Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 19




Трансцендентальная философия науки. Коперниканский переворот И. Канта. Условия воз-

можности познания и трансцендентальный метод. Конструирование трансцендентальной

реальности. Априорные компоненты знания с точки зрения различных версий трансценден-

тализма. Трансцендентальная аргументация. Реализм и антиреализм. Интенциональная ре-

альность Э. Гуссерля.

Трансцендентальная философия науки = Трансцендентальный подход к философии науки (ТП).

Основатель трансцендентального подхода — Иммануил Кант.

Основные разновидности:

● Подход самого Канта

● Трансцендентальная феноменология Гуссерля (начало XX века)

● Постсубъективизм и аналитическая философия

● Трансцендентальная прагматика (основатель — Чарльз Пирс)

● Подход современной эпистемологии и философии науки

 

Определение Канта: Трансцендентальная философия занимается не исследованием предметов, а исследованием нашего способа познания предметов, поскольку этот способ должен быть возможным априори.

Основной вопрос предшествующей философии — вопрос онтологический (что существует на самом деле? и т.п.). Кант переносит внимание на сам способ познания. При таком определении ТП совпадает с гносеологией.

Спецификации из определения:

4. Как возможно то или иное познание? (необходимо выявить трансцендентальные условия возможности познания)

5. В познании содержатся априорные компоненты.

 

Задачи ТП:

● Выявить априорные компоненты.

● Провести границы между априорными и опытными компонентами (т.к. знания — это симбиоз априорных и неаприорных составляющих).

 

Можно утверждать, что в любом теоретическом знании (например, в науке) есть спекулятивные (неопытные) компоненты. Но являются ли они на самом деле априорными?

Позиция реализма: априорных компонент нет, всё знание опытное. В реалистическом подходе считается, что всё имеющееся в науке дано посредством эксперимента.

ТП является конструктивным подходом. В рамках этого подхода (восходящего к Канту) утверждается, что наши знания не даны, а заданы, т.е. имеют априорную составляющую.

Опытные компоненты — объективные, априорные — субъективные.

Однако априорное ≠субъективное.

Области реальности:

● Объективной реальности (трансцендентное).

● Имманентная (внутренняя, принадлежащая человеку).

 

Трансцендентальное — нечто среднее между этими областями, между объективным и субъективным. Т.о. постулируется существование особой квазиреальности.

Наше знание зависит от способа познания => надо исследовать способ познания.

А есть ли способы познания отличные от человеческого? Если да, то сопоставив, могли бы ответить на вопросы трансцендентальной философии. Возьмём верхний предел — Бог, нижний предел — животные. Человек посредине. Специфика человеческого познания — наличие сознания. Бог мир не познаёт, т.к. сам его создал и всё знает. У животных с познанием всё плохо, нет школ, институтов, учебников:(

Как происходит конституирование трансцендентальной реальности?

Самая простая, но неправильная схема познания:

Объект воздействует на субъект познания, получаются ощущения. Но ощущения не изоморфны объектам. При получении ощущений создаётся внутренний образ. Образам приписываются слова. Где гарантия, что ощущения соответствуют действительности? Отсюда и трансцендентальный подход.

Попытка решения:

На основании ощущений строится критическая модель происходящего (трансцендентальная реальность), не обязательно совпадающая с трансцендентной реальностью.

Трансцендентальная реальность — специфика человеческого познания. Она и является предметом исследования трансцендентальной философии.

Априорные компоненты знания:

● для Канта: смесь сознания, логики и языка.

● для феноменологии: сознание.

 

для неокантианства: компоненты имеют социо-культурную природу.

● для постсубъективизма и аналитическая философии: логика и язык.

● для трансцендентальной прагматики: социальное априори.

 

Трансцендентальная аргументация.

Имеются:

Опытный факт

Необходимое условие

Объяснительная схема.

Условия на систему положений

1. Полнота.

2. Непротиворечивость

 

Для обоснования полноты Кант использует метафизическую дедукцию: метафизические положения должны бить выведены из общего принципа. Для обоснования непротиворечивости используется трансцендентальная дедукция.

Семиотический треугольник Фреге

Коперниканский переворот Канта: ранее считалось, что в имени смысловая составляющая является приоритетной. Теперь же слово стало определять значение (предмет).

Аксиомы коперниканского переворота (трансцендентального идеализма):

1. Вещи существуют.

2. Вещи воздействуют на нас.

3. Наше знание о вещах определяется нами самими.

 

Человек сам придумывает способы объяснения — теоретические термины, которым природа не обязана подчиняться. А подчиняются им объекты трансцендентальной реальности, которая определенным образом связана с действительностью.

Получаем два подхода:

1. Между трансцендентальной реальностью и действительностью есть определённый изоморфизм (реализм).

2. Мы всё конструируем сами и живём в виртуальной реальности (антиреализм).

 

Особенности трансцендентальной философии Гуссерля:

1. Корректировка Кантовских положений (отношение образности — это отношение между образом и оригиналом, т.е. необходим доступ к оригиналу; в противовес кантовской принципиальной непознаваемости вещей в себе).

2. Использование термина интенциональная реальность (нет разделения на вещи в себе и вещи для нас). Интенциональные предметы познаются нами абсолютно точно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.