Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука в западной Европе в позднем средневековье




13-14 вв. Несколько важных вещей. Во-первых, возникают несколько университетов. Самый важный для нашей истории Оксфордский университет (12 век) и Парижский университет (12-13 век). Во-вторых, возникает инквизиция (католическо-церковный суд, занимающийся вопросами, связанными с ересью), и в третьих, возникают два очень важный монашеских ордена. Дело в том, что в средние века наукой занимались в основном монахи. Это доминиканский и францисканский ордена. Знаменитые доминиканцы: Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Они с одной стороны, профессора Сорбонны, а с другой – монахи.

Францисканцы тоже преподавали в Париже и в Оксфорде, но, в основном, именно Оксфордская школа связана с ними. Для них была характерна, с одной стороны, тенденция вернуться от античного происхождения умозрительных схем к простоте истины Христовой. Основная идея Франциска состояла в восприятии всерьез того, что говорится в евангелие, и в том, чтобы жить по евангелию (помогать ближнему, нести благую вести, делать это с любовью, радостью,...). Сам Святой Франциск был весьма поэтической личностью и весьма неравнодушной к природе. Это не только «брат солнце» или «брат ветер», но и травы, и цветочки, и птички, и звери.... Любовный взгляд на мир охватывал не только людей, но и природу. В этом смысле у францисканцев мы увидим практическую ориентацию знания. С одной стороны, когда францисканство оформилось как направление, как орден, когда его представители стали учеными, они, конечно, впитали в себя и античную традицию. Например, было особенное влияние текстов Августина. С другой стороны, было представление, что христианство должно было быть практикой. Оно должно быть знанием, которое служит человеку. Отношение христианина к людям несимметрично: к себе и и к другому человеку разное. К себе – строго, к другому – щедро и сострадательно. Поэтому, для францисканских ученых наука должна помогать человеку обустраивать свою жизнь.

Далее, францисканские учены (англичане, шотландцы и ирландцы) имели те же особенности, которые мы увидим у ученых Британии 17-18 и 19ого веков. У них четко выражены эмпирические тенденции. Они подчеркивают роль опыта в познании, делают акцент на индивиде, а не на общем. В этом смысле характерная позиция Уильяма Оккама в споре по проблеме универсалий, к котором Оккам принимал сторону номинализма (скорее, чем реализма). Ньютоновское «гипотез не измышляю» для них также характерно. Бог не просто действует, а действует максимально экономно, достигает своей цели самым прямым и кратчайшим путем. Отсюда принципы экономии мышления.

Родоначальник оксфордской школы, Роберт Гроссетест, формирует идею эксперимента. Эмпирическая методология была в античности (Аристотель, «Вторая аналитика»). Индуктивное положение дополнялось дедукцией. Из опыта угадываем общее положение, затем осуществляем некоторый вывод. Оксфордцы особо подчеркивали роль опыта. Роберт формулирует идею эксперимента. Вроде ничего нового он не говорит по сравнению с Аристотелем, который говорил, что мы не можем рассматривать мир во всем многообразии, поэтому мы выделяем один аспект, а от остального отвлекаемся. Роберт применяет это для опыта. Так он формирует идею избирательного эксперимента. Он приводит такой пример: принятие какого-то лекарства вызывает некий эффект. Возможно, человек еще что-то съел, принимал другие лекарства. Как же понять, дает ли именно это вещество такой эффект? Для этого надо давать только одно вещество. Сначала выхватили некую догадку, потом пытаемся проверить на более искусственно созданных ситуаций. Это 13 век!

Другая идея оксфордцев (ученик Роберта Гроссетеста, Роджер Бэкон (Не Фрэнсис! Фрэнсис жил в 17ом веке)) - подчеркивать не только роль опытов, но и роль математики. Их взгляд на математику тоже подчерпнут из античности. Математика как образец обосновывающего знания, была еще у Галена. Может показаться, что физика Аристотеля чисто качественная. Но на самом деле это тоже не так. У него в состав математики входит не только арфиметика, геометрия, астрономия и музыка, но и оптика и механика (смешанные дисциплины). Роберт Гроссетест строит очень яркую концепцию, используя ряд источников: Аристотель (его тогда изучали все), Августин (неоплатонизм, с особым вниманием на умозрительное созерцания. Теория элиминации: наше мышление возможно только потому, что есть высший божественный разум. Как солнце, которое позволяет нам видеть), греко-арабская математика (оптика, астрономия).

Роберт создает красивую метафизику света. Пишет трактат «О свете или начале форм». Основная идея: каким образом бог создает мир? Сначала первую световую точку, которая как зачаток первоматерии всего, что есть в мире. Затем по законам оптики из этой точки распространяется свет, который некоторым образом преобразуется и образует весь мир. То есть мир - из света, который подчиняется геометрической оптике. Геометрия оказалась зашита в основу мироздания. Поэтому оптика воспринималась метафизически, была наукой о мистическом, связанным с природой бога.

Идеи оксфордской школы повлияли активно на Париж. Там появились авторы, которые наследуют эти идеи (Жан Буридан и Николай Орем). Когда этих авторов обнаружили историки науки, они были удивлены, что все идеи поздних веков были уже здесь. Но ведь новое в культуре это всегда тонкое смещение акцентов в том, что уже было. И эти авторы опирались на античность, но по-другому расставляли акценты, и в результате получалось что-то новое. На самом деле, такой оптимизм неоправдан: в средневековье уже все есть, но в зачаточном виде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.