Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый позитивизм




Родоначальник – французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857гг). Именно он вводит термин «позитивная философия». Его главные произведения:

«Курс позитивной философии» (6 томов, 1830-1842гг),

«Система позитивной политики» (4 тома, 1851-1854гг).

Биография О. Конта поражает безумием этого человека. Вскоре после того, как он начинает читать лекции по позитивной философии для узкого круга слушателей в 1826 году, он быстро заболевает тяжелым умственным расстройством и следующие десять лет проходит серьезное лечение. Затем он поправляется и издает «курс позитивной философии». Но трудно сказать, был ли он вменяем в последний год своей жизни. В своих идеях он, в общем-то, не везде оригинален. Часть идей на самом деле Конт заимствовал у создателя утопического социализма Анри Сен-Симона, будучи несколько лет его учеником и секретарем. Затем между ними обнаружилось существенное разногласие.

 

Закон трех стадий

Речь идет о стадиях развития, в первую очередь о стадиях интеллектуального и культурного развития человечества. С одной стороны закон предельно простой и очень схематичный. Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три различных теоретических стадии:

Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; человек вводит сверхъестественных существ, которые ответственны за наблюдаемое им в природе.

Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) — стадия, на которой человек перерастает эти представления, он деантрополизирует этих существ, лишает явного человекоподобного облика, превращая их в некоторые абстрактные сущности. Переход от религии богословия к абстрактной метафизике.
Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений (не «почему?» а «как?»).

 

Конт предлагает в качестве единственно правильной позиции то, что иногда называют феноменализмом. Мы имеем дело исключительно с явлениями, описываем их взаимоотношения, но никоим образом не претендуем на открытие некоторого окончательного объяснения, почему эти явления происходят так, а не иначе. Главная особенность этого закона – как только мы дошли до следующей ступени развития, предыдущее становится для нас не нужным. Как только мы доросли до уровня абстрактной метафизики, нам не нужно богословие. Как только доросли до этапа позитивной науки, которая может пониматься без использования скрытых сущностей, то нам уже не нужна метафизика. У нас остается только позитивная наука. Но тогда в чем же состоит функция философии? Задача философии на основании данных, полученных науками, выстроить целостное научное миросозерцание и адекватно оценить место конкретной науки.

Проблема классификации наук
О. Конт предлагает классификацию наук, а дальше пытается дать обзор того позитивного содержания каждой конкретной науки, которое важно для построения целостной картины мира. Конт отмечает шесть основных наук

1. Математика
2. Астрономия
3. Физика
4. Химия
5. Биология
6. Социология

Он начинает с самых общих и наиболее простых наук и переходит к более узко применимым и более сложным. По его мнению, также происходило историческое развитие наук.
Математика – самая простая, общая и древняя, астрономия – описывает устройство мира в целом. Физика, химия, биология – более конкретные науки, а социология касается человека. Любопытно, что во времена Конта социология как наука вообще не существовала. Именно он вводит термин «социальная физика». Фактически здесь идет речь о том, что должно быть, чем о том, что реально развито. Сторонники этой идеи Конта позже к концу XIX века выделят психологию как отдельную науку. Наука – высшее достижение человека, она противопоставляется и метафизике, и религии.

В апреле 1845 года Конт познакомился с Клотильдой де Во, женой одного лишённого прав преступника, и вступил с ней в тесную связь. Это была 30-летняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало госпоже Конт. Близкие сношения Конта с Клотильдой продолжались ровно год, до её смерти, после чего восторженная любовь Конта к этой женщине перешла в мистический культ, сделавшийся настоящей основой новой «позитивной» религии: душевный переворот, произошедший в Конте под влиянием знакомства с ней, а потом — её смерти, выразился, главным образом, в перемещении центра тяжести его жизни и мыслей из научной сферы в религиозную. Такой характер имеет второе его большое сочинение, которое он сам считал главнейшим своим трудом — «Система позитивной политики» (4 тома, 1851—54). Он приходит к выводу, что без религии общество невозможно. Роль новой религии должна некоторым образом выполнять наука. Самого себя он начинает считать как первосвященника новой религии человечества, разрабатывает детали соответствующего культа. Это позитивная версия христианской религии, правда, уже без Христа. Это религия человечества в целом, которое воспринимается как единое «великое существо». Был и аналог Богородицы – культ Клотильды де Во.
_________________________________________

Джон Стюарт Милль (1806-1873гг) – известный английский мыслитель и экономист.
В области философии самым замечательным произведением М. является его «Система Логики» (1843г). С 1841 г. состоял в переписке с Огюстом Контом, философские и социологические взгляды которого оказали на него глубокое влияние.

Идеи И. Канта критического периода (конец XVIII века) являются очень популярными в XIX веке. Многие философы отстаивали различные версии априоризма. С другой стороны, в связи с развитием наук весьма известны различные эмпирические представления, особенно в Англии. В результате, мыслители, разделяя идеи Канта об априорном познании и восхищаясь успехами эмпирической науки, пытаются найти некоторый компромисс между ними. Это либо последовательные эмпирики, либо последовательные априористы. В этом смысле Милль последовательный эмпирик.

Милль развивает теорию индукции, пытается придать самой процедуре индуктивного обобщения статус законности. Он предлагает классификацию методов индуктивного обобщения, которая рассматривается до сих пор.

Также Милль разрабатывает учение о классической теории дедукции, о силлогизме. Индуктивный вывод – переход от единичного к общему, а силлогистический вывод – переход от общего к единичному. Например, возьмём два факта: «Сократ — человек» и «Все люди смертны». Силлогизмом этих двух фактов будет «Сократ смертен». Милль полагает, что на самом деле никакого вывода от общего к единичному в данном случае не делается. С его точки зрения, мы обычно заключаем от единичного к единичному. Например, Гомер умер, Одиссей умер, и еще умерли 150 человек. Значит, и Сократ тоже умрет. А фраза «все люди смертны» лишь удобный и компактный способ выразить это.

Милль не принадлежит к числу неограниченных приверженцев индуктивного метода, как большинство английских философов эмпирической школы, которые признавали особый статус математики. По его мнению, математика такая же индуктивная наука, как и все остальные. Он уравнял ее статус. Геометр говорит о некоторых объектах, обобщенных из опыта, а расхождения с реальным миром говорят о неточности математики.

Кант настаивал, что примеры, которые приводит Милль (например, две прямые не могут замыкать пространство (через две точки проходит ровно одна прямая), являются синтетическими и априорными. Синтетичность обозначает некоторые свойства, которые не содержатся в определении предмета, а априорность – необходимость и всеобщность. 7+5 = 12. Милль, как эмпирик, считал, что никаких синтетических априорных суждений нет. Здесь стоит вопрос об ассоциации идей. Связь различных идей может быть разной прочности. Ассоциации идей, которые относятся к математике, весьма и весьма прочные.
_____________________________________

Герберт Спенсер (1820-1903гг) – английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма. В 1852, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Будучи философом, Спенсер говорит об универсальной эволюции, пронизывающей все. Впоследствии он признал идею Дарвина о естественном отборе как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»).

Спенсера считают основателем органической школы в социологии. Социальный эволюционизм: и общество, и различные социальные образования тоже начинают рассматривать подобно биологическому организму. Человек понимается как эволюционирующее существо, его деятельность должна быть соотнесена с эволюционными представлениями. В частности, познание, которое осуществляет человек, тоже начинает пониматься в контексте эволюции. Например, как некий инструмент, который вырабатывает человек во время адаптации в среде обитания. Особенности человеческого познания погружаются в биологический контекст. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.