Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики государства: социальная природа государства, форма правления, государственное устройство, политический режим




Для конкретного понимания особенностей построения и деятельности государственных органов какой-либо страны важнейшее значение имеет уяснение понятий «социальная природа государства», «форма правления», «государственное устройство» и «политический режим».

Понятие «социальная природа государства» обозначает контроль над государственными органами тех или иных социальных групп, выражение в политике государства интересов этих групп. В этом смысле говорят о рабовладельческом государстве, феодальном государстве и т.д.

Под формой правления понимается способ организации и формирования верховной власти, нормы её взаимоотношений с населением. По форме правления все государства можно подразделить на монархии и республики. В монархических странах главой государства считается монарх (император, король, царь и т.д.), обычно пожизненный и наследственный. В абсолютных монархиях монарх сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти (несколько таких монархий существует и в наши дни - Саудовская Аравия, Оман, Катар). В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией или другими законами, причем если в конституционных дуалистических монархиях монарх ещё оказывает, наряду с парламентом, заметное, иногда преобладающее влияние на государственные дела (Иордания, Марокко), то в конституционных парламентских монархиях монарх выполняет главным образом представительские функции, а реальная власть находится в руках парламента и назначенного им правительства (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Япония и др.). Республиканская форма правления характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Можно выделить четыре основных вида республик, отличающихся друг от друга государственным институтом формирования правительства. В президентских республиках правительство формирует президент, избираемый народом, даже если у президента нет поддержки парламентского большинства (США, страны Латинской Америки). В парламентских республиках правительство формируют политические партии, контролирующие большинство мест в парламенте (Германия, Италия, Индия, Израиль и др.). В этих странах обычно президент избирается не народом, а парламентом и выполняет в основном представительские функции (таким образом, эта форма правления весьма напоминает парламентскую монархию). В республиках смешанного типа правительство также формируется парламентским большинством, однако в этом деле и в последующей деятельности правительства важную роль играет и президент, избираемый народом и наделённый большими полномочиями (Франция, Польша, Румыния, Латвия, Литва и др.) А в сверхпрезидентских республиках власть президента и юридически, и фактически по существу не ограничена (ряд африканских и азиатских стран).

Конституция России 1993 г. закрепила в сущности президентскую республику, однако по инициативе Президента В.В. Путина были осуществлены некоторые подвижки в сторону модели республики смешанного типа; так, например, в марте 2004 г. правительство формировалось Президентом с учётом мнения думского большинства фракции партии «Единая Россия».

Понятие «государственное устройство» означает способ организации административно-территориального единства страны, особенности взаимосвязи ее составных региональных частей с центральной властью. С точки зрения государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. Страны с унитарным государственным устройством (и ним относится подавляющее большинство стран мира) характеризуются наличием единой конституции и системы права, нормы которых применяются на всей территории страны без каких-либо ограничений. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Для стран с федеративным государственным устройством характерно то, что они являются сложными (союзными) государствами, состоящими из государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью (например, правом принятия собственной конституции и правовой системы). Однако правовые системы субъектов федерации при этом не могут противоречить федеральному законодательству, а выход субъектов федерации из союзного государства, как правило, не допускается. К числу федеративных государств относятся, например, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, США, Канада, Мексика, Бразилия, Индия, Нигерия, Австралия и др.

В настоящее время Россия включает в себя свыше 80 субъектов федерации и является по этому показателю лидером среди всех федеративных стран мира. Конституция России провозглашает равенство всех субъектов федерации. Все они имеют свои собственные конституции и уставы. С целью обеспечения достойного представительства всех субъектов Российской Федерации в законотворческом процессе Конституция России установила их равное представительство (по два человека) в верхней палате российского парламента - Совете Федерации. Характерной особенностью Российской Федерации, отличающей её от большинства федеративных стран, является то, что часть её субъектов была образована по национальному принципу (республики, автономные округа, автономная область), а часть - по чисто территориальному (области, края, города федерального значения).

Следует отметить, что в начале первого срока президентских полномочий В.В. Путина в качестве одной из первоочередных задач было названо устранение несоответствий между конституциями и уставами ряда субъектов федерации и Конституцией России (так называемая проблема укрепления «вертикали власти»). С этой целью территория России была разделена на семь федеральных округов, во главе которых встали представители Президента, осуществившие во взаимодействии с высшими должностными лицами субъектов федерации большую работу по корректировке регионального законодательства.

Другой новацией последних лет стал курс на объединение ряда субъектов федерации. Эта процедура осуществляется на добровольных основах, путем проведения референдума граждан соответствующих субъектов федерации.

Следует запомнить также понятие «конфедерация». В отличие от федерации, являющейся союзным государством, конфедерация - это межгосударственный союз, т.е. объединение независимых стран, созданное для достижения каких-либо общих, преимущественно военных и внешнеполитических целей. Конфедерация также может иметь общие органы типа парламента, правительства и т.д., однако их решения нуждаются для вступления в силу в подтверждении субъектами конфедерации. Образующие конфедерацию страны сохраняют свое гражданство, правовую и денежную системы, право свободного выхода из конфедерации. Историческая практика показывает, что конфедерация часто выступает переходной формой на пути к федеративному государству (США в 1776-1787 гг., Швейцария в 1815-1848 гг. и др.). В настоящее время некоторые черты конфедерации прослеживаются в Европейском Союзе.

В ряде стран, как федеративных, так и унитарных, существуют автономные территориальные единицы (области, округа и др.), наделенные правом самостоятельного решения ряда местных вопросов.

Важнейшим из понятий, характеризующих государство, является политический режим, отражающий приемы, способы, методы осуществления государственной власти в данной стране. При всем разнообразии можно выделить три основных типа политических режимов: либеральный, авторитарный, тоталитарный. Либеральный режим характеризуется соблюдением демократических прав и свобод граждан, обеспечением плюрализма мнений, законодательных гарантий гражданского общества, основанного на рыночных отношениях, свободы конкуренции, выбора занятий. Авторитарный режим является антидемократическим, при котором осуществляется почти неограниченная личная власть с достаточно жесткими методами правления. Тоталитарный режим представляет такую систему и организацию власти, при которой осуществляется полный (тотальный) контроль всех сфер жизни общества, каждого его члена. Насилие и репрессии - главное средство тоталитарной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.