учитывается. 2 Показатели динамики Наиболее распространенные показатели — это абсолютный прирост или снижение (разность между последующими и предыдущими абсолютными суммарными величинами), темп роста или снижения (изменения уровня ряда в процентах по сравнению с базовым, среднегодовой темп прироста или снижения при использовании подвижной базы. Все эти показатели подробно рассматривались в темах 5 и 6. Поэтому остановимся лишь на некоторых особенностях последнего показателя. При исчислении среднегодовых темпов прироста (снижения), которые иногда называют средним коэффициентом роста (снижения), сначала рассчитывается средний темп роста (снижения) Тр как средняя геометрическая величина годовых темпов роста (снижения), подсчитанных по цепному правилу (пример такого расчета приведен в разделе 2 темы 6). Только после этого можно рассчитать среднегодовой темп прироста (снижения) Тприр единственным образом: Тприр = Тр – 1 при расчете среднегодового темпа роста (снижения) Тр в единицах или Тприр = Тр – 100% при расчете среднегодового темпа роста (снижения) Тр в процентах. Воспользуемся этой формулой для расчета среднегодового темпа прироста (снижения) числа зарегистрированных преступлений в Свердловской области в период с 1996 по 2000 гг. (исходные данные приведены в разделе 2 темы 5; расчет среднегодового темпа роста (снижения) приведен в разделе 2 темы 6): Тприр = Тр – 100 = 106,3 – 100 = +6,3%. В результате расчетов получили, что в среднем темп прироста числа зарегистрированных преступлений в Свердловской области в период с 2001 по 2005 гг. составил +6,3% ежегодно. Наряду с указанными показателями для любого ряда динамики, интервального и моментного, абсолютных, относительных и средних величин может быть рассчитан средний уровень ряда. 3 Выравнивание динамических рядов В правовой статистике не так часто можно встретиться с плавно меняющимися или неизменными уровнями рядов динамики, особенно в последнее время. Резкие колебания показателей динамики связаны с непоследовательностью проведения правовой реформы, недостаточным правовым обеспечением процессов переходного периода, противоречивостью действующего законодательства, формированием новых юридических подходов, традиционным статистическим очковтирательством и многими другими причинами. В условиях большой колеблемости показателей динамических рядов очень важно выявить три компонента динамики: – основные тенденции, выражающие долговременные изменения; – систематические кратковременные изменения; – несистематические случайные колебания. Необходимость отделения случайного и временного от устойчивого и закономерного в уровнях динамических рядов диктуется потребностями изучения основных тенденций и закономерностей развития изучаемого явления. С этой целью уровни рядов динамики подвергают различным математическим преобразованиям, которые позволяют выявить главные изменения уровней ряда. Вопрос о смыкании динамических рядов имеет особую актуальность в юридической статистике. Изменение законодательства, принципов и форм учета не позволяют дать единый динамический ряд сопоставимых показателей. Аналогичные трудности возникают при изменении единиц учета, территории и других условий сопоставимости. Чтобы выявить общую тенденцию изменения уровней динамического ряда, осуществляют их смыкание. Для этого за 100% (за базу) принимают уровень периода, в котором имеются данные по старому и новому условиям учета, а затем процентируют к ней влево — уровни преступлений по старому перечню и вправо - уровни преступлений по новому перечню, получая сомкнутый ряд. После этого можно анализировать сомкнутый динамический ряд, который более или менее точно раскрывает основную тенденцию явления в целом. Сглаживание рядов динамики предполагает приближение их к основной тенденции, к тренду, способами укрупнения интервалов, скользящей средней, методом аналитического выравнивания (по прямой, по экспоненте, по параболе и т.д.) и другими методами. Укрупнение интервалов применяют, если средние уровни по интервалам не позволяют увидеть тенденцию явления. Переход к расчету уровней за большие промежутки времени увеличивает длину каждого интервала (одновременно уменьшая количество интервалов), что в ряде случаев позволяет выявить тенденцию. Скользящая средняя. В этом методе исходные уровни ряда заменяются средними величинами, которые получают из данного уровня и нескольких симметрично его окружающих. Аналитическое выравнивание. Под этим понимают аппроксимацию (приближение) аналитической функцией заданного вида значений уровней ряда, аргументом которой является время. Чаще всего при выравнивании используются линейная, параболическая, экспоненциальная функции. 4 Способы расчета сезонной динамики Сезонные колебания характерны для абсолютного большинства юридически значимых явлений. Некоторые сезонные волны имеют различные сдвиги по фазе и могут находиться между собой в противофазе. В зависимых системах различия в сезонных колебаниях могут иметь отрицательные последствия. Сезонные «пики» преступности в целом (некоторые виды деяний имеют свои «пики») чаще всего падают на весну и осень, а, точнее, на март и октябрь, а «провалы» регистрируются зимой (декабрь-январь). В летние месяцы (июль) уровни преступности ниже, чем весной и осенью. На кривую сезонности преступности оказывает воздействие сезонная динамика других обстоятельств: криминальных мотиваций, работоспособности милиции, показ полугодовых и годовых (отчетные периоды) «успехов» борьбы с преступностью, расслабленность правоохранительных органов в начале года и т. д. Изучать сезонность юридически значимых явлений необходимо для адекватной организации управленческой деятельности. Наиболее простой метод выявления и измерения сезонных колебаний — это расчет среднего уровня (средней арифметической) изучаемых явлений по месяцам за год и сопоставление месячных данных со средним уровнем. Это отношение уровней, выраженное в процентах, именуется индексом сезонности. Он рассчитывается по формуле , где ИС — индекс сезонности; yм — уровень по месяцам (реальный); — средний уровень ряда за год. Месячные данные одного года в силу многих случайностей недостаточно надежны для выявления сезонных колебаний. Поэтому статистики пользуются месячными данными за несколько лет, в основном за 3 года. Вопросы для самопроверки 1) Что такое тренд? 2) В чем состоит главное отличие между моментными и интервальными рядами динамики? 3) Укажите основные требования, предъявляемые к анализируемым рядам динамики. 4) Какова связь между среднегодовыми темпом роста (снижения) и темпом прироста (снижения)? 5) С какой целью проводят сглаживание рядов динамики?
Тема 9. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 1 Понятие статистических взаимосвязей и причинности Общественные явления, в том числе и юридически значимые, взаимосвязаны между собой, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. Особая роль во взаимосвязях общественных явлений принадлежит причинности. Эта объективно необходимая связь, в которой одно или несколько взаимосвязанных явлений, именуемых причиной (фактором), порождают другое явление, именуемое следствием (результатом), и может быть названа причинностью. Среди юридических дисциплин в изучении причинности дальше всего продвинулись криминология - наука о преступности, ее причинах и предупреждении и уголовное право, где установление причинной связи между действием и последствием — необходимое условие наступления уголовной ответственности. Но вопросы причинной связи важны и в административном, и в гражданском и других отраслях права. Формы проявления взаимосвязей весьма разнообразны. В качестве двух самых общих их видов выделяют функциональную (полную) и корреляционную (неполную) связи. В первом случае величине факторного признака строго соответствует одно или несколько значений функции. Корреляционная связь (которую также называют неполной, или статистической) проявляется в среднем, для массовых наблюдений, когда заданным значениям независимой переменной соответствует некоторый ряд значений зависимой переменной. Объяснение тому - сложность взаимосвязей между анализируемыми факторами, на взаимодействие которых влияют неучтенные случайные величины. Поэтому связь между признаками проявляется лишь в среднем, в массе случаев. При корреляционной связи каждому значению аргумента соответствуют случайно распределенные в некотором интервале значения функции. Юридические науки имеют дело, главным образом, с социально-правовыми явлениями и процессами, где нет таких жестких однозначно полных и точных связей. Причинная обусловленность преступления, и тем более преступности, как массового социального явления, связана с огромной совокупностью взаимозависимых обстоятельств, которые с изменением действия хотя бы одного из них могут изменить характер всего взаимодействия в целом. Число обстоятельств, которые влияют на совершение преступлений, достигает 450 и более. Связь между причиной (совокупностью причин) и следствием (преступлением, преступностью) многозначна и носит вероятностный характер. Многозначность заключается не только в том, что каждое правонарушение (и правонарушаемость в целом) есть результат действия многих причин, но и в том, что каждая причина, взаимодействуя с тем или иным набором других причин, может порождать не одно, а несколько следствий, в числе которых — различные виды противоправного и правомерного поведения. По направлению связи бывают прямыми (положительными), когда зависимая переменная растет с увеличением факторного признака, и обратными (отрицательными), при которых рост последнего сопровождается уменьшением функции. Относительно своей аналитической формы связи бывают линейными и нелинейными. В первом случае между признаками в среднем проявляются соотношения прямой или обратной пропорциональности, а нелинейная взаимосвязь выражается более сложной функцией. Существует еще одна достаточно важная характеристика связей с точки зрения взаимодействующих факторов. Если характеризуется связь двух признаков, то ее принято называть парной. Если изучаются более чем две переменные — множественной. Указанные выше классификационные признаки наиболее часто встречаются в статистическом анализе. Но кроме перечисленных различают также непосредственные, косвенные и ложные связи. В первом случае факторы взаимодействуют между собой непосредственно. Для косвенной связи характерно участие какой-то третьей переменной, которая опосредует связь между изучаемыми признаками. Ложная связь - это связь, установленная формально и, как правило, подтвержденная только количественными оценками. Она не имеет под собой качественной основы или же бессмысленна. 2 Основные приемы установления взаимосвязей В наиболее общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит в количественной оценке их наличия и направления, а также характеристике силы и формы влияния одних факторов на другие. Для их решения она использует три группы методов: – дисперсионный анализ; – корреляционный анализ; – регрессионный анализ. Дисперсионный анализ основан на сопоставлении вариации признака-результата, вызванной изменением признаков-факторов и вариацией, внесенной случайными причинами (разброс, вызванный неучтенными факторами). В качестве характеристики вариации применяется дисперсия. Соотнесение дисперсий осуществляется путем вычисления критерия Фишера. Применение этого вида анализа позволяет оценить наличие связи и оценить силу влияния на признак-результат нескольких факторов и их сочетания. Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты и направления линейной связи между варьирующими количественными признаками. Этот анализ базируется на вычислении коэффициента корреляции – безразмерной величины, изменяющейся в пределах от –1 до +1. Знак определяет направление связи: если коэффициент корреляции положителен, то и связь – положительная (прямая), в противном случае – связь отрицательная (обратная). Абсолютная величина коэффициента корреляции характеризует силу (тесноту) линейной связи. При значениях коэффициента корреляции, не превышающих по абсолютной величине 0,3, связь считается слабой; при значениях от 0,3 до 0,7 – средней; при значениях более 0,7 – сильной. В случае, когда абсолютное значение коэффициента корреляции примерно равно 1, связь не носит статистического характера, а является функциональной. В случаях, когда проводится анализ взаимного влияния не двух, а большего числа факторов, то рассчитываемая величина называется коэффициентом парной корреляции, поскольку оценивает тесноту и направление линейной связи между парой признаков. Задачи регрессионного анализа лежат в области установления формы зависимости, связывающей количественный признак-результат с количественными признаками-факторами, т.е. уравнения регрессии. Анализ основан на подборе аналитической функции заданного вида, которая наилучшим образом описывает зависимость результата от одного или нескольких факторов. В качестве критерия «наилучшего приближения» используется сумма квадратов отклонений фактических значений результата от его расчетных значений (метод наименьших квадратов). В результате применения регрессионного анализа получаем уравнение регрессии, реализующее заранее определенную исследователем регрессионную модель. Регрессионный анализ позволяет проверить адекватность принятой модели, установить направление и форму зависимости результата от одного или нескольких факторов и оценить силу их влияния. Уравнение регрессии используется для интерполяции (вычисление значений признака-результата в области определения) и экстраполяции (вычисление значений признака-результата вне области определения). Следует заметить, что традиционные методы дисперсионного, корреляционного и регрессионного анализов широко представлены в разного рода пакетах статистических программ для ЭВМ. 3 Непараметрические методы оценки связи Для измерения связи между атрибутивными (качественными) признаками в статистике используются непараметрические методы оценки связи, к которым относятся коэффициент ассоциации К.Пирсона, коэффициент сопряженности А.А.Чупрова, а также коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендэлла. Коэффициент ассоциации К.Пирсона (КП) в плане исчисления - относительно простой показатель сопряженности величин. Он применяется к вариации двух качественных признаков, распределенных по двум группам. Коэффициент ассоциации измеряется от -1 до +1 и интерпретируется так: чем ближе коэффициент к 1, тем теснее связь, положительная или отрицательная. Считается, что если КП достигает 0,3, то это свидетельствует о существенной связи между признаками. Коэффициент взаимной сопряженности, разработанный отечественным статистиком А.А.Чупровым (КЧ), в отличие от коэффициента Пирсона применяется для измерения связи между соотношением двух атрибутивных признаков по трем и более группам. Коэффициент А.А.Чупрова изменяется от 0 до 1. Связь считается существенной при величине КЧ = 0,3. Чем ближе его значение к единице, тем сильнее связь. В социально-экономических исследованиях нередко встречаются ситуации, когда признак не выражается количественно, однако единицы совокупности можно упорядочить. Такое упорядочение единиц совокупности по значению признака называется ранжированием. Примерами могут быть ранжирование студентов (учеников) по способностям, любой совокупности людей по уровню образования, профессии, по способности к творчеству и т. д. При ранжировании каждой единице совокупности присваивается ранг, т. е. порядковый номер. При совпадении значения признака у различных единиц им присваивается объединенный средний порядковый номер. Например, если у 5-й и 6-й единиц совокупности значения признаков одинаковы, обе получат ранг, равный (5 + 6) / 2 = 5,5.
Измерение связи между ранжированными признаками производится с помощью ранговых коэффициентов корреляции Спирмена и Кендэлла. Эти методы применимы не только для качественных, но и для количественных показателей, особенно при малом объеме совокупности, так как непараметрические методы ранговой корреляции не связаны ни с какими ограничениями относительно характера распределения признака. Коэффициенты Кендэлла и Спирмена изменяются от +1 до -1. Они используются как меры взаимозависимости между рядами рангов, а не как меры связи между самими переменными. Коэффициенты Спирмена и Кендэлла обладают примерно одинаковыми свойствами, но при наличии многих рангов коэффициент Кендэлла имеет некоторые вычислительные преимущества. Оба коэффициента широко используются в статистике и социологии. Особая роль в выявлении связей не только между качественными, но и количественными признаками принадлежит параллельным статистическим рядам. С одной стороны, они представляют собой относительно самостоятельный и важный метод выявления корреляционной зависимости, с другой, - с их сопоставления начинается расчет однофакторных, многофакторных и иных корреляций. Параллельные ряды в этом смысле представляют собой сопоставление двух и более статистических вариационных или динамических рядов показателей, причинно или иным способом связанных между собой. Они дают возможность увидеть изменения одного явления в рядах распределения или динамики, установить взаимосвязанное изменение двух или более явлений. Параллельные ряды в правовой статистике применимы и для сопоставления рядов динамики преступности и раскрываемости, преступности и выявленных правонарушителей, преступности и судимости, преступности, судимости и числа заключенных. Они могут свидетельствовать о результативности борьбы с преступностью, степени соответствия судебной практики криминогенным тенденциям, месте и роли лишения свободы в борьбе с преступностью и т. д. Любые показатели о юридически значимых явлениях могут быть поставлены в параллельные статистические ряды распределения и динамики, если между ними существуют реальные причинные или иные связи. Однако обнаруженные совпадения могут быть случайными или ложными. Вопросы для самопроверки 1) Что называют причинностью при изучении общественных явлений? 2) С какой целью проводят дисперсионный анализ? 3) Что характеризует коэффициент парной корреляции? 4) Что получают в результате проведения регрессионного анализа? 5) Какие методы применяют в статистике при измерении связи между атрибутивными признаками?
Тема 9. ПОНЯТИЕ «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ». Научная обработка и анализ статистических данных — третья, завершающая стадия статистического исследования. Как заключительный этап статистического исследования анализ статистических данных - это процесс изучения, сопоставления, сравнения полученных цифровых данных (между собой и с данными других отраслей социально-экономической статистики), их обобщения, истолкования и формулирования научных и практических выводов. Анализ (от греч. analysis — разложение) в широком понимании представляет собой научный метод мысленного или реального разложения, расчленения предмета, явления, процесса на составные элементы, признаки, свойства, отношения, которые затем исследуются в отдельности и во взаимосвязи в целях получения нового знания или систематизации уже имеющихся знаний. Статистический анализ в социально-правовом исследовании включает в себя расчленение изучаемого явления (процесса) на составные части, определяемые той или иной отраслью права, количественное измерение этих составных частей, установление взаимосвязей между ними и другими социальными явлениями, выявление реальных закономерностей развития явления или процесса. Статистический анализ в криминологическом исследовании предполагает расчленение преступности, ее причин, мер предупреждения и т. д. на составные элементы в целях установления и количественного измерения, взаимосвязей и закономерностей преступности и связанных с ней массовых социальных явлений и процессов. При раскрытии понятия статистического анализа в юридической науке и практике мы вынуждены будем выходить за пределы устоявшегося общенаучного определения. Выявление взаимосвязей между составными частями изучаемого явления, между ними и другими социальными процессами, установление общих закономерностей развития, строго говоря, в большей мере являются элементами синтеза (от греч. synthesis — соединение), чем собственно анализа. Именно синтез явления в его единстве и взаимной связи путем обобщения и сведения в единое целое данных, добытых анализом, помогает решить многие задачи, которые традиционно относят к статистическому анализу. Статистический анализ юридически значимых показателей помогает различным отраслям юридической науки не утратить связь с социальными реалиями при выполнении ею своих четырех функций: описательной, объяснительной, прогностической и организационно-практической. В описательной функции уголовного и гражданского права, криминологии и других юридических дисциплин статистический анализ играет основополагающую роль. Он позволяет получить качественно-количественную характеристику изучаемого явления, описать его составные части, установить их соотношение, выявить различные особенности и характерные черты. Наиболее полно возможности статистического анализа используются при описании преступности, административной правонарушаемости, гражданско-правовой деликтности, а также результатов деятельности правоохранительных и других юридических органов, гражданского и уголовного судопроизводства, исполнения наказания. В реализации этой функции юридической науки статистический анализ применяется намного шире, чем при осуществлении иных ее назначений. Это можно рассматривать как недостаток. Качественная или количественная описательность — первая и наиболее простая ступень анализа. Неполное использование статистического анализа при реализации других функций науки чаще всего свидетельствует о слабом владении его методами. Да и само статистическое описание юридических явлений не всегда бывает системным и профессиональным. Статистический анализ, применяемый для объяснительной функции юридической науки и практики, обладает огромным арсеналом средств, способов и методов, позволяющих проникнуть вглубь изучаемого явления, выявить его внутренние и внешние взаимосвязи, установить реальные тенденции и причинную базу происходящих изменений. Объективно объяснить, например, причины роста (снижения) преступности или отдельных ее видов, ее структурных сдвигов, недостаточную эффективность деятельности уголовного и гражданского правосудия, снижение доверия населения к милиции и т. д. — проблема непростая и кропотливая. В реальной жизни и практике такие объяснения нередко носят поверхностный и произвольный характер. В основе снижения уровня учтенных преступлений может лежать множество самых разных причин: улучшение жизни в стране, совершенствование контроля за противоправным поведением, неверие населения в уголовное правосудие, недобросовестный учет преступлений, изменение уголовного законодательства и т. д. Для доказательства тех или иных связей требуется проведение статистического исследования с привлечением дисперсионного, корреляционного или регрессионного анализа. Только в этом случае выводы будут базироваться на надежной основе и принесут реальную помощь при выработке практических или теоретических решений. Статистический анализ осуществляется на данных прошлого и настоящего. Даже при самом правдивом описании и объяснении его реальных особенностей следует всегда помнить, что социально-правовая, криминологическая, деликтологическая и иная юридическая реальность чрезвычайно изменчива и динамична. Поэтому выводы, сделанные только на основе прошлого и настоящего, могут оказаться выводами «вчерашнего» дня. Избежать ошибок в определенной мере может многовариантный, вероятностный, но относительно надежный прогноз возможного развития изучаемого явления в обозримом будущем. Статистический анализ дает достаточно оснований для осуществления прогностических функций той или иной отрасли науки и практической деятельности. Самый упрощенный метод осуществления прогноза на ближайшее будущее — экстраполяция статистических тенденций и закономерностей на предстоящие годы. Если эти тенденции и закономерности выявлены объективно, то они могут дать относительно надежную базу для возможных предположений. Причем необходимо экстраполировать не только тенденции самого изучаемого явления или процесса, но и других связанных с ним социальных явлений, которые его обусловливают. На основе статистического изучения аналогичных тенденций в криминологии прогнозируется, например, не только преступность и ее виды, но и поведение отдельных лиц (индивидуальное прогнозирование). Описание, объяснение и прогноз развития изучаемых явлений нужны не сами по себе, а для принятия адекватных решений при подготовке законодательных инициатив, оптимальной организации той или иной юридической деятельности, результативности работы и т. д. Это означает, что описательная, объяснительная и прогностическая функции юридической науки и практики должны иметь возможность влиять на законодательную, исполнительную, судебную власти в целях совершенствования механизмов функционирования правового государства, т. е. для реализации организационно-практической функции юридических наук. В практической деятельности правоохранительных и других юридических органов и даже в научных юридических исследованиях методы статистического анализа, к сожалению, используются недостаточно. Нередко он ограничивается составлением сравнительных таблиц для оперативных целей или иллюстраций, а до глубокого анализа «не доходят руки» или не хватает необходимой статистической подготовки. Это обедняет анализ, и он не приносит той пользы, которая потенциально в нем заложена. Статистический анализ в его широком понимании включает в себя следующие частные методы, рассмотренные в предыдущих темах: 1) статистическая сводка и группировка; 2) обобщающие величины (абсолютные, относительные, средние); 3) статистические ряды; 4) способы изучения взаимосвязей.
Перечисленные методы позволяют решить большинство задач, которые обычно ставятся перед традиционным статистическим анализом. Дальнейшее углубление количественного анализа возможно на основе многочисленных математических методов, применение которых требует серьезной профессиональной подготовки. Вопросы для самопроверки 1) Какова роль статистического анализа при реализации описательной и объяснительной функций уголовного и гражданского права, криминологии и других юридических дисциплин? 2) Какие методы статистики позволяют получить объективный прогноз на ближайшее будущее?
Список литературы Савюк Л. К. Правовая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 2005. – 640 с. Лунеев В. В. Юридическая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 2004. – 392 с. Статистика: Курс лекций / Под ред. В. Г. Ионина. Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. – 310 с. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1996. – 368 с. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1996. – 296 с. СОДЕРЖАНИЕ Часть 2 Тема 4. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.................................................................................................. 3 1 Общее понятие о статистической сводке и группировке............................. 3 2 Виды статистических группировок.............................................................. 4 3 Понятие о статистических таблицах............................................................. 8 4 Графический способ изложения данных правовой статистики................. 11 Тема 5. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ................. 15
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |