Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги и налоговая система




Перед государством стоит множество народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных научно-технических, экономических и других целевых программ. Государство перераспределяет часть прибыли организаций и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (например: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

Таким образом, развитие экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги и налоговая система.

Налог – это принудительно изымаемая государством или местными властями часть доходов юридических и физических лиц, необходимая для осуществления государством своих функций.

Налогообложение – это комплексная система организации взимания налогов, которая выступает как особая форма взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики. Налоги играют исключительно важную роль в регулировании деятельности и формировании среды функционирования как отдельных предприятий (фирм, корпораций), так и государства в целом.

Налоги возникли вместе с формированием государств. На протяжении всего времени существования налогов, экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения. Первая основана на идее о том, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

С расширением влияния государства на социально-экономическое развитие общества значение налогов увеличивается. Налоги являются главным источником доходной части государственного бюджета. От объема и регулярности налоговых поступлений зависят своевременность и полнота выполняемых государством социальных функций: выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий и т.д.

Налог представляет собой часть добавленной стоимости, изымаемую у собственника дохода (владельца капитала, труда, природных ресурсов) в пользу государства с целью создания материальной базы для удовлетворения коллективных потребностей общества и осуществления активной социально-экономической политики. Важно отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, предполагающие учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (пенсионеров, лиц с низким уровнем дохода и т.д.)

Доходная часть бюджета зависит от степени развитости потенциала налогообложения страны.

Потенциал налогообложения страны определяют пять факторов:

1. уровень реального дохода на душу населения;

2. степень неравномерности распределения до­хода в обществе;

3. производственная структура национального хозяйства и значение различных видов эконо­мической деятельности (например, важность внешней торговли, вес отраслей современного производства, степень иностранного участия в частных предприятиях, значимость сельскохо­зяйственного сектора с точки зрения получе­ния дохода, а не только обеспечения необхо­димости продуктами питания);

4. социальные, политические и институциональ­ные условия и относительное влияние интересов различных групп (федеральных и регио­нальных, межотраслевых, профсоюзов и орга­низаций предпринимателей и др.);

5. компетентность в административных вопросах, добросовестность и честность правительствен­ных служб по сбору налогов.

Качественно определенная совокупность функционирующих налогов, взаимосвязей между ними, органов управления налогообложением и правового поля их функционирования представляет налоговую систему с присущими ей общими интеграционными характеристиками, определяющими ее эффективность в целом.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, к числу которых относятся:

1. Принцип всеобщности: заключается в охвате всех экономических субъектов, получающих доход;

2. Принцип обязательности: заключается в принудительном изъятии налога, неизбежности его уплаты, самостоятельности субъекта в исчислении и уплате налога;

3. Принцип стабильности: заключается в устойчивости видов налогов и налоговых ставок во времени;

4. Принцип нейтральности налоговой системы: заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков;

5. Принцип справедливости: обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему;

6. Принцип простоты: предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения;

7. Принцип равномерного распределения налогового бремени: определяется по отдельным регионам и субъектам государства.

Уровень налогового бремени количественно можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности.

 

Кнал. бемени=åНх-/П=ДН/ПН,

 

где: Нх- - средняя сумма налогов на душу населения;

ДН – доход населения после уплаты налогов;

ПН – платежеспособность населения.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте страны:

 

Кнал. бемени=åН/åВВП,

 

где: Н – сумма налогов;

ВВП – валовый внутренний продукт.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Она должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

-субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог;

-объект налога – имущество или доход, подлежащие налогообложению;

-источник налога – доход общества, из которого выплачивается налог;

-единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны);

-налоговая льгота – полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налога (необлагаемый минимум);

-налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами;

-ставка налога – величина налога на единицу объекта налога (%);

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогов.

1) Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

2) Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

3) Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

4) Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

В соответствии с установленной налоговой ставкой выделяют следующие виды налоговых систем:

- пропорциональная система налогообложения – основана на одинаковой ставке налогов независимо от дохода;

- прогрессивная система налогообложения – означает рост нало­говых ставок вместе с ростом доходов и падение ставок с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, однако па­дают быстрее с уменьшением доходов.

- регрессивная система налогообложения –формируется при ис­пользовании косвенных налогов. Косвенные налоги, как было показано выше, включаются в цену товара. Вследствие этого налогом облагается не доход, а потребление.Регрессивность означает, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Он потребляет больше, чем сберегает.

Все налоги, прежде всего, подразделяются на 2 вида: прямые и косвенные. Это деление основано на различиях в воз­действии прямых и косвенных налогов на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

Прямые налоги – устанавливаются непосредст­венно на доход или имущество и взимаются с конкретного физического или юридического лица (например: подоходный налог и налог на прибыль корпораций, налог на наследство, налог на собственность, включая землю и иную недвижимость и др.)

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф (например: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, пошлины и др.).

Воздействие прямых и косвенных налогов на экономическое поведение субъектов — неоди­наково.

Каждый из прямых налогов (подоходный налог, на­лог на прибыль) оказывает большее влияние на инвестиции, чем косвенные налоги. Ставки подоходного налога физических лиц из­меняют возможности для накопления и сбережений денежных средств. От размеров ставки налога на прибыль зависит деловая активность населения.

Косвенные налоги в виде надбавок к цене ус­танавливаются на товары личного и производст­венного потребления, затрагивая экономические интересы и производителя, и потребителя. Регули­рующее воздействие косвенных налогов связано с их влиянием на потребительский спрос: высокие косвенные налоги вызывают рост цен и сниже­ние потребительского спроса, низкие — снижение цен и рост потребительского спроса.

Прямые налоги в большей степени оказывают регулирующее воздействие на экономику. Косвен­ное налогообложение в большей степени соответ­ствуют фискальным цепям налоговой политики.

Увеличение косвенных налогов на товары и услуги первой необходимости в условиях ограни­ченной конкуренции способствует росту цен и уве­личению инфляции.

Соотношение между прямыми и косвенными налогами составляет основу налоговой политики в области регулирования деловой активности, которая призвана стимулировать:

- активизацию перехода к эффективным рыночным механизмам хозяйствования, обеспечивающим устойчивый экономический рост;

- повышение конкурентоспособности экономики и защиту на­ционального производства;

- развитие инновационных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночных отношений;

- рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях осуществления необходимых структурных изменений в экономике;

- формирование условий для привлечения иностранных инвестиций;

- социально справедливое перераспределение доходов и национального богатства для обеспечения социальной устойчивости общества;

- формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ (проектов) развития.

Таким образом, через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Все налоги в Российской Федерации разделены на 3 группы: федеральные, республиканские и местные.

Федеральные налоги – налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации

Республиканские налоги – налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местные налоги – налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Таблица 13.1 - Налоги в российской налоговой системе

Основные налоги РФ
Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
На добавленную стоимость; На прибыль организаций; Акцизы; На доход физических лиц; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира; Государственная пошлина. На имущество организаций; Налог на игорный бизнес; Транспортный налог. Земельный налог; Налог на имущество физических лиц.

 

Социально-экономическое содержание на­логов раскрывается в их функциях. В отношение функций налогов не существует единства мнения среди экономистов. Среди специалистов в области финансов и налогообложения существует мнение о наличии единственной функции налогов — фискальной. Однако большинство теоретиков бо­лее широких взглядов на налоги в современном обществе, наряду с фискальной, развивают и эко­номическую функцию.

Объективный анализ современного социаль­но-экономического состояния общества, измене­ний в соотношении факторов экономического рос­та позволяет говорить о четырех функциях налогов: фискальной, перераспределительной, контрольной и регулиру­ющей (стимулирующей). Все они, проявляясь во взаимосвязи, формируют комплексную воспро­изводственную функцию налогов.

Основным критерием современной классифи­кации является функциональное содержание нало­гов с позиции их значения в реализации функций современного государства.

I. Фискальная функция: проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и его организации, а также в ис­пользовании различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджетов других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов.

II. Реализация фискальной функции сопровождается осуществлением других функций, прежде всего перераспределительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в процессе финансирования направляются на те или иные цели – содержание органов управления, оборону, просвещение и науку, здравоохранение и т. д.

III. Контрольная функция налогов осуществляется налоговой службой.

IV. Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде экономического рычага стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами, установления необходимых пропорций в развитии экономики, т. е. в качестве стимула экономического развития. Для более активной реализации этой функции необходимо принципиальное изменение налогового законодательства в направлении формирования эффективного налогового механизма, дифференциации условий налогообложения субъектов рыночной экономики, создания системы обоснованных льгот, направленных на использование инновационно-инвестиционных факторов развития.

Комплексная воспроизводственная функция налогов реализуется через взаимосвязанное использование всех функций. Это создает интеграционный эффект и ускоряет экономический рост.

Западная налоговая практика ведет поиски оп­тимальной нормы налогов, которая позволяла бы установлению достаточно высоких налоговых ста­вок, чтобы предотвратить инфляцию, и достаточно низких, чтобы заинтересовать предпринимателей в расширении производства. Обобщая практику на­логообложения, западная экономическая теория вводит в научный оборот понятие «эластичность налоговой системы», отражающее взаимосвязь до­ходов и налогов. Доказывается, что при достижении оптимального уровня налоговых ставок (критиче­ской точки перегиба) перегиб в любую из сторон ведет к отрицательным последствиям. Перегиб в пользу налогоплательщиков ведет к сокращению в бюджет налоговых поступлений и бюджетному де­фициту; перегиб в пользу государства — к образо­ванию теневой экономики, увеличению необеспе­ченного платежеспособного спроса.

Последователи Дж.М. Кейнса, ориентированные на «экономику спроса», считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т.е. совокупный спрос. Последствием этого будет снижение цены и уровня инфляции. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпов инфляции.

Сторонники «экономики предложения» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они выступают за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, экономическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, т.к. предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.

На основании взаимосвязи двух переменных — ставки налогов и общих объемов налоговых посту­плений в бюджет государства строится график — «кривая Лаффера».

 

 

100%


Налоговые поступления в бюджет, руб.

Рисунок 13.2 – Кривая Лаффера

 

Основная идея заключается в доказательстве того, что по мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля. Налоговые поступления пада­ют после некоторой точки, потому что более высо­кие ставки налога, по предположению, сдерживают экономическую активность, и, следовательно, на­логовая база (национальный доход) сокращается. На графике эту зависимость легче всего обнару­жить при 100% ставке налога, когда налоговые поступления падают до нуля. На графике видно, что ставка налога «оm» обеспечивает максималь­ное (М) поступление налогов.

Реальная жизнь значительно сложнее любых моделей. Особенность экономической деятельно­сти такова, что только после получения фактиче­ских данных о производстве, доходах бюджета и налоговых ставок и их объективной оценки можно прийти к выводу о том, действительно ли налоговая ставка была оптимальной или далека от нее. Оп­ределить, на какой фактической ставке на­логов начнут снижаться налоговые поступления, — практически невозможно.

Необходимо также иметь в виду, что для каж­дой страны и в каждой из ее конкретных перио­дов развития свойственен свой оптимизм налого­вых ставок. В силу этого в налогово-бюджетной политике правительства западных стран широко используют механизм сознательного манипулирования зако­нодательной властью в области налогообложения и государственных расходов для воздействия на уровень экономической активности хозяйствую­щих субъектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.