КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 19
Трансцендентальная философия науки. Коперниканский переворот И. Канта. Условия воз- можности познания и трансцендентальный метод. Конструирование трансцендентальной реальности. Априорные компоненты знания с точки зрения различных версий трансценден- тализма. Трансцендентальная аргументация. Реализм и антиреализм. Интенциональная ре- альность Э. Гуссерля. Трансцендентальная философия науки = Трансцендентальный подход к философии науки (ТП). Основатель трансцендентального подхода — Иммануил Кант. Основные разновидности: ● Подход самого Канта ● Трансцендентальная феноменология Гуссерля (начало XX века) ● Постсубъективизм и аналитическая философия ● Трансцендентальная прагматика (основатель — Чарльз Пирс) ● Подход современной эпистемологии и философии науки
Определение Канта: Трансцендентальная философия занимается не исследованием предметов, а исследованием нашего способа познания предметов, поскольку этот способ должен быть возможным априори. Основной вопрос предшествующей философии — вопрос онтологический (что существует на самом деле? и т.п.). Кант переносит внимание на сам способ познания. При таком определении ТП совпадает с гносеологией. Спецификации из определения: 4. Как возможно то или иное познание? (необходимо выявить трансцендентальные условия возможности познания) 5. В познании содержатся априорные компоненты.
Задачи ТП: ● Выявить априорные компоненты. ● Провести границы между априорными и опытными компонентами (т.к. знания — это симбиоз априорных и неаприорных составляющих).
Можно утверждать, что в любом теоретическом знании (например, в науке) есть спекулятивные (неопытные) компоненты. Но являются ли они на самом деле априорными? Позиция реализма: априорных компонент нет, всё знание опытное. В реалистическом подходе считается, что всё имеющееся в науке дано посредством эксперимента. ТП является конструктивным подходом. В рамках этого подхода (восходящего к Канту) утверждается, что наши знания не даны, а заданы, т.е. имеют априорную составляющую. Опытные компоненты — объективные, априорные — субъективные. Однако априорное ≠субъективное. Области реальности: ● Объективной реальности (трансцендентное). ● Имманентная (внутренняя, принадлежащая человеку).
Трансцендентальное — нечто среднее между этими областями, между объективным и субъективным. Т.о. постулируется существование особой квазиреальности. Наше знание зависит от способа познания => надо исследовать способ познания. А есть ли способы познания отличные от человеческого? Если да, то сопоставив, могли бы ответить на вопросы трансцендентальной философии. Возьмём верхний предел — Бог, нижний предел — животные. Человек посредине. Специфика человеческого познания — наличие сознания. Бог мир не познаёт, т.к. сам его создал и всё знает. У животных с познанием всё плохо, нет школ, институтов, учебников:( Как происходит конституирование трансцендентальной реальности? Самая простая, но неправильная схема познания: Объект воздействует на субъект познания, получаются ощущения. Но ощущения не изоморфны объектам. При получении ощущений создаётся внутренний образ. Образам приписываются слова. Где гарантия, что ощущения соответствуют действительности? Отсюда и трансцендентальный подход. Попытка решения: На основании ощущений строится критическая модель происходящего (трансцендентальная реальность), не обязательно совпадающая с трансцендентной реальностью. Трансцендентальная реальность — специфика человеческого познания. Она и является предметом исследования трансцендентальной философии. Априорные компоненты знания: ● для Канта: смесь сознания, логики и языка. ● для феноменологии: сознание.
для неокантианства: компоненты имеют социо-культурную природу. ● для постсубъективизма и аналитическая философии: логика и язык. ● для трансцендентальной прагматики: социальное априори.
Трансцендентальная аргументация. Имеются: Опытный факт Необходимое условие Объяснительная схема. Условия на систему положений 1. Полнота. 2. Непротиворечивость
Для обоснования полноты Кант использует метафизическую дедукцию: метафизические положения должны бить выведены из общего принципа. Для обоснования непротиворечивости используется трансцендентальная дедукция. Семиотический треугольник Фреге Коперниканский переворот Канта: ранее считалось, что в имени смысловая составляющая является приоритетной. Теперь же слово стало определять значение (предмет). Аксиомы коперниканского переворота (трансцендентального идеализма): 1. Вещи существуют. 2. Вещи воздействуют на нас. 3. Наше знание о вещах определяется нами самими.
Человек сам придумывает способы объяснения — теоретические термины, которым природа не обязана подчиняться. А подчиняются им объекты трансцендентальной реальности, которая определенным образом связана с действительностью. Получаем два подхода: 1. Между трансцендентальной реальностью и действительностью есть определённый изоморфизм (реализм). 2. Мы всё конструируем сами и живём в виртуальной реальности (антиреализм).
Особенности трансцендентальной философии Гуссерля: 1. Корректировка Кантовских положений (отношение образности — это отношение между образом и оригиналом, т.е. необходим доступ к оригиналу; в противовес кантовской принципиальной непознаваемости вещей в себе). 2. Использование термина интенциональная реальность (нет разделения на вещи в себе и вещи для нас). Интенциональные предметы познаются нами абсолютно точно.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |