Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9. Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в




Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Гуманизм и секуляризация. Роль реформации и контрреформации для истории науки. Разрушение антично-средневекового иерархического космоса.

Вопрос 8.

В эпоху Возрождения вновь занимает почетное место классическая античность, обычно противопоставляющаяся Темным Векам (которые так названы одним из первых гуманистов - Петраркой). Одной из характерных черт эпохи стала секуляризация, т.е. процесс, в итоге которого наука и культура перестают быть прерогативой Церкви, формируется светская культура, независимая от монашества (бывшего основным носителем науки и культуры в Церкви), церковных школ. В результате этого начинают появляться независимые школы и кружки, как, например, первые кружки гуманистов. Однако стоит отметить, что связь с религией как таковой не разрывалась, т.е. это была просто автономия, но не протест против неё.

 

Вторым важным аспектом стало появление движения гуманизма. Основное внимание гуманисты уделяли не Богу, как это обычно делалось, но человеку. Отношение гуманистов к человеку было религиозным, он стал сакральным предметом, на него перенеслись представления, сформированные в средние века по отношению к Богу. Гуманисты в первую очередь интересовались словесностью, многие их произведения считались в первую очередь литературной работой, которая обычно писалась в двух основных направлениях – морально-нравственной и политической философии. Один из ярких примеров образа человека у гуманистов – «Речь о достоинстве человека» Джованни Мирандола. Легко проследить сильное влияние античности, например, Бог-Творец создает мир, который похож на античный космос, являющийся иерархическим (мир делится на высшие и низшие сферы и каждая сфера населяется подобающими существами). Однако при этом античные взгляды смешиваются с христианскими. Например, у Мирандола одинаково важны Моисей и Тимей: «…завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей…» (в контексте создания мира Творцом). Более того, гуманистическая позиция частично оказывается в согласии со многими другими, такими, как арабская, или с некоторыми мистическими течениями (Гермес Трисмегист, Каббала).

 

Иерархическое устройство мира, которое присуще как античности, так и концу Средневековья (яркий пример тому Данте Алигьери и «Божественная Комедия») начинает понемногу исчезать в произведениях гуманистов. Так, создав строго иерархичный мир, столь похожий на древнегреческий космос Бог-Творец затем создает Человека, основной смысл которого – не соблюдать иерархию космоса. Человек поставлен вне (и даже в каком-то смысле над) этой иерархии, он единственный, кто может разделить с Богом восхищение этим миром, тот, кто в первую очередь характеризуется собственной свободой: «…он не земной и не небесный, не смертный и не бессмертный, это все дано ему выбирать…». Это также подчеркивает уже упоминавшуюся секуляризацию, гуманисты предлагают восхититься Человеком и его свободой, а не Богом, который отступает на второй план. Качества Творца переносятся на Человека, постепенно появляется идеал Человека-Творца (художник эпохи Возрождения), который занимается и наукой, и искусством, который является и практиком и теоретиком.

 

Одним из важных событий середины-конца рассматриваемой эпохи была Реформация. Если попытаться кратко изложить её суть, то для реформации 16-17 века в центре внимания стояло отрицание иерархии. Полагалось, что иерархическое устройство Церкви отражает иерархию небесную, по крайне мере в своем идеализированном варианте, то есть представления об иерархичности мира были своего рода узакониванием Церкви и её структуры. Однако набирала силу идея, что Бог делает все сам, без посредников, потому и каждый человек может сам связываться с ним, что служило серьёзной мотивацией для перемен.

 

Именно разрушение иерархии считают зачастую ключевым элементом перемен, произошедших во время Возрождения, из-за неё описываемый мир претерпевает серьёзные изменения, что, разумеется, оказывает влияние и на науку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.