Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы и финансовая система государства




 

В рыночной экономике особое место занимают финансы, поскольку именно финансовые потоки отражают количественные и качественные стороны использования факторов производства, тенденции развития экономики страны, а также регионов, предприятий и корпораций. Эффективные финансовые отношения – комплексный рычаг развития производства и ускорения темпов экономического роста любого государства.

Категория финансы ведет свое происхождение от средневековых латинских слов finantio, finantia, finantia pecunaria, употреблявшихся в смысле обязательной уплаты любой денежной суммы.

Человечество в процессе эволюции прошло путь от непо­средственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

Финансы как историческая категория появились одновремен­но с государством при расслоении общества. В резуль­тате первого крупного деления общества на классы появились ра­бовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладель­ческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребно­стей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться.

Государственные финансы стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из коло­ниальных стран, и могли в любой момент использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко исполь­зовались для создания первых капиталистических предприятий.

До второй половины XVIII века чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуж­дение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свобод­ных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству.

В настоящее время финансы опосредуют прямые и обратные взаимосвязи, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, выступают своеобразным комплексным индикатором социально-экономического развития страны. От эффективности финансового механизма зависит решение комплекса как тактических, так и стратегических социально-экономических задач государства.

В трудах экономических мыслителей определением рассматриваемой категории является понимание её в широком и узком смысле. Финансы в широком смысле – это система отношений в обществе по поводу образования, распределения и использования денежных фондов (в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений) в целях выполнения государством своих функций и задач, обеспечения условий для расширенного воспроизводства. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

В отечественной литературе сущность финан­сов служит предметом дискуссии. Одни экономисты придерживаются, так называемой, императивной концепции финансов. Согласно этой концепции, финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, свя­занные с ролью государства в социально-экономи­ческой сфере.

Наиболее распространенной является распре­делительная концепция финансов. Ее сторонники определяют финансы как денежные фонды, обра­зуемые в процессе распределения валового обще­ственного продукта и национального дохода и от­ношения по поводу образования и использования этих фондов.

Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Сторонники этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении национального дохода, но и во всех сферах его движения и, прежде всего, в сфере непосредственного создания националь­ного дохода.

По мнению же сторонников распределитель­ной концепции содержания финансов, их воспро­изводственный подход затрудняет выявление спе­цифики финансовых отношений и их места в сис­теме денежных отношений.

Если учесть, что финансы — это денежные ре­сурсы, необходимые для обеспечения процесса вос­производства, как в рамках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспроизводственная кон­цепция финансовой системы не лишена экономиче­ского смысла.

Финансовые ресурсы — объект фи­нансовых отношений, представляющий собой денежные средства, на­ходящиеся в распоряжении всех хозяйствующих субъектов страны-государства, юридических и фи­зических лиц. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения.

Являясь частью общей системы экономических отношений, фи­нансы отличаются определенной спецификой. Финансовые отно­шения проявляются через движение денежных потоков, выступаю­щих носителями финансовых взаимосвязей. К экономическим от­ношениям, возникающим в процессе движения денежных пото­ков относятся финансы, связанные с образованием распределением и использованием фондов денежных средств. Именно поэтому финансы выступают как особая социально-экономическая кате­гория, имеющая существенные отличия от такой экономической категории, как деньги, которые лишь опосредуют финансовые от­ношения, не определяя их сущностного содержания.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются:

-государство (и его институты);

-предприятия (фирмы);

-население.

Между этими тремя группами субъектов возникает, как известно, множество видов экономических связей, которые сводятся к следующим группам.

Между государством и предприятиями. Охватывают систему платежей в государственный бюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

Между фирмами в процессе приобретения товарно-материальных ценностей. Строятся на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

Между фирмами и банками по поводу получения, использования и и погашения кредита.

Между фирмой в целом и её структурными подразделениями.

Между государством и общественными организациями.

Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т.п.

В финансах различают три составные части:

-финансы населения;

-финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т.е. децентрализованные финансы (микроуровень);

-общегосударственные, т.е. централизованные финансы (макроуровень).

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами сбережениями граждан.

На микроуровне создаются децентрализованные финансы (фонды), представляющие собой денежные отношения, опосредующие оборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Централизованные (государственные) финансы (макроуровень) – это экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. Они включают в себя: федеральный, региональный и местные бюджеты; фонд социального страхования, пенсионный фонд; фонд медицинского страхования; общегосударственные страховые фонды, государственный, в том числе банковский, кредит и другие финансовые фонды, предназначенные для достижения общегосударственных целей. К ним относятся также фонды муниципальных бюджетов и другие финансовые фонды муниципальных образований.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распреде­лении и использовании централизованных и децентрализован­ных денежных средств особенно возросла в переходный пери­од к рыночной системе хозяйствования. Что касается централи­зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сбо­ров, эмиссии денег и т.д. В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.

Все фонды финансовых ресурсов как на макро-, так и на мик­роуровне формируются не только путем распределения выручки и прибыли организаций, но и их последующего перераспределения через бюджет с помощью налоговой системы, трансфертов, суб­сидий, субвенций. Доходы консолидированного бюджета в большей части формируются за счет налоговых платежей предприятий и организа­ций. Поэтому финансы предприятий и организаций, где создает­ся добавленная стоимость, выступают основой финансовой си­стемы государства и его финансового потенциала.

Финансы выполняют ряд функций, раскрывающие их социально-экономи­ческое содержание.

1. Аккумулирующая функция состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.

2. Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функ­ции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспро­изводство отраслей непроизводственной сферы.

3. Распределительная и перераспределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в созда­нии так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуют­ся при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода свя­зано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределе­нием средств в интересах эффективного и рационального ис­пользования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводст­венной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и со­циальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, на­логи.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

- производственной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства;

- отраслями материального производства;

-отдельными регионами страны;

-формами собственности;

- социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения нацио­нально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уров­ня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованно­сти коллективов предприятий и организаций, а также работни­ков в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, дос­тижении высоких результатов при наименьших затратах.

4. Стимулирующая (регулирующая) функция финансов ведет к на­полнению финансовых отношений качественным содержанием, позволяющим их выступать комплексным рычагом, который мо­жет активно использоваться государством для развития предпри­нимательской инициативы и насыщения рынка товарами. Эта функция осуществляется через установленную государством си­стему распределения прибыли, налоговую политику, систему фи­нансовых связей между субъектами рынка, а также посредством бюджетного финансирования наиболее перспективных отраслей экономики, использования эффективной кредитно-процентной политики и т. д.

Концептуальная основа финансового стимулирования — единство социально-экономических интересов государства, субъектов ры­ночной экономики (предпринимателей) и работников - предпо­лагает создание для деятельности предприятий условий, побужда­юших их одновременно реализовывать свои интересы, интересы государства и общества. Для стимулирования производства фор­мируется взаимосвязанная система форм и методов образования и использования фондов финансовых ресурсов. Она обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности путем: выявления и реализации резервов роста производства; сокращения затрат и увеличения прибыли; повышения конкурентоспособности; укрепления финансового состояния предприятий и организа­ций; косвенного регулирования через налогообложение потребля­емых ресурсов, имущества и результатов хозяйственной деятель­ности.

5. Контрольная функция финансов. Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства, повышение эффективности управления финансами. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы, то есть весь комплекс тех хозяйственных отно­шений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения за­конности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства.

Таким образом, финансовый контроль представляет собой регламентиро­ванную нормами права деятельность государственных, муници­пальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирова­ния, обоснованности и полноты поступления доходов в соответ­ствующие фонды денежных средств, правильности и эффектив­ности их использования.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, ау­диторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

6. Социальная функция финансов предполагает оптимизацию фондов, имеющих особое значение для осуществления социаль­ной политики государства. Эта функция связана с политикой госу­дарства в области заработной платы и развитием сфер экономики, воздействующих на формирование личности и демографические процессы путем обеспечения более высокого качества жизни лю­дей. Несомненна ключевая роль финансов и в реализации нацио­нальных проектов социально-экономического развития страны.

7. Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе­чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи­нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры­ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый меха­низм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми­рования и использования централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств, методы финансового плани­рования, формы управления финансами и финансовой систе­мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, по­скольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Все финансовые функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, что обеспечивает получе­ние интеграционного (мультипликационного) эф­фекта.

Также в экономической теории широко используется понятие «финансовая система».

Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответст­вующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность. Иными словами, финансовая система представляет собой комплекс мер по управле­нию финансовыми отношениями, вклю­чающий фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализо­ванного назначения, взаимосвязи между ними, а также управляющую подсистему – государствен­ные и муниципальные финансовые органы и финан­совые службы предприятий.

Финансовая система обеспечивает эффективную комплексную реа­лизацию всех функций финансов, позволяет по­лучить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия, наиболее полно и эффек­тивно использовать финансовые отношения для осуществления экономической политики госу­дарства.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

бюджетную систему (федеральный, регио­нальные и местные бюджеты) – бюджет выступает основным централизованным фондом государства;

внебюджетные фонды (пенсионный, соци­ального страхования, медицинского страхования и др.) – формируются для финансирования опре­деленных социально-экономических мероприятий и имеют стро­го целевое назначение;

государственный кредит (систему государ­ственного заимствования) – мобилизуют ресурсы населения и предприятий в целях развития экономики на прин­ципах обеспеченности, платности, возвратности и срочности вре­менно позаимствованных средств;

фонды страхования – предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев;

фондовый рынок с его финансовыми ре­сурсами;

финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финан­сы государственных, муниципальных, частных, акционерных и общественных организаций.

При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использую­щимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования, фондовые рынки и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финан­сам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Схематично финансовая система государства представлена на рис. 1.

Финансовая система РФ
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Бюджетная система
Государственный и муниципальный (банковский) кредит
Бюджеты трех уровней
Государственные внебюджетные фонды
Фонды страхования
Фондовый рынок с его финансовыми ресурсами
Финансы хозяйствующих субъектов

 


Рисунок 13.1 – Финансовая система Российской Федерации.

 

Взаимосвязи государства с предприятиями, организациями и физическими лицами в процессе формирования бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных) принимают форму бюджетно-налоговых отношений, регулируемых государ­ством. Федеральные и региональные органы государственного управления и местных (муниципальных) образований получают в свое распоряжение посредством бюджетно-налоговых отношений часть созданной в обществе добавленной стоимости. За счет этого источника финансируется вся система бюджетных организаций.

Децентрализованные фонды финансовых ресурсов форми­руются на предприятиях и в организациях различных форм собст­венности в процессе кругооборота капитала. К ним, помимо ка­питала предприятия (основного и оборотного), можно отнести выручку, резервные фонды, амортизационный фонд, прибыль и чистую прибыль. Они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и добавлен­ной стоимости – новой стоимости, выступающей источником доходов всех бюджетов, роста благосостояния народа и инвести­ционно – инновационного развития экономики. Особой спецификой отличаются финансы не­коммерческих общественных организаций. Последние осущест­вляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыль.

Как было указано выше, финансовая система государства также представлена совокупностью государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Систему финансовых органов Российской Феде­рации возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (минис­терства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рам­ках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финан­сово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления фи­нансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, горо­дах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществ­ляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизо­ванные фонды денежных средств, органы налоговой и таможен­ной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществ­ляет финансовую деятельность государства, являясь органом го­сударственного управления и осуществляя государственное ру­ководство в области банковской деятельности. На него возло­жена функция по эмиссии денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и де­нежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимают­ся контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Консти­туцией РФ, является постоянно действующим органом государ­ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной па­латы РФ — организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управле­ния доходами и расходами в процессе исполнения республикан­ского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ — динамично наращивать правоохранительное воз­действие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России — борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная служба — одна из опор российской государст­венности, источник пополнения государственной казны. Воз­главляет таможенную службу Государственный таможенный ко­митет РФ (ГТК РФ).

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, а именно совокупность разрабатываемых правительством мер по мобили­зации финансовых ресурсов и их рациональному использованию.

Разработка финансовой политики — наиболее трудно осуществляемая задача правительства стра­ны в условиях рыночной экономики. Финансовая по­литика должна быть рациональной и служить реали­зации основной цели государственного управления – повышению уровня доходов и потребления населения страны за счет эффективного экономического роста.

Выработка рациональной финансовой полити­ки основывается на достоверной информации о реальных изменениях в производстве и распреде­лении добавленной стоимости, в движении денежной массы, кредитов, внешних и внутренних заим­ствований, платежном балансе и т. д.

Таким образом, финансы и финансовая система представляют собой единый взаимосвязанный механизм подсистем, каждая из которых является по отношению к другой системой более низкого уровня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.