КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идейно-политические течения современности
ОСНОВНЫЕ Современные особенности функционирования политических элит и осуществления политического лидерства В наши дни деятельность политических элит, политических лидеров испытывает возрастающее влияние общемировой тенденции демократизации политических отношений. За последнее десятилетие возросло число стран, в которых применяется антрепренерская система рекрутирования политической элиты. Расширяется контроль общественности за деятельностью политических элит и лидеров, более строгой и юридически оформленной становится их ответственность за принимаемые решения. Деятельность политических элит и лидеров институализируется. т.е. происходит в рамках определенных политических институтов - организаций и норм. Все это в определенной степени ограничивает власть политических элит и лидеров, повышает влияние общества на принятие решений. Другой важной тенденцией является профессионализация деятельности политических элит и лидеров, проявляющаяся в овладении политическими деятелями специальными научными знаниями и навыками в сфере политической управленческой деятельности. В той или иной степени эти тенденции проявляются и в сегодняшней России. За последние годы выдвинулись сотни и тысячи молодых, энергичных, интересно мыслящих и образованных политических деятелей, что резко изменило политическую жизнь нашей страны, сделало ее более динамичной и содержательной. Однако существуют и факторы, снижающие эффективность российской политической элиты. В их числе использование некоторыми политиками усвоенных ими в прежние времена «номенклатурных», бюрократических методов руководства; коррупция, охватившая некоторые слои элиты; угрожающие стабильности общества принципиальные разногласия по вопросу о путях дальнейшего развития общества между правящей элитой и контрэлитой; отсутствие должного взаимопонимания и субординации между представителями столичной и региональных политических элит. Именно этим можно объяснить возникновение в обществе определенного «кризиса доверия» к правящей элите. Что обозначается понятием «контрэлита»? элита, осуществляющая контрреформы оппозиционная политическая элита - 1 политическая элита, настроенная контрпродуктивно всё перечисленное
Раздел 7 Идейно-политическое течение - это система представлений о наиболее желательном с точки зрения определенных социальных групп общественно-политическом устройстве, воплощаемых в жизнь в ходе деятельности соответствующих политических партий и движений. Знание важнейших принципов, отстаиваемых основными идейно-политическими течениями современности, весьма полезно для понимания политической жизни России и зарубежных стран, существа борьбы между политическими партиями. § 1. Либерализм Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - идейно-политическое течение, ориентированное на обеспечение максимально возможной (в рамках закона) свободы деятельности индивидов во всех сферах общественной жизни. Как особое идейно-политическое течение либерализм сформировался на рубеже XVIII-XIX в., однако его теоретические предпосылки (особенно в области социальной философии и экономической теории) были заложены еще раньше в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Вольтера, физиократов. В развитии либерализма можно выделить два основных этапа: 1) классический (примерно с рубежа ХУШ-XIX в. и до 30-х гг. XX в.); 2) неолиберализм (с 30-х гг. XX в. до настоящего времени). Классический либерализм оказался ведущей идейной и политической силой демократических революций XVIII - XIX вв. в США и Западной Европе. Экономическая программа либералов предполагала обеспечение неприкосновенности частной собственности и невмешательства государства в регулирование социально-экономических отношений; основную функцию государства либералы сводили к охране правопорядка (что нашло выражение в популярных лозунгах либералов «laissez faire» (в переводе с французского «не мешайте действовать») и «государство - это ночной сторож»). Политические требования либералов включали утверждение гражданского равенства, демократических прав и свобод, правового государства, политического плюрализма, т.е. формирование демократической политической системы. Либералы выступали за освобождение духовной жизни общества от церковного контроля, за отделение церкви от государства, за светский характер образования. Значение этих идей трудно переоценить. Наряду с моральными нормами протестантизма, они сформировали этику энергичного свободного предпринимательства, воплотившуюся в грандиозном экономическом прогрессе стран Запада. Сформулированные либералами представления о принципах организации и функционирования демократических политических институтов стали аксиомой, не оспариваемой в настоящее время подавляющим большинством населения западных стран, политических партий и движений. К 30-м гг. XX в. однако, обозначилось несоответствие социально-экономических принципов либерализма новым реалиям. «Великая депрессия» конца 20-х-начала 30-х гг. показала иллюзорность представлений либералов о всемогуществе «невидимой руки» свободного рынка как регулятора высокоразвитой экономики западных стран. Большой размах приобрело рабочее движение, настойчиво выдвигавшее лозунги социального обеспечения рабочих и служащих, расширения прав профсоюзов, ограничения. произвола работодателей. В этой ситуации либералы были вынуждены корректировать свои традиционные подходы. Начался новый этап развития либерализма - неолиберализм, идеология которого уже допускала известное регулирующее влияние государства в социально-экономической сфере и развитие системы социального обеспечения населения. Важный вклад в теоретическое обоснование неолиберализма внес английский экономист Дж. Кейнс, доказывавший необходимость всемерного увеличения государственных расходов, использования рычагов государственной банковской системы для поддержания оптимального темпа экономического роста, регулирования занятости и пр. Одним из первых актов неолиберальной политики стал знаменитый «новый курс» президента США Ф. Рузвельта в ЗО-е гг., способствовавший выходу страны из экономического кризиса. Новую яркую страницу в политическую историю неолиберализма вписал в начале 60-х гг. другой американский президент - Дж. Кеннеди (программа «новых рубежей»). Демократическая партия США, представителями которой были Ф. Рузвельт и Дж. Кеннеди, и сегодня играет важную роль в политической жизни страны, является наиболее влиятельной в мире партией неолиберальной ориентации. Однако в большинстве западноевропейских стран либеральные партии были оттеснены на второй план политической сцены своими социал-демократическими и неоконсервативными конкурентами, программы которых воспринимались избирателями как более определенные и новаторские по сравнению с «банальными», «старомодными», «давно реализованными» лозунгами либералов. Так, например, некогда влиятельная Либеральная партия Великобритании после 1945 г. ни разу не имела своих представителей в правительстве. Стоящая на неолиберальных позициях Свободная демократическая партия Германии (создана в 1948 г.) в лучшем случае вынуждена была довольствоваться ролью младшего партнера по правительственной коалиции с социал-демократами или христианскими демократами. В России становление либерализма как особого идейно-политического течения обозначилось лишь к середине XIX в. Русские либералы того времени, которых называли западниками за их ориентацию на европейские общественно-политические институты и ценности (В.Н. Боткин, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.), вели оживленную полемику со славянофилами, выступавшими за самобытный путь развития России. При этом либералы высказывались за реформистские методы обновления страны; некоторые из них внесли заметный вклад в практическую реализацию крестьянской, судебной, земской и других реформ 60-х-70-х гг. В 1905 г. на волне первой русской революции была создана основная политическая партия русских либералов - Конституционно-демократическая партия, сыгравшая заметную роль в политической жизни России. Лидером партии был известный историк П.Н. Милюков. Конституционные демократы, или кадеты, высказывались за ускорение капиталистического развития страны, за глубокое реформирование политической системы России. Образцовой формой правления кадеты считали конституционную парламентскую монархию наподобие английской, выступали за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, за создание ответственного перед Государственной думой правительства, введение всеобщего избирательного права, основных демократических прав и свобод. В области межнациональных отношений они, как правило, не шли дальше лозунга культурно-национальной автономии. Аграрная программа кадетов допускала частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. Вскоре после октября 1917 г. кадетская партия была объявлена большевиками «партией врагов народа» и распущена; последние кадетские организации прекратили существование в ходе гражданской войны. В современной России наиболее влиятельными либеральными партиями являются «Яблоко» (лидер - Г.А. Явлинский) и «Союз правых сил» (Б. Е. Немцов, И.М. Хакамада). Своими важнейшими задачами в сфере государственного строительства на современном этапе эти партии считают более четкое разграничение полномочий между ветвями власти, усиление контрольных функций парламента, укрепление основ конституционного федерализма, становление системы местного самоуправления, проведение судебной реформы. Своими основными социально-экономическими задачами СПС и «Яблоко» называют создание условий для цивилизованной рыночной конкуренции, способной создать высокооплачиваемые рабочие места и дать средства для социальной защиты ветеранов, инвалидов, детей и других категорий населения, нуждающихся в поддержке. Не трудно увидеть, что по сравнению с западными неолибералами российские либералы обладают весомым преимуществом: демократические принципы организации политической жизни в России отнюдь не укоренены, не утратили ореола новизны, и поэтому вызывают заметный интерес в обществе, особенно среди молодежи. С другой стороны, серьезным препятствием для расширения влияния российских неолибералов является непростое внутреннее и внешнее положение России, усиливающее тягу значительной части общества и политической элиты к поиску «чрезвычайных» методов выхода из кризиса. Эта проблема дополняется и такими не до конца изжитыми компонентами российской политической культуры, как отсутствие традиции толерантного (в духе терпимости к оппоненту) политического диалога, ожидание решения социальных проблем от очередного сильного лидера и т.д.
§ 2. Коммунистическое движение В условиях теоретического и общественно-политического кризиса «реального» социализма, крушения коммунистических партий, кризиса рабочего движения и явного кризиса марксистских традиций марксизм как официальная идеология относительно быстро рухнул. Это должно было бы навсегда похоронить идею о возможности социалистического и коммунистического будущего. Однако социалистическая традиция занимает умы человечества еще с библейских времен и вряд ли оно просто так откажется от мечты создать общество, построенное на принципах справедливости и морали. Вот почему вновь встает вопрос о необходимости современного прочтения теории марксизма, поскольку прежде из-за идеологических запретов многие ее стороны не могли подвергаться объективному анализу. Изданный в Лондоне в 1997 г. к 150-летию создания «Манифест Коммунистической партии» мгновенно разошелся, резко укрепив положение издательства на рынке. Как ни странно, парадокс в том, что именно нынешние триумфы либерального капитализма, возврат к классическим ценностям «свободного» рынка, не ограниченного государственным вмешательством, расцвет и упадок «государства всеобщего благоденствия, низведение государства до уровня «ночного сторожа», превращение всего земного шара в огромный капиталистический рынок, сделали классический марксизм снова актуальным. Система капитализма стала планетарной, ее господство ничем не ограничено. То, что у К. Маркса было гиперболой или пророчеством, стало реальностью. Главная заслуга К. Маркса (1818-1883) состояла в постановке принципиально новых вопросов и проблем, которые до него никто не ставил. Их просто не было в сознании человечества. Сила исторического анализа К. Маркса остается непревзойденной. Его пророчество о глобализации капитализма и создании единого мирового рынка осуществилось. Среди идей Маркса, сохраняющих свое значение и сегодня, выделяются такие, как понимание политических отношений как разновидности социальных; объяснение сущности политики, культуры, всей духовной жизни, исходя из их обусловленности социоэкономи-ческой средой; противоречивость политической власти, государства в классовом обществе. Его идеи о закономерности и взаимообусловленности общественных явлений составляют основу современной концепции структурно-функционального анализа. К. Маркс считал, что социализм - не идеал, а реальное движение, объективно неизбежный этап в развитии человеческой цивилизации. Он обосновывал взаимосвязь всех видов и форм отчуждения труда с частной собственностью, провозглашал необходимость преодоления частной собственности и всестороннего освобождения человека. Он выдвигал концепции неизбежности крушения капитализма и победы пролетарской революции, исторической миссии пролетариата, необходимости политического господства (диктатуры) рабочего класса и ликвидации эксплуатации, разработал учение о двух фазах коммунистической формации. Идеи К. Маркса носят исторический характер и подходить к ним надо конкретно-исторически, с учетом реальных экономических, социальных, политических и духовных условий. Возникнув в условиях «дикого капитализма», в процессе жесткого противоборства, конфронтация буржуазии и пролетариата в 40-х гг. ХГХ в., марксизм несет в себе четкое проявление этого противоборства. К. Маркса по праву считают поэтому одним из основоположников современной конфликтологии. Современная наука показывает, что марксизму не удалось преодолеть элементов утопизма. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к будущему как к антиподу капитализма. Сам же капитализм не сможет разрешить противоречие между буржуазией и пролетариатом, создать новые формы жизнедеятельности, отсюда и характеристика социализма через отказ от частной собственности, товарно-денежных отношений, обеспечение равенства и социальной защищенности всех членов общества. Исторический опыт не подтвердил ряд положений К. Маркса -об абсолютном обнищании пролетариата, мировой социалистической революции, диктатуре пролетариата, обосновании неизбежности революционного насилия. Становится очевидным, что вряд ли можно обойтись без товарно-денежных отношений, смешанной экономики и добиться достижения полного равенства в силу многогранности и противоречивости потребностей и интересов людей. За прошедшие годы, как и предвидел К. Маркс, капитализм вышел за пределы индустриальной технологической цивилизации, однако он не мог предусмотреть, что пролетариат превратится в «инженерный» и даже «новый технологический» рабочий класс, что это изменит не только долю творческого начала в процессе труда, но и понимание сущности эксплуатации, зависящей не только от стоимости рабочей силы и оплаты труда, но и от затрат государства на общественные цели: дороги, муниципальное жилье, пособия и разного рода выплаты, что классовая борьба будет идти в новых формах, появится возможность сначала компромисса, а затем и консенсуса (партнерства) между трудом и капиталом, что социальные революции перестают быть главной формой, ведущей к изменению положения работника наемного труда. Уже В.И. Ленин, столкнувшись в новой исторической ситуации с практикой социалистического строительства, был вынужден предпринять попытку развития марксизма и признать необходимость изменения взгляда на социализм, вследствие невозможности осуществления ряда коренных положений марксизма. Ряд идей В.И. Ленина был назван «ленинской концепцией социализма» - понимание социализма как классового общества, использование товарно-денежных отношений и множественности форм собственности. В духе этих идей осуществлялась «новая экономическая политика» (НЭП). В то же время В.И. Ленин противопоставлял парламентскую демократию и социализм, абсолютизировал идею диктатуры пролетариата, считал неприемлемой идею разделения властей. На практике идея диктатуры пролетариата выродилась в кровавый террор. В марксизме следует различать две стороны - научный поиск и классовую идеологию. Вторая сторона зачастую подавляла первую - научность уступала место классовому интересу, вела к абсолютной идеологизации социализма, нетерпимости к любым другим позициям, борьбе с инакомыслием, даже с рациональными идеями, выдвигавшимися политическими оппонентами. Марксизм оказал значительное влияние на мировые общественно-политические процессы. Он стал идейной основой международного коммунистического движения, «строительства социализма и коммунизма» в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки. Однако общественная практика не дала успешного опыта построения социализма на базе марксизма. На первый план (особенно в годы сталинизма) выдвигались положения, которые можно было интерпретировать как оправдание насилия, массовых репрессий, антидемократических порядков, внешнеполитической экспансии. Марксистское классовое учение оказалось прикрытием для волюнтаризма и произвола. На первый план выдвигались только большевистские традиции, существовавшие в России. Не анализировался вклад в политическую науку, сделанный последователями критического или «легального» марксизма (П.Б. Струве и др.). Они первыми, еще до Э. Бернштейна, привнесли в русскую политологическую мысль принцип ревизии для отказа от не подтвердившихся гипотез и выдвинули для России идею демократического конституционного правового государства как новой формулы власти. Крушение тоталитарных моделей социализма побуждает его сторонников отказываться от устаревших или дискредитированных практикой марксистских положений, отыскивать и разрабатывать гуманистические и демократические аспекты марксистского учения. Следует отметить, что марксизм стал одним из источников современной социал-демократии.
§ 3. Социал-демократия Социал-демократия - важная составная часть левых сил современности. Крах доктрины и политики коммунизма сделал социал-демократию по существу единственным политически влиятельным представителем социалистических воззрений. Ее корни и влияние уходят в массовое рабочее движение конца XIX в., в период «дикого» капитализма, резкого противоборства буржуазии и рабочего класса, когда перед растущей армией наемного труда встала проблема защиты социальных интересов. Один из путей решения этой проблемы - революционный -был предложен К. Марксом и его сторонниками. В то же время тяжелая трудовая жизнь требовала повседневных конкретных решений, создания механизмов отношений между трудом и капиталом. Появились рабочие союзы по профессиям (профсоюзы), а затем политические партии. Наряду с революционным подходом к решению задач социальной и политической борьбы, взятым на вооружение в основном российским рабочим движением, возникает подход реформистский, ориентированный, главным образом, на реализацию текущих интересов наемных работников. Суть реформизма выразил один из главных теоретиков западной социал-демократии Э. Бернштейн, утверждавший, что «цель ничто, движение все». В самостоятельное политическое течение социал-демократия оформилась в начале 20-х гг. XX в., постепенно решив спор между революцией и реформой в пользу реформы и использования парламентской демократии. Стратегия социальной защищенности в рамках существующего строя оказалась эффективной и обеспечила социал-демократии широкую социальную базу. Постепенно она интегрировалась в парламентскую политическую систему современных развитых государств, без которой невозможно обеспечить функционирование механизма власти. Улучшение положения трудящихся в промышленно развитых странах, произошло не только под влиянием Октябрьской революции и революционных событий в Европе и Азии после второй мировой войны, подтолкнувших капитализм в целях самосохранения на крупные социальные реформы, но и в результате более чем столетних усилий социал-демократов, действующих в тесном взаимодействии с профсоюзами. Рабочий класс в этих странах переходит на позиции исторического компромисса, социального партнерства, считая эту стратегию менее болезненной. Это не означает полно- го отказа от классовой борьбы, а скорее союз, переплетение разумного компромисса с классовой борьбой за экономические и к политические права. Достижением социал-демократии явилось создание устойчивых механизмов социального государства, которое берет на себя главную защиту и гарантии социальной защищенности большинства граждан (Скандинавские страны, Австрия, Бельгия, ФРГ и др.). Оно устойчиво действует даже когда социал-демократы оказываются в оппозиции. За прошедшие десятилетия социал-демократия претерпела существенные изменения в идеологии, политике, социальной базе. В 1951 г. социал-демократия объединилась в Социалистический интернационал (Социнтерн). Согласно Уставу Социнтерна (г. Лима, 1986 г.), документам его конгрессов, стержнем идейно-политической общности социал-демократических партий является демократический социализм, трактуемый и как идеал, и как процесс реформистских общественных преобразований, качественно меняющих современное общество, и как принцип деятельности. Социал-демократия отказывается от одной единственной идеологической доктрины, признавая идейный плюрализм и возможность использования любых новых идей, которые могут быть полезны трудящимся, включая нравственные библейские постулаты. В области внутренней политики социал-демократы поддерживают идеи политической демократии, т.е. признание прав и свобод человека, многопартийности, свободу деятельности для оппозиции, сменяемость в результате выборов и т.д. Они выдвигают задачу сочетания борьбы за экономические блага с твердой приверженностью нормам представительной демократии. В экономической сфере социал-демократы стремятся воплотить свою концепцию экономической демократии, где требование свободы сочетается с требованиями солидарности и справедливости. Без всяких оговорок признается необходимость частной собственности, в том числе и на средства производства, смешанной экономики, в которой равное право на существование имеют все формы собственности - общественная, коллективная и индивидуальная. В то же время с середины 90-х гг. некоторые партии отказываются от обязательности установления общественной собственности, от национализации (Лейбористская партия Великобритании). Признается рыночная экономика, однако сделан акцент на взаимозависимости рыночных реформ и демократических преобразований, подчеркивается необходимость регулирования рынка, формирование своего рода социальных рамок его функционирования, чтобы создать барьер всевластия бюрократии. В то же время отрицается излишнее вмешательство государства. Приветствуется общественный контроль через непосредственное участие трудящихся в управлении предприятиями, приобщение профсоюзов к совладению предприятиями, повышение доли их участия в прибылях, что обеспечивает занятость, заработок и стабильные цены. Некоторые партии (лейбористы Великобритании) выдвигают новое толкование экономической демократии, провозглашая создание «общества интересов», «экономики интересов»: на смену доминированию в экономике и обществе собственников-акционеров должно прийти активное включение в решение экономических и других важных вопросов всех основных участников процесса производства, распределения и услуг, включая наемный персонал фирм и предприятий, участников кооперативных связей, потребителей и местных общин. В сфере социальных отношений предпочтение отдается концепции социальной защищенности трудящихся. Учитывая сдвиги в социальной структуре развитых стран, социал-демократы фиксируют в своих программах, что представляют интересы не только рабочего класса, но и всего народа. Иногда партия предпочитает название «партия всей нации» или «партия одной нации» (лейбористы Великобритании). Ряд партий уделяет много внимания достижению творческого характера труда, обеспечению высокого качества жизни, в понятие которого входит материальный уровень, развитие духовной и культурной жизни человека (французские социалисты). Появляется понятие солидарного общества как мощного фактора социальной интеграции. Социал-демократы не принимают рыночных отношений, противоречащих принципам социальной справедливости. В настоящее время выдвигаются идеи экономически сбалансированной социальной справедливости, учитывающей прежде всего интересы незащищенных слоев общества. Делается упор на концепцию социального партнерства, подчеркивается важность достижения консенсуса, посредством которого могут быть установлены справедливые нормы распределения общественного богатства и доходов. Внося социальный компонент в идеи рыночной экономики, социал-демократы считают необходимым перевод отношений между классами из остроконфликтных в партнерские, называя современную систему Запада социализированным капитализмом, который схематически можно представить как триединство социальной рыночной экономики, социального государства и социально-политического партнерства. Ценностными ориентирами во внешней политике социал-демократии стали идеи мира и разрядки. Если в 50-е гг. нашего столетия Социнтерн не был субъектом мировой политики, то в 90-е гг. он стал поистине глобальным фактором как по решаемым задачам, так и по представительности. Особенность современной социал-демократии состоит в том, что она не только теоретически разрабатывает глобальные проблемы современности, но и выдвигает реальные пути их практического разрешения. Это имеет громадное значение, учитывая что социал-демократы стоят у власти во многих странах Европы. Вопросы разоружения, например, увязываются с тематикой установления более справедливых экономических отношений в развитых и развивающихся странах; борьба за мир связывается с расширением возможностей социального прогресса. Подчеркивается усиление опасности региональных войн, в том числе и в Европе, причиной этого называются резкие экономические контрасты и «этнонациональные» конфликты, которых можно избежать, развивая и защищая коллективные права меньшинства и принимая полиэтничность. Социал-демократы считают необходимым вовлекать Россию в региональную политику безопасности и выступают против размещения ядерного оружия и средств его доставки в государствах, которые будут вступать в НАТО. Следует учитывать, однако, что продекларированные в программных документах принципы социал-демократии далеко не всегда совпадают с реальной политикой социал-демократических правительств, а иногда и резко противоречат ей. Социал-демократы вы- нуждены признать эффективность целого ряда рыночных механизмов оздоровления экономики, продемонстрированных на практике неоконсерваторами. Этим и объясняется то обстоятельство, что если после второй мировой войны значительная часть либеральных и консервативных партий брали на вооружение идеи социал-демократии, то в настоящее время социал-демократы используют принципы либерализма и неоконсерватизма, в том числе о сокращении роли государства и государственного регулирования в экономической жизни, о социальной защите только одной трети населения (пенсионеров, детей, инвалидов и т.п.). Парадоксально, что даже неоконсерваторы Великобритании считают ряд предложений лейбористов излишне жесткими. Социал-демократы вынуждены учитывать также резко возросшие после окончания «холодной войны» геополитическое влияние и гегемонистские амбиции США на международной арене, что проявилось в поддержке социал-демократическими правительствами ряда европейских стран (Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.) серии силовых акций НАТО, в том числе и агрессии против Югославии. В современной России значительное влияние социал-демократических принципов испытала идеология политического блока «Родина».
§ 4. Неоконсерватизм Неоконсерватизм - течение современной буржуазной мысли, определенная модель трансформации и развития капитализма, получившая развитие в официальной идеологии и политике высокоразвитых западных стран, начиная со второй половины 70-х гг. (в США - «рейганомика», в Великобритании - тэтчеризм и др.). Тогда неоконсерваторы сумели серьезно потеснить на арене политической борьбы своих основных конкурентов - неолибералов и социал-демократов. Неоконсерватизм был вызван к жизни новым этапом в развитии НТР (технологическим), необходимостью структурных изменений в экономике в условиях начавшегося перехода от индустриального к научно-техническому типу производства (автоматизация, информатизация, децентрализация). Меняющийся тип Производительных сил потребовал иной разновидности капиталистических производственных отношений. Модифицировались система занятости, характер труда, произошли изменения в социально-классовой структуре, в частности, стала быстро сокращаться численность фабрично-заводских рабочих, появились служащие, работающие с новейшей техникой. Сущность политики неоконсерватизма состояла в жестком ограничении вмешательства государства в экономику путем приватизации госсектора, создании условий для неограниченной игры рыночных цен, резком сокращении государственных расходов на развитие социальной сферы (под предлогом «перенапряжения системы социальных услуг») с целью высвобождения за этот счет Средств для понижения налогов, от которого в основном выиграл крупный капитал, создании льгот для стимулирования активности частного капитала. Неоконсервативные правительства проводили линию на ограничение прав профсоюзов, национальных меньшинств. Они организовали мощную пропагандистскую кампанию по возрождению и внедрению в сознание широких масс традиционных буржуазных моральных ценностей: индивидуализма, религиозности, патриотизма и т.п. В области внешней политики неоконсервативные правительства США и Англии активно использовали вооруженные силы под лозунгом защиты своих государственных интересов (фолклендский конфликт между Англией и Аргентиной, оккупация войсками США Гренады и Панамы (80-е гг.), Афганистана (2002 г.), Ирака (2003 г.). Администрация президента Дж. Буша-младшего объявила о выходе США из договора с Россией об ограничении систем противоракетной обороны. Итак, перенеся все тяготы своей политики на плечи наиболее Ущемленных социальных групп населения, неоконсерваторы смогли достаточно эффективно осуществить структурные сдвиги t экономике, обуздать инфляцию, сократить безработицу, усилить деловую активность. Это явилось по сути внутриинформа-Фкшной революцией, позволившей странам Запада серьезно протянуться к постиндустриальному обществу с новым технологическим уровнем производительных сил. Это дало значительное улучшение положения новых социальных слоев наемного умственного труда, занятых в наиболее перспективных наукоемких отраслях. Вместе с тем, положение трудящихся, связанных с традиционными индустриальными отраслями мало изменилось, а подчас и резко ухудшилось. В обществе усилилась элитарность и социальная дифференциация, сформировалось общество «благополучных двух третей населения». Остальное население постоянно находилось на фане или за чертой бедности. Обострились также экологические и демографические проблемы. Разумеется, основные политические конкуренты неоконсерваторов в Западной Европе - социал-демократы активно обыгрывают эти проблемы в своей предвыборной агитации, временами оттесняя от власти даже наиболее влиятельные неоконсервативные партии, как это произошло, например, в Великобритании и Германии. В США главным соперником неоконсервативной Республиканской партии является стоящая на позициях неолиберализма Демократическая партия. Кандидат от этой партии Б. Клин-тон одержал победу на президентских выборах в 1996 г., а другому её кандидату - А. Гору не хватило для победы в 2000 г. лишь нескольких тысяч голосов. Таким образом, как идеологические, так и политические позиции неоконсерваторов отнюдь не являются неприступными. А в последние годы у них (как, впрочем, и у неолибералов и социал-демократов) появился новый оппонент в лице движения антиглобалистов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |