Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели науки




Это получение нового научного знания. Заметим, что ни у какой деятельности человека нет такой цели. (политика — властные цели, экономисты — эффективность, художник — выразить свое отношение, повседневная деятельность — разные цели). По идее, и политик должен опираться на науч знания, и экономист, и инженер, и менеджер. Но здесь наука это просто средство. Цели дать новое знание у них нет. Это знание называется научным. То знание, которое получает простой человек, например, едет из дома на работу и узнает, где пробки - это ненаучное знание. До некоторого времени философия науки не рассматривала, что есть научное знание, а есть ненаучное. Не думали, что ненаучное может тоже оказаться важным и серьезным.

Что такое научное знание? Вроде, если ученый что-то делает, то получит знания научные. Традиция исследования науки исследовала только знания. Здесь нет никакого ученого, который что-то пытается сотворить. Сначала предлагали принцип верификации (если верифицируется предложение, то оно научно), затем принцип фальсифицируемости (фальсифицируется — научное), но были некоторые слабости. В конце прошлого века перестали выдвигать один критерий научности и, как всегда, когда вещь трудная, обращаются к Др. Грекам и сформулировали минимальный критерий научности.

 

а) Прежде всего предметность. Наука обязательно предметна. Смысл научной деятельности объяснить явление из него самого, не обращаясь к чему-то вне предметной области. Это отличает научные тексты от теологических. У вторых объясняющий принцип — Бог, нечто вне области. Лаплас: «Дайте мне нач и граничные условия и я вам скажу состояние дел во вселенной в любой момент прошлого и будущего». (детерминизм). Наполеон: «А где же тут Бог?». Лаплас: «В этой гипотезе я не нуждаюсь». То есть все из своей предметной области.

Как появляется предмет науки? Ученый изучает предмет (человека, дерево). Они могут изучаться разными науками (биолог, эколог, врач...). Объект он многообразен. Ученый выделяет одну сторону и представляет как предмет. Ученый изучает не дерево вообще, а возраст этого дерева, или как живут насекомые в этом дереве. У них своя совокупность понятий, своя предметная область. Получается, что объект исчезает в своей общности. Особенного драматично для человека: биолог одно, социолог как раб силу, психолог как психологию, этика нравственную, механика как механизм,... А где же сам человек? Растащили по разным областям. Это серьезный вопрос. Или что есть время? А должно ли быть это что есть время и человек вообще? Или собирать по кусочками из разных наук? С этой дифференциацией встает вопрос о взаимопонимании ученых. В свое время в Александрийском мусейоне в первые 200-300 лет очень интенсивно развивалась наука и была сильная специализация, все придумывали такие термины, что ученые не понимали ученых, не то, что простые люди. «Птичий язык». Сейчас встает большой вопрос, а есть ли что-то, что обеспечивает взаимопонимание между учеными? С точки зрения норм деятельности да: уч отличит себя от неученого, но с точки зрения интеграции знания — вопрос сложный и непонятный. Говорят об одном и том же в разных понятиях.

Появляется больше и больше научных дисциплин (больше 15 000), и встал вопрос знаний ни о чем, так как область узка. С другой стороны каждый большой спец в своей области. А о чем он знает? Ни о чем. Спец в одной области не значит, что он спец в другой. Здесь нужен диалог. Много комплексных проблем и проблемы коммуникации. Например, в процессе математизации наук. Математику начали еще с Галилея использовать. «Математика и эксперимент».

 

Когда языкознание стало наукой? Люди раньше знали языки, но наукой стал он в 19 веке. Язык стал реальностью сам по себе. Ее и стали изучать ученые. То же самое психиатрия (Фрейд сделал ее наукой). Есть психологическая реальность со своими законами.

 

Фалес «освободил арифметику от власти купцов.» Тогда арифметика стала наукой. Итак, предметность вещь любопытная и серьезная.

 

б) систематизированность знаний. Системное изложение теории. Ученый стремится к полноте и к четкому основанию систематизации. Это важно, так как много чего систематизировано (тел. Справочник, кулинарная книга, …).

 

в) обоснованность и доказательность.

Как обосновать и доказать? Что вкладывается в эти слова? Они меняются во времени и при переходе от одной области к другой. В 18ом веке считалось, что обосновать значит вывести (математический идеал дедуктивного рассуждения.) Найди первоначало и из них выведи. Потом стало считаться, что не везде это возможно и в эмпирические науки можно доказывать эмпирически.

 

г) интерсубъективность научного знания. В научном знании нет ничего личностного. Поэтому оно открыто для всех профессионалов, в отличие от других убеждений. Начиная с античности считали именно так. Механика Ньютона или множества Кантора, сейчас от создателей остались только имена. Это были строительные леса, которые убрали, когда здание было достроено.

 

В разные эпохи добавлялись новые требования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.