Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки этого способа финансирования




Достоинства этого способа финансирования.

Достоинства эмиссионного способа финансирования.

1.Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Таким образом, данная мера оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода страны из состояния рецессии.

2Данная мера осуществима в короткие сроки. Рост денежной массы происходит в случае, когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такая покупка осуществима в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки эмиссионного способа финансирования:

1.В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

2.Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Метод финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам), а полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

1.Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

2. Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг – процесс кратковременный. Население в развитых странах охотно покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (легко реализуемы), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

1.Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.

2.Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить гиперинфляцию.

3. Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Метод финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга предполагает финансирование дефицита бюджета за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (например: Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

1. Возможность получения крупных сумм;

2. Неинфляционный характер.

Недостатки подобного метода:

1. Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

2. Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

3. Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

4. При дефиците платежного баланса – возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Главный вывод, который следует из рассмотрения всех способов покрытия бюджетного дефицита, состоит в том, что лучшее решение дефицита государственного бюджета – это увеличение темпов экономического роста и повышение эффективности производства, как единственной реальной основы наращивания объемов налогооблагаемой базы и добавленной стоимости.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы дефицита бюджета.

I. Первая концепция: идея ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи, а теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

II. Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла – заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

III. Третья концепция: идея сбалансированности не бюджета, а экономики. Целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и ведет к стабилизации экономики. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется преимущественно на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов на определенную дату за вычетом положительного сальдо (профицитов) бюджета.

Научный подход в определении государственного долга важен не только для понимания экономической сути его происхождения, но и для построения моделей управления государственным долгом.

Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг (долг перед резидентами) – это те средства, которые государство заимствовало внутри страны. Внутренние государственные заимствования, как правило, выступают в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент – рынок государственных ценных бумаг.

Основная форма государственного кредита – государственные займы, которые классифицируются по ряду признаков:

1. По праву эмиссии займы делятся на:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые субфедеральными органами управления;

- размещаемые местными органами управления.

2. По признаку держателей ценных бумаг займы могут классифицироваться на:

- размещаемые только среди населения или только среди юридических лиц;

- универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.

3. По срокам погашения займы подразделяются на:

- краткосрочные (до 1 года) – используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов;

- среднесрочные – от 1 до 5 лет;

- долгосрочные – свыше 5 лет (до 30 лет).

По своей экономической сути внутренние заимствования означают лишь перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования и секторами экономики.

Внешний долг (долг перед нерезидентами) – это займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

При предоставлении кредитов внешние креди­торы стремятся к объективной оценке социально-экономической ситуации страны – заемщика, ее реальных и потенциальных финансовых возмож­ностей своевременной оплаты долга и процентов по этому долгу.

Всестороннему анализу, в частности, подвер­гается объем, структура накопленного страной – заемщиком внешнего долга. Однако размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономи­ки страны – заемщика и ее платежеспособности. Поэтому для оценки способности страны – дебитора вы­полнять обязательства по погашению и обслужи­ванию накопленного объема внешнего долга ми­ровой практикой выработано несколько показате­лей (коэффициентов):

- отношение суммы внешнего долга к объему ВВП страны. Этот показатель позволяет оце­нить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возмож­ности к переориентации отраслей реального сектора экономики страны на экспорт в целях получения иностранной валюты и достижения условий для погашения внешнего дола. Чем выше отношение долга к ВВП, тем большую долю доходов страны государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выплату внешнего долга. Если накопленный долг оказывается выше объема средств, кото­рый страна – дебитор может в средне- и долго­срочной перспективе направить на уплату дол­га, то возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей данной опасной ситуации при­нято считать превышение объема внешнего долга 50 % объема ВВП;

-отношение внешнего долга к объему экс­порта. Поскольку внешний долг фиксируется, обслуживается и погашается в иностранной валюте, то экспорт товаров и услуг служит важным показателем платежеспособности страны. Чем более развит экспортный сектор экономики страны, тем больше у заемщика возможностей своевременного и полного вы­полнения долговых обязательств внешних кредиторов. Чем меньше соотношение внеш­ний долг – экспортная выручка, тем выше до­верие кредитора к экономической состоятельности страны – заемщика.

На основе названных показателей все страны делятся на три группы: с высо­ким, средним и низким уровнем внешнего долга:

-к первой группе относятся страны, у которых коэффициент отношения долга к ВВП составляет выше 80 %, а показатель отношения долга к экспор­ту превышает 220 %;

-ко второй группе относятся страны, у которых коэффициент отношения долга к ВВП колеблется между 80 % и 48 %, а показатель отношения долга к экспор­ту может колебать­ся в пределах 220 и 132 %;

-к третьей группе относятся страны с низким уровнем задолженности, у которых коэффициент отношения долга к ВВП составляет менее 48 %, а показатель отношения долга к экспор­ту – менее 132%.

Наличие государственного долга имеет ряд негативных последствий:

-погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;

-повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства;

-отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны;

-наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности;

-снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

-перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

-создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

-возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

-выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

-может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Основными способами регулирования государственного долга являются:

а) Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска нового займа;

б) Конверсия – изменение доходности займов. Проводится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию государственного долга или повышения дохода кредитора;

в) Консолидация (пролонгация) – изменение сроков действия размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Данный способ применяется в целях облегчения выплаты долга. Нередко консолидация совмещается с конверсией.

г) Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов может проводиться вместе с консолидацией и конверсией или без них;

д) Отсрочка погашения займа – заключается в том, что как и при консолидации, отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата долгов;

Все указанные способы регулирования государственного долга объединяются одним понятием – реструктуризация. Кроме разных видов реструктуризации государство – заемщик может аннулировать государственный долг, т.е. полностью отказаться от обязательств по своим долгам.

Таким образом, государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.