КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 14. В 60-70е годы XIX века развивается второй этап позитивизма (идеи Маха и Авенариуса)
В 60-70е годы XIX века развивается второй этап позитивизма (идеи Маха и Авенариуса). В науке в это время присутствуют несколько основных теорий. Во-первых, это эволюционная идея Дарвина. Но даже в конце XIX века высказывались критические соображения в ее адрес. Во-вторых, происходит формирование современной математики, которая характеризуется существованием альтернативных теоретических конструкций. Формальная аксиоматика математических теорий появляется именно в этот период. В конце XIX века наступает кризис классической физики Ньютона. И соответственно, в начале XX века появляются общая теория относительности и квантовая механика. Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914гг) – американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики (наука о знаках). Мыслитель в каком-то отношении странный, обладал огромными дарованиями, но почти их и не реализовал. В отличие от большинства американских философов не имел своей аудитории. Основная часть его сочинений была опубликована лишь после его смерти. И в наше время Пирса продолжают серьезно изучать и читать. Критика картезианства Пирс вводит термин «фаллибилизм» (от англ. fallible — подверженный ошибкам, погрешимый). Точка зрения, согласно которой всякое человеческое знание погрешимо, подвержено ошибкам и, вообще говоря, не достоверно. Для конца XIX века характерно распространение представлений о роле случайности, вероятности в наших знаниях о мире. Если некий мыслящий субъект Декарта фактически мог обладать некоторым божественным статусом, или по крайней мере в основе его деятельности лежали заложенные Богом врожденные механизмы, абсолютную истинность которых гарантировало существование их создателя, то к концу XIX века мышление все больше связано с человеком, который что-то такое пробует понять на свой страх и риск. У него нет явных и незыблемых гарантий, чтобы претендовать на истинность его утверждений. Более того, в конце XIX века становится видно, что высшие достижения человека в науке, которые казались непоколебимыми (геометрия Евклида, механика Ньютона), относительно истинны. Они тоже могут быть подвержены пересмотру. В итоге Пирс эту мысль четко фиксирует. Он говорит о фаллибилизме, о погрешимости и неистинности всякого человеческого знания. В своих двух знаменитых статьях «Закрепление убеждения» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в 1877-1878 годах, Пирс в качестве основного понятия теории познания берет не понятие знания, не греческую эпистему (достоверное, строго обоснованное, истинное знание), а «закрепление убеждений» (belief). Здесь мы видим понижение статуса. Все-таки «belief» не то самое знание в античном и средневековом смысле (эпистема), но и не античное мнение Платона (докса). По Пирсу убеждения значительно прочней и стабильней, но тем не менее в рамках фаллибилизма не имеют статус достоверного знания. Главная функция мышления – производство убеждений. Наука – это система убеждений. Пирс описывает четыре способа выработки убеждений в неопределенной ситуации: 3) априорный метод (выбираем то, что представляется наиболее истинным и правильным); В статье 1878 гола Пирс формулирует прагматистскую максиму: «..Убеждения различаются по способу действий, которым они дают начало. Если убеждения не имеют такого различия, если они ослабляют одно и тоже сомнение, вырабатывая один и тот же управляющий действиями закон, то различия в способах самого осознания этих убеждений вносят в убеждения не больше различий, чем исполнение мелодии в различных тональностях в саму мелодию. Разграничения, которые часто проводятся между убеждениями, на деле отличающимися только по способу выражения, суть продукты воображения. Хотя споры, возникающие по этому поводу, вполне реальны…»
Как мы это себе представляем, воображаем, совершенно не существенно с точки зрения Пирса для убеждения, следовательно, для мышления. Убеждения следует считать тождественными, даже если выражаем мы их по-разному, если они формируют одни и те же диспозиции к действию. В соответствии с этими убеждениями во всех ситуациях мы поступаем одинаковым образом.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |