КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы и финансовая система государства
В рыночной экономике особое место занимают финансы, поскольку именно финансовые потоки отражают количественные и качественные стороны использования факторов производства, тенденции развития экономики страны, а также регионов, предприятий и корпораций. Эффективные финансовые отношения – комплексный рычаг развития производства и ускорения темпов экономического роста любого государства. Категория финансы ведет свое происхождение от средневековых латинских слов finantio, finantia, finantia pecunaria, употреблявшихся в смысле обязательной уплаты любой денежной суммы. Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы как историческая категория появились одновременно с государством при расслоении общества. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться. Государственные финансы стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и могли в любой момент использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. До второй половины XVIII века чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуждение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свободных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству. В настоящее время финансы опосредуют прямые и обратные взаимосвязи, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, выступают своеобразным комплексным индикатором социально-экономического развития страны. От эффективности финансового механизма зависит решение комплекса как тактических, так и стратегических социально-экономических задач государства. В трудах экономических мыслителей определением рассматриваемой категории является понимание её в широком и узком смысле. Финансы в широком смысле – это система отношений в обществе по поводу образования, распределения и использования денежных фондов (в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений) в целях выполнения государством своих функций и задач, обеспечения условий для расширенного воспроизводства. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В отечественной литературе сущность финансов служит предметом дискуссии. Одни экономисты придерживаются, так называемой, императивной концепции финансов. Согласно этой концепции, финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в социально-экономической сфере. Наиболее распространенной является распределительная концепция финансов. Ее сторонники определяют финансы как денежные фонды, образуемые в процессе распределения валового общественного продукта и национального дохода и отношения по поводу образования и использования этих фондов. Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Сторонники этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении национального дохода, но и во всех сферах его движения и, прежде всего, в сфере непосредственного создания национального дохода. По мнению же сторонников распределительной концепции содержания финансов, их воспроизводственный подход затрудняет выявление специфики финансовых отношений и их места в системе денежных отношений. Если учесть, что финансы — это денежные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса воспроизводства, как в рамках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспроизводственная концепция финансовой системы не лишена экономического смысла. Финансовые ресурсы — объект финансовых отношений, представляющий собой денежные средства, находящиеся в распоряжении всех хозяйствующих субъектов страны-государства, юридических и физических лиц. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Являясь частью общей системы экономических отношений, финансы отличаются определенной спецификой. Финансовые отношения проявляются через движение денежных потоков, выступающих носителями финансовых взаимосвязей. К экономическим отношениям, возникающим в процессе движения денежных потоков относятся финансы, связанные с образованием распределением и использованием фондов денежных средств. Именно поэтому финансы выступают как особая социально-экономическая категория, имеющая существенные отличия от такой экономической категории, как деньги, которые лишь опосредуют финансовые отношения, не определяя их сущностного содержания. Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: -государство (и его институты); -предприятия (фирмы); -население. Между этими тремя группами субъектов возникает, как известно, множество видов экономических связей, которые сводятся к следующим группам. Между государством и предприятиями. Охватывают систему платежей в государственный бюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства. Между фирмами в процессе приобретения товарно-материальных ценностей. Строятся на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства. Между фирмами и банками по поводу получения, использования и и погашения кредита. Между фирмой в целом и её структурными подразделениями. Между государством и общественными организациями. Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т.п. В финансах различают три составные части: -финансы населения; -финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т.е. децентрализованные финансы (микроуровень); -общегосударственные, т.е. централизованные финансы (макроуровень). Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами сбережениями граждан. На микроуровне создаются децентрализованные финансы (фонды), представляющие собой денежные отношения, опосредующие оборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Централизованные (государственные) финансы (макроуровень) – это экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. Они включают в себя: федеральный, региональный и местные бюджеты; фонд социального страхования, пенсионный фонд; фонд медицинского страхования; общегосударственные страховые фонды, государственный, в том числе банковский, кредит и другие финансовые фонды, предназначенные для достижения общегосударственных целей. К ним относятся также фонды муниципальных бюджетов и другие финансовые фонды муниципальных образований. Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возросла в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д. В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики. Все фонды финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроуровне формируются не только путем распределения выручки и прибыли организаций, но и их последующего перераспределения через бюджет с помощью налоговой системы, трансфертов, субсидий, субвенций. Доходы консолидированного бюджета в большей части формируются за счет налоговых платежей предприятий и организаций. Поэтому финансы предприятий и организаций, где создается добавленная стоимость, выступают основой финансовой системы государства и его финансового потенциала. Финансы выполняют ряд функций, раскрывающие их социально-экономическое содержание. 1. Аккумулирующая функция состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства. 2. Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство отраслей непроизводственной сферы. 3. Распределительная и перераспределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства. Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: - производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства; - отраслями материального производства; -отдельными регионами страны; -формами собственности; - социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах. 4. Стимулирующая (регулирующая) функция финансов ведет к наполнению финансовых отношений качественным содержанием, позволяющим их выступать комплексным рычагом, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской инициативы и насыщения рынка товарами. Эта функция осуществляется через установленную государством систему распределения прибыли, налоговую политику, систему финансовых связей между субъектами рынка, а также посредством бюджетного финансирования наиболее перспективных отраслей экономики, использования эффективной кредитно-процентной политики и т. д. Концептуальная основа финансового стимулирования — единство социально-экономических интересов государства, субъектов рыночной экономики (предпринимателей) и работников - предполагает создание для деятельности предприятий условий, побуждаюших их одновременно реализовывать свои интересы, интересы государства и общества. Для стимулирования производства формируется взаимосвязанная система форм и методов образования и использования фондов финансовых ресурсов. Она обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности путем: выявления и реализации резервов роста производства; сокращения затрат и увеличения прибыли; повышения конкурентоспособности; укрепления финансового состояния предприятий и организаций; косвенного регулирования через налогообложение потребляемых ресурсов, имущества и результатов хозяйственной деятельности. 5. Контрольная функция финансов. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства, повышение эффективности управления финансами. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы, то есть весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Таким образом, финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами. 6. Социальная функция финансов предполагает оптимизацию фондов, имеющих особое значение для осуществления социальной политики государства. Эта функция связана с политикой государства в области заработной платы и развитием сфер экономики, воздействующих на формирование личности и демографические процессы путем обеспечения более высокого качества жизни людей. Несомненна ключевая роль финансов и в реализации национальных проектов социально-экономического развития страны. 7. Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики. Все финансовые функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, что обеспечивает получение интеграционного (мультипликационного) эффекта. Также в экономической теории широко используется понятие «финансовая система». Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Иными словами, финансовая система представляет собой комплекс мер по управлению финансовыми отношениями, включающий фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, взаимосвязи между ними, а также управляющую подсистему – государственные и муниципальные финансовые органы и финансовые службы предприятий. Финансовая система обеспечивает эффективную комплексную реализацию всех функций финансов, позволяет получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия, наиболее полно и эффективно использовать финансовые отношения для осуществления экономической политики государства. Финансовая система Российской Федерации включает в себя: бюджетную систему (федеральный, региональные и местные бюджеты) – бюджет выступает основным централизованным фондом государства; внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др.) – формируются для финансирования определенных социально-экономических мероприятий и имеют строго целевое назначение; государственный кредит (систему государственного заимствования) – мобилизуют ресурсы населения и предприятий в целях развития экономики на принципах обеспеченности, платности, возвратности и срочности временно позаимствованных средств; фонды страхования – предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев; фондовый рынок с его финансовыми ресурсами; финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных и общественных организаций. При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования, фондовые рынки и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Схематично финансовая система государства представлена на рис. 1.
Рисунок 13.1 – Финансовая система Российской Федерации.
Взаимосвязи государства с предприятиями, организациями и физическими лицами в процессе формирования бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных) принимают форму бюджетно-налоговых отношений, регулируемых государством. Федеральные и региональные органы государственного управления и местных (муниципальных) образований получают в свое распоряжение посредством бюджетно-налоговых отношений часть созданной в обществе добавленной стоимости. За счет этого источника финансируется вся система бюджетных организаций. Децентрализованные фонды финансовых ресурсов формируются на предприятиях и в организациях различных форм собственности в процессе кругооборота капитала. К ним, помимо капитала предприятия (основного и оборотного), можно отнести выручку, резервные фонды, амортизационный фонд, прибыль и чистую прибыль. Они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и добавленной стоимости – новой стоимости, выступающей источником доходов всех бюджетов, роста благосостояния народа и инвестиционно – инновационного развития экономики. Особой спецификой отличаются финансы некоммерческих общественных организаций. Последние осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыль. Как было указано выше, финансовая система государства также представлена совокупностью государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Систему финансовых органов Российской Федерации возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Вместе с тем, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере. В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства. К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена функция по эмиссии денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков. Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства. Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ — динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России — борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Таможенная служба — одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ). Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, а именно совокупность разрабатываемых правительством мер по мобилизации финансовых ресурсов и их рациональному использованию. Разработка финансовой политики — наиболее трудно осуществляемая задача правительства страны в условиях рыночной экономики. Финансовая политика должна быть рациональной и служить реализации основной цели государственного управления – повышению уровня доходов и потребления населения страны за счет эффективного экономического роста. Выработка рациональной финансовой политики основывается на достоверной информации о реальных изменениях в производстве и распределении добавленной стоимости, в движении денежной массы, кредитов, внешних и внутренних заимствований, платежном балансе и т. д. Таким образом, финансы и финансовая система представляют собой единый взаимосвязанный механизм подсистем, каждая из которых является по отношению к другой системой более низкого уровня.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |