Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ

Читайте также:
  1. III. 4. Внутреннеполитические формы влияния государства на туристскую деятельность
  2. III.3. Внешнеполитические формы выражения заинтересованности государства в развитии туризма
  3. IV.2. Политические и экономические дивиденды регионов от туризма
  4. Внутренняя структура «элиты» и её взаимоотношения с обществом
  5. Военные действия, политические катаклизмы, отмена конвертируемости
  6. Вопрос 11. Политические идеи Реформации. М. Лютер, Т.Мюнцер, Ж. Кальвин.
  7. Вопрос 12.Политические взгляды Ж.Бодена.
  8. Вопрос 23. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона.
  9. Вопрос 24. Политические взгляды А.Н. Радищева.
  10. Вопрос 28. Политические взгляды О.Конта.
  11. Вопрос 29. Политические взгляды славянофилов.
  12. Вопрос 30: революционное народничество 1870-х , идейные течения, лидеры, тактика



 

§ 1. Политические элиты:

социальная обусловленность,

классификация, системы рекрутирования

Каждый из нас обращал внимание на то, что деятельность в сфере политического руководства является, по существу, своеобразной профессией. Представители этой профессии, посвятив служению политике годы и десятилетия своей жизни, приобретают огромные знания, способность научного анализа обстановки, искусство интуитивного предвидения развития событий, умение влиять на массы, организовывать их, вести за собой. Очевидно, что эти качества профессиональных политических деятелей не присущи подавляющему большинству граждан и как бы обособляют, даже «возвышают» политиков над народом. В этой связи принято говорить о существовании особой социальной группы, играющей важнейшую роль в политике, - политической элиты (от франц. elite - лучшее, отборное). Политическая элита включает в себя людей, принимающих ключевые политические решения, направляющих, организующих политическую деятельность социальных групп, политических институтов и движений и обладающих, как правило, необходимыми для этого знаниями и навыками.

Существование политической элиты обусловлено невозможностью для широких народных масс принимать повседневное участие в управлении общественными делами. Другой причиной является потребность общества обеспечить высокое качество по-литического руководства, что достигается специализацией в этом виде деятельности относительно небольшой группы людей, в большинстве своем имеющих психологическую предрасположенность к лидерству, получивших соответствующую теоретическую и практическую подготовку. Поэтому для демократического государства первостепенное значение имеет не отрицание элитарности, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, предотвращение перерождения ее в замкнутую, оторванную от общественного контроля, привилегированную касту.

Существуют различные системы классификации политических элит. По признаку доступа к государственной власти выделяют правящую элиту, контролирующую государственный аппарат, и контрэлиту, возглавляющую деятельность оппозиционных политических сил (В. Парето). С точки зрения методов властвования этот же итальянский политический мыслитель говорил о других двух типах элит - «лисах», предпочитающих «мягкий», осторожный, компромиссный стиль руководства, и «львах», склонных к решительным, силовым приемам решения политических проблем (отметим, что термины «львы» и «лисы» применительно к политическим лидерам использовал еще Н. Макиавелли). По сфере деятельности и объему полномочий политические элиты можно подразделить на столичные и региональные.



Существуют две основные системы рекрутирования (пополнения) политических элит. Система гильдий, характерная прежде всего для тоталитарных и авторитарных политических систем, предполагает ключевую роль самой элиты в процессе собственного воспроизводства. Обычным результатом этого является значительное постарение политической элиты и развитие в ее среде чувства безответственности. Распространенная в демократических политических системах антрепренерская система базируется на широком участии народа в обновлении политической элиты посредством свободных выборов, контроля за деятельностью элиты со стороны средств массовой информации. Эта система благоприятствует быстрому выдвижению молодых перспективных руководителей, зачастую использующих, однако, методы популистской демагогии для завоевания поддержки граждан.

 

§ 2. Социальная сущность политического лидерства. Классификация и функции политических лидеров

Центральными фигурами политических элит, лицами, оказывающими на их деятельность определяющее влияние, являются политические лидеры. Политическое лидерство в развернутой форме раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.

Понятие «лидер» происходит от англ. leader - ведущий, управляющий другими людьми. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в сфере организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности - от небольших групп людей до сообществ государственного уровня.

Становление и функционирование лидеров - это объективное и универсальное явление. Объективное - потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют лидеры - люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом. Универсальное - потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Можно говорить о лидере в политике, бизнесе, науке, религии, в партиях, профсоюзах, семье, студенческой группе и т.д.

Однако политическому лидеру принадлежит особое место в обществе. Политический лидер - это человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением.

Политический лидер вместе с тем - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Его характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества путем выдвижения перспективных программ, формирования правительств и контроля за их деятельностью. Таков главный критерий отличия политического лидера от просто должностных лиц, менеджеров, руководителей различного уровня.

С понятием «политический лидер» тесно связано другое понятие - «политическое лидерство»: это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.

Политическое лидерство - понятие многомерное. Однако, по крайней мере, два аспекта являются определяющими. Это личностные черты лидеров и средства осуществления ими власти.

Совокупность личностных черт лидеров можно объединить в три большие группы: природные, нравственные и профессиональные качества. Комбинация этих качеств во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.

Природные качества - такие, как сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, тонкая интуиция отличают многих политических лидеров в современных условиях.

О необходимости нравственных качеств для политических лидеров говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они подчеркивали особую значимость благородства политических лидеров, их честности, верности общественному долгу и справедливости.

Профессиональные качества политических лидеров включают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, политическую мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести ораторское искусство, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести за собой людей.

Что касается средств осуществления политическими лидерами власти, то речь идет о том, на что может опереться политический лидер в достижении поставленных им целей. Это - политические партии, законодательные органы, бюрократический аппарат, средства массовой информации, т.е. все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народом.

Рассмотренные выше личностные качества политических лидеров дают некоторые возможности для их типизации.

Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, воздействуя на

общество. В этой связи выделяют три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Консерваторы выступают за сохранение существующих общественных отношений или даже за восстановление некоторых традиционных механизмов социального регулирования. Реформаторы стремятся к постепенному прогрессивному изменению общества. Революционеры ставят своей целью переход к принципиально новой общественной системе.

Другая система классификации политических лидеров основывается на различии типов легитимности их власти, т.е. оснований признания ее управляемыми (М. Вебер). В соответствии с этим критерием выделяются три типа лидеров. Власть традиционных лидеров базируется на давних традициях ее общественного признания (монархи, старейшины и др.). Легальные лидеры получают и осуществляют власть в соответствии с законными демократическими процедурами. Источник могущества харизматических лидеров (от греч. «харизма» - божественный дар, милость) -вера народа в их исключительные способности, призвание руководить. Предпосылки для выдвижения харизматических лидеров обычно возникают в периоды острых общественных кризисов.

Возможна типология политических лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. Для лидеров, практикующих демократический стиль руководства, характерно стремление учитывать интересы и мнения членов общества, привлекать их к выработке управленческих решений. Лидеры авторитарного типа склонны к единоличному принятию решений, к игнорированию интересов и мнений членов общества, к широкому использованию силовых, репрессивных методов и запугиванию по отношению к управляемым.

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, ситуацией (экономической и политической), в которой им приходится действовать, определяются и функции, выполняемые политическими лидерами. Среди них выделяется новаторская, коммуникативная, организаторская, координационная, интегративная функции. Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляются обновление, реорганизация политических структур. Коммуникативная функция предполагает отражение потребностей и интересов людей как в политических программах политических лидеров, так и в их практической деятельности. Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации общества на воплощение политических программ и решений в жизнь. Организация, регулирование и контроль за ходом преобразования - все это неотъемлемые стороны организаторской деятельности политических лидеров. Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и учреждений власти, а также исполнительских решений.

Интегративная функция направлена на поддержание единства и сплоченности возглавляемых лидерами политических организаций, движений, социальных групп, общества в целом.

 





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 131; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.221.13
Генерация страницы за: 0.006 сек.