КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Другие методы исследования 6 страница
Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - это разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников ее покрытия. В процессе анализа необходимо также проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение. Из табл. 15.1 видно, что план потребности в материале А не полностью обеспечен договорами на поставку и внутренними источниками покрытия. Коэффициент обеспечения по плану: Фактически же дело обстоит еще хуже, так как план поставки материала недовыполнен на 10 %: Это означает, что только на 90 % удовлетворяется потребность в материале А. Проверяется также качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок. Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Для оценки ритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, методика расчета которых приведена в параграфе 18.5. Особое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i-го материала: Зотек = Инт х Рсут В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной (табл. 15.2).
Изучают также состояние запасов сырья и материалов с целью выявления лишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость. В заключение определяется прирост (уменьшение) объема производства продукции по каждому виду за счет изменения: а) количества заготовленного сырья и материалов (3); б) переходящих остатков сырья и материалов (Ост); в) сверхплановых отходов из-за низкого качества сырья, замены материалов и других факторов (Отх); г) удельного расхода сырья на единицу продукции (УР). При этом используется следующая модель выпуска продукции: Влияние этих факторов на выпуск продукции можно определить способом цепной подстановки или абсолютных разниц (табл. 15.3, 15.4). Расчет влияния факторов способом цепной подстановки: Общее изменение объема выпуска продукции: в том числе за счет изменения: массы заготовленного сырья переходящих остатков сырья
отходов сырья удельного расхода сырья Таким образом, план по производству изделия С перевыполнен в основном из-за увеличения массы заготовленного сырья и более экономного его использования. В результате же сверхплановых отходов сырья выпуск продукции уменьшился на 466 туб. По этой же модели можно рассчитать и резервы роста выпуска продукции за счет увеличения количества сырья, сокращения его отходов и расхода на единицу продукции. Уменьшить расход сырья на производство единицы продукции можно путем упрощения конструкции изделий, совершенствования техники и технологии производства, заготовки более качественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, недопущения брака, сокращения до минимума отходов, повышения квалификации работников и т.д. 3. Анализ использования материальных ресурсов
Система обобщающих и частных показателей, применяемых для оценки эффективности использования материальных ресурсов. Методика их расчета и анализа. Факторы изменения общей, частной и удельной материалоемкости продукции. Определение их влияния на материалоемкость и выпуск продукции. Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов. Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.). Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции. Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой или товарной продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции. Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно. 4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат
Факторы, определяющие прибыль на рубль материальных затрат. Методика расчета их влияния. Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины. Для этого можно использовать следующую факторную модель: где П/МЗ - прибыль на рубль материальных затрат; П/В -рентабельность продаж; В/ТП - удельный вес выручки в общем объеме выпуска товарной продукции (Дв); ТП/МЗ –материалоотдача; МЗ/ТП - материалоемкость; МЗ х Дв - материальные затраты в стоимости реализованной продукции. Для расчета влияния данных факторов используем метод цепной подстановки и данные табл. 15.11.
Более детальный факторный анализ можно сделать на основании изучения факторов изменения прибыли и суммы материальных затрат, для чего можно использовать следующую модель: По данным факторного анализа прибыли (табл.20.3) и материальных затрат (см. табл. 15.5) способом цепной подстановки произведем расчет влияния этих факторов на изменение прибыли в расчете на рубль материальных затрат:
Изменение прибыли на рубль материальных затрат за счет: объема продаж 64,38-64,05 = +0,33 коп.; структуры продукции 63,81-64,38 = -0,57 коп.; цен реализации 75,45-63,81 =+11,64 коп.; себестоимости продукции 63,44-75,45 = -12,01 коп.; в том числе за счет изменения: норм расхода материалов цен на сырье и материалы Полученные данные показывают, что прибыль на рубль материальных затрат увеличилась в основном из-за роста цен на продукцию предприятия, а также из-за увеличения объема производства продукции, так как при этом увеличиваются не все материальные затраты, а только переменные. За счет перерасхода материалов по сравнению с нормами и роста цен на них существенно увеличилась сумма материальных затрат и соответственно сумма прибыли, что вызвало значительное снижение прибыли на рубль материальных затрат. Зная причины изменения расхода материалов на единицу продукции и цен на сырье и материалы, можно углубить факторный анализ прибыли на рубль материальных затрат по следующей модели: По результатам анализа следует разработать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности использования материальных ресурсов на предприятии.
В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ9/99), под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода. происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитаю. не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала. Алгоритм факторного анализа продукции строится по следующим этапам.
1. Задачи анализа себестоимости продукции Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Себестоимость продукции – это сумма выраженных в денежном выражении затрат, связанных с производством и реализацией определенного объема и состава продукции. Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если себестоимость за отчетный период повысилась, то при прочих равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет данного фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, являясь одной из основных функций управления, входит в компетенцию руководителя. Поэтому определенная недооценка его со стороны руководства приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом. В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. Основными задачами анализа себестоимости продукции являются: · установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; · определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним; величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; · анализ себестоимости отдельных видов продукции; · выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; · объективная оценка выполнения плана по себестоимости и его изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин; · обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции; · содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции. Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.
5.2. Анализ себестоимости товарной продукции Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровня показателей прибыли и рентабельности, достигнутого на предприятии. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: · полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; · затраты на рубль товарной продукции; · себестоимость сравнимой товарной продукции; · себестоимость отдельных изделий; · отдельные элементы затрат и статьи расходов. Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |