КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая система
§ 1. Понятие «политическая система». Структура, функции и типология политических систем Политическая власть является одним из важнейших факторов жизни общества, всех его членов. Её функционирование в том или ином обществе осуществляется через определённую политическую систему. Политическая система общества представляет собой совокупность государственных и иных политических институтов (учреждений), посредством которых социальные группы, стремясь к реализации своих интересов, ведут борьбу за политическую власть и осуществляют её. Политические институты, входящие в политическую систему, можно подразделить на три группы. 1) Государство - система органов, которые на определённой территории (территории страны) и по определенным законам осуществляют публичную (от имени всего общества) власть. Как правило, государство является ключевым элементом политической системы, так как только оно может принимать обязательные для всего населения властные решения и обеспечивать их осуществление, в том числе и с применением силы, если это необходимо1. 2) Политические партии - стабильные организации, объединяющие своих членов вокруг определённой идейно-политической программы и стремящиеся к достижению государственной власти, стараясь заручиться для этого максимально возможной общественной поддержкой. Политическое влияние партий в обществе, показанные ими результаты на выборах оказывают существенное влияние на состав правящей политической элиты, направляющей деятельность юс\ дарственных органов, её политическую стратегию и тактику. 3) Общественные организации и движения, выражающие специфические интересы отдельных групп населения (профсоюзы, молодёжные, женские, ветеранские, правозащитные и другие организации и движения). Зачастую они тесно взаимодействуют с политическими партиями, образуют с ними избирательные объединения и другие формы политических союзов, служат источником пополнения партийных рядов и посредником между партиями и широкими «беспартийными» слоями населения. Политическая система включает в себя такие элементы, как законы, другие нормативные акты, регулирующие характер деятельности политических институтов, их координацию. Огромное влияние на функционирование политической системы оказывает политическая культура, которая наряду с юридическими нормами определяет «границы дозволенного» для власти и политических лидеров, типичные формы и степень эффективности участия граждан в политической жизни. Выполняемые политической системой функции свидетельствуют о её колоссальном влиянии на жизнь общества. К числу наиболее важных функций политической системы можно отнести: репрезентативную функцию, т.е. функцию выражения интересов различных социальных групп; функцию целеполагания, т.е. определения целей, задач, программ деятельности как отдельных групп населения, так и общества в целом; нормативно-регулятивную функцию, т.е. функцию определения обязательных норм социальной жизни и контроля за их соблюдением (в контексте этой функции можно рассматривать дистрибутивную (распределительную) деятельность политической системы, в ходе которой определяется количество социальных ресурсов, на которые имеют право рассчитывать те или иные социальные группы); мобилизационную функцию, т.е. функцию производства, концентрации и оптимального использования в интересах всего общества социальных ресурсов (экономических, военных, демографических и др.); интегративную функцию т.е. функцию обеспечения нормального сосуществования различных социальных групп, поддержания общественного единства и социальной стабильности. Способность политической системы обеспечить выполнение этих функций является критерием её эффективности, напрямую влияющей на степень жизнеспособности, конкурентоспособности данного социума в рамках мирового сообщества. Наиболее распространённая типология политических систем берёт в качестве основания деления характер взаимоотношений между политическими институтами и населением (например, степень подконтрольности государственных органов гражданам, степень реализации политических прав и свобод, характер выборов и т.п.). С этой точки зрения выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный типы политических систем. Их рассмотрению, а также оценке современного состояния политической системы России, посвящены следующие параграфы данного раздела.
§ 2. Демократический тип политической системы Демократический тип политической системы характеризуется реальным осуществлением воли народа как источника государственной власти. Эта сущьностная характеристика политической системы реализуется: через практику формирования властных органов посредством регулярно проводимых свободных и альтернативных выборов; через использование гражданами широкого круга политических, личных, социально-экономических и культурных прав и свобод; через воплощение в жизнь принципа приоритета законности в деятельности государственных органов; через построение и деятельность государственных органов на основе принципа разделения властей, т.е. обеспечения функциональной автономии органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих, однако, взаимный контроль друг за другом с целью недопущения концентрации власти в одних руках; через осуществление принципа политического плюрализма, предполагающего свободное, равноправное состязание различных политических партий и движений за власть в рамках закона; через право легальной, нормальной деятельности политической оппозиции. Рассмотрим более подробно вопрос о демократических правах и свободах. Права и свободы личности - это общее достижение всей человеческой цивилизации, в которое многие народы внесли свой посильный вклад. В этой связи можно отметить такие национальные акты, как английский Билль о правах 1689 г., американский Билль о правах 1789-1791 гг., французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и другие, оказавшие значительное влияние на развитие прав и свобод человека. Из достижений в этой области в XX в. особо нужно отметить создание Организации Объединенных Наций (ООН), принятие ее Устава в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Этим актом успешно завершились усилия миролюбивых народов по созданию организации, одной из целей которой стало осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Основная цель ООН была определена как поддержание международного мира и безопасности. Естественно, что с самого начала она направила свои усилия на обеспечение сотрудничества в области прав человека, справедливо основываясь на том положении, что мир и безопасность прочнее, когда каждый человек имеет все те права, которые соответствуют современному этапу развития человеческого общества. В декабре 1948 г. был принят по этому вопросу основополагающий документ - Декларация прав человека, который является первым из нескольких актов, объединенных общим названием «Хартия прав человека». Декларация сама по себе не создает для государств обязательных норм поведения. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила нормы, зафиксированные в Декларации, «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Всеобщая Декларация прав человека, как и другие подобные ей акты, оказывает влияние на процесс создания обязательных для государств правил поведения, т. е. норм международного права. На основе Декларации могут разрабатываться и заключаться международные договоры. Не обладая обязательной силой, ее нормы тем не менее в определенной мере ограничивают свободу поведения государства так, что последнее не может строить свою политику в полном противоречии со всеми нормами-рекомендациями международной организации, членом которой оно является. Кроме того, не последнюю роль играют и моральные и политические принципы, содержащиеся в данных нормах. Характерно то, что сталинская дипломатия в 1948 г. воздержалась при голосовании вопроса о Декларации прав человека. Слишком уж велико было расхождение норм Декларации со сталинским пониманием человека как винтика тоталитарной системы. Начавшиеся в нашей стране на рубеже 80-х - 90-х гг. XX в. процессы демократизации политической жизни обусловили юридическое закрепление общепризнанных прав и свобод личности. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации базируется на нормах Декларации прав человека, других основополагающих международных правовых документов. Закреплённые в российской Конституции права и свободы граждан можно подразделить на три основные группы: личные права и свободы граждан; право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и др.; политические права и свободы; право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.; экономические, социальные и культурные права; свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др. Права и свободы неотделимы от выполнения гражданами их обязанностей, без чего невозможно нормальное функционирование государственной жизни. Российские граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы своей страны, платить установленные налоги, нести военную службу, беречь природу. Важно помнить, что никакая даже наилучшим образом составленная конституция сама по себе не может гарантировать демократическое политическое устройство. Как показывает мировая практика, для демократии необходим ряд социально-экономических и культурных предпосылок, среди которых важнейшими и трудными в осуществлении являются: высокий уровень жизни населения; преобладание «среднего класса» в составе населения; устойчивая традиция существования гражданского общества, т.е. общества, способного на саморазвитие и самозащиту от произвола государственной власти и использующего для этого широкую сеть организационных структур - партийно-политических, профсоюзных и др.; высокий уровень общего образования населения; высокий уровень политической культуры, проявляющийся в хорошей осведомлённости граждан о ключевых политических явлениях и их готовности и умении эффективно участвовать в политической жизни. Очевидно, что в современной России не все из этих предпосылок достигли достаточной зрелости, что во многом (наряду с субъективными факторами) объясняет те значительные трудности, с которыми сталкивается наше общество на пути к демократии. Ещё одним негативным фактором является давняя российская историческая традиция политического авторитаризма и тоталитаризма. Таким образом, предстоит ещё немало сделать для утверждения в России демократической политической системы в полном объёме её характеристик. Да и вообще процесс совершенствования демократии в плане её приспособления к постоянно меняющимся социальным условиям - процесс бесконечный. На современном этапе политическое руководство России выделяет в качестве первоочередных такие вопросы совершенствования политической системы, как продвижение административной и судебной реформ; окончательное приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными правовыми нормами; повышение эффективности партийной системы; нормализация ситуации в Чеченской республике на основе использования прежде всего политических и социально-экономических методов управления. § 3. Тоталитарный и авторитарный типы политической системы Полной противоположностью демократии является тоталитарный тип политической системы, который характеризуется абсолютным господством властвующей элиты над политически бесправным населением, а также наличием эффективного механизма мобилизации населения на поддержку существующего режима («принудительный тип политической активности», по меткому замечанию Г. Алмонда). Тоталитаризм возник в XX в., когда реальностью стали не только технические достижения, позволившие осуществлять широкомасштабную пропагандистско-психологическую обработку населения и действенный контроль над ним, но и произошло вовлечение широких народных масс в политику. Творцы тоталитаризма ловко использовали этот результат демократизации политической жизни в своих интересах, сумев организовать и направить в нужное для себя русло политизированные массы городских пролетариев, мелких предпринимателей, служащих и т.д. Наиболее яркими, оставившими самый глубокий след в истории XX в., были коммунистическая и фашистская разновидности тоталитаризма. У. Черчилль образно заметил, что «фашизм был тенью или уродливым детищем коммунизма», имея в виду, что возникновение фашизма было одним из ответов западной буржуазной системы на угрозу распространения коммунистической революции из Советской России; мысль Черчилля, таким образом, ассоциируется с русской поговоркой «клин клином вышибают». Однако эта констатация, так сказать, вторичной, «реактивной» природы фашизма свидетельствует и о принципиальных различиях социальной природы политических элит, возглавлявших фашистские и коммунистические режимы, направленности проводимой ими социально-экономической политики: фашисты, например, не ставили своей целью ликвидацию частной собственности и классовых различий, что декларировалось в качестве программной установки коммунистами. Характерными признаками тоталитарных политических систем являются: ведущая роль в обществе жёстко дисциплинированной политической партии во главе с «непогрешимым» вождём; превращение государственных органов в простых исполнителей решений партийного руководства; ликвидация всех политических прав и свобод, существенное ограничение сферы личных, социально-экономических и культурных прав граждан; наличие мощного карательного аппарата для расправы над инакомыслящими; разветвлённая система массовых общественных организаций (профсоюзных, молодёжных, женских, оборонно-спортивных и др.), действующих под руководством партии и вовлекающих практически всё население в деятельность по укреплению тоталитарного режима и осуществление решений властвующей элиты; проведение социальной политики, создающей видимость заботы власти о простых трудящихся; обязательная для всех идеология, ориентирующая население на построение принципиально нового типа общества, а также обосновывающая исключительность тех или иных классовых, расовых или национальных общностей (таковы, например, мифы о «коммунизме» и «всемирно-исторической миссии рабочего класса» в коммунистической идеологии или мифы о «тысячелетнем рейхе» и господстве над миром «арийской расы» в гитлеровской идеологии); милитаризация общества, т.е. его всесторонняя подготовка к войне, проявляющаяся в гипертрофированном развитии военно-промышленного комплекса, насаждении шпиономании, целенаправленном формировании в массовом сознании «образа врага» в лице тех или иных стран - геополитических конкурентов и т.д. Авторитарные политические системы характеризуются недемократическими принципами формирования и функционирования институтов государственной власти, не обладающих, однако, тотальным контролем над обществом. Недемократическая природа авторитарной власти проявляется в фальсификации результатов выборов, фактическом (а зачастую и юридическом) закреплении за политическими организациями, поддерживающими режим авторитаризма, большинства мест в парламенте и наделении их другими полномочиями, административном давлении на средства массовой информации и т.д. Таким образом, приход к власти легальным путём политической оппозиции, если даже её существование и допускается, исключён. В то же время властвующая элита вынуждена считаться с мнением влиятельных представителей бизнеса, профсоюзов, церкви и других элементов гражданского общества. «Правящая» партия или отсутствует, или обладает значительно меньшими, по сравнению с тоталитарными системами, полномочиями, сводящимися в основном к пропагандистской поддержке политики авторитарного режима. В области идеологии авторитарные политические элиты не ставят перед населением «эпохальных» целей общественного переустройства, ограничиваясь задачами «наведения порядка», подавления коррупции и терроризма, национальной консолидации, экономического подъёма и т.п.
§ 4. Демократизация политической системы России: достижения и проблемы В конце 80-х гг. XX в. наше общество начало переход от тоталитарной политической системы к демократии. Объективные условия, в которых осуществлялся этот переход, были скорее неблагоприятными: затяжная экономическая депрессия, резкое социальное расслоение, рост преступности и коррупции и т.д. Поэтому продвижение к демократии в России сопряжено с большими трудностями, иногда с «пробуксовыванием» или временным попятным развитием на некоторых направлениях политической модернизации нашего общества. К числу наших бесспорных достижений можно отнести: ликвидацию монополии одной партии на власть и утверждение полновластия законно избранных конституционных государственных органов; возникновение новых, более адекватных социальным реалиям институтов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание; Конституционный Суд и др.); существенное продвижение реформы законодательства и судебной системы; утверждение альтернативной избирательной системы (напомним, что в советское время избиратель на всех выборах мог «выбирать» только «из одного кандидата»); преодоление однопартийной системы, возникновение целого ряда новых политических партий; возникновение большого числа новых общественно-политических организаций и движений, деятельность которых позволяет в большей мере удовлетворять умножающиеся потребности различных социальных групп населения; существенное расширение политических и личных прав граждан наряду с серьёзным реформированием блока социально-экономических и культурных прав в русле отказа от государственного патернализма (т.е. нерациональной, порождающей иждивенчество и подрывающей стимулы к труду опеки государства над гражданами) и стимулирования самостоятельной активности индивидов; радикальное реформирование системы отношений между столичной властью и регионами, обусловившее существенное продвижение от фактического унитаризма советского периода к реальной федерации. В то же время имеется ряд факторов, снижающих эффективность демократических политических институтов в России: коррупция, поразившая некоторые звенья государственного аппарата; недостаточность полномочий парламента по контролю за действиями исполнительной власти; недостаточная зрелость партийной системы, пока ещё не способной в полной мере выполнять свою функцию посредника между обществом и государством; искажение волеизъявления населения на выборах в результате использования так называемого «административного ресурса» в ряде регионов; незавершённость процесса формирования демократической политической культуры населения, что проявляется зачастую в низком уровне политической информированности граждан, их политической апатии, подверженности политическому манипулированию и т.д.; нестабильная ситуация в Чеченской республике и др.
Раздел 5
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |