Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 25-26




Основные уровни научного знания.

Вопрос 24.

1. Чувственный;

2. Эмпирический;

3. Теоретический;

4. Метатеоретический.

 

 

Чувственный уровень – голые наблюдения. Объект знания – вещь в себе

Эмпирический уровень. Первая ступень рационального знания, система высказываний о чувственной информации. Высказывания состоят из терминов, следовательно, это уже рациональное знание. Важнейшие его элементы – протокольные предложения, записи; обобщение протоколов (эмпирические факты). Эмпирические высказывания имеют статистическую природу и представляют собой некую экстраполяцию данных эксперимента. Факт – не истина, а вероятностное утверждение!!! В результате обобщения протоколов возникают законы, статистические и динамические. При этом законы являются экстраполяцией экспериментальных данных. Пример: классическая термодинамика.

Теоретический уровень. Вторая ступень рационального познания после эмпирической. Эмпирическое знание говорит об абстрактных объектах с эмпирической природой. Теоретическое знание – об идеальных объектах, конструируемых чисто умственно. Пример теоретического знания – современная математика (объекты вводятся с помощью определений). Научная теория в теоретическом познании не является обобщением, в отличие от эмпирического познания. Ещё один пример - физика Ньютона. Правда, Ньютон считал классическую физику объективной реальностью, что не соответствовало действительности, так как использовались идеальные объекты (материальная точка, движение без трения итд). Многие теории не создаются путём обобщения, а придумываются, конструируются. Конструирование и обобщение – разные вещи!!!

Проблема уровней научного знания - одна из главных тем современной философии науки. Традиционно принято выделять два основных уровня: эмпирический и теоретический. С нашей точки зрения более верной является по крайней мере трехуровневая модель научного знания: эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание.

Для понимания природы эмпирического уровня знания целесообразно вслед за А.Эйнштейном [2] различать три качественно различных типа объектов:

1) «вещи сами по себе» («объекты»);

2) их представление (репрезентация) с помощью чувственных данных («чувственные объекты»);

3) эмпирические абстрактные объекты.

Уже на стадии формирования сознанием содержания чувственных объектов с помощью его сенсорных контактов с «вещами в себе» оказывается, что содержание этих объектов существенно зависит от целевой установки исследователя (практической или познавательной). Эта целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для познающего субъекта сенсорной информации, получаемой в процессе воздействия объекта на чувственные анализаторы. Чувственные объекты это результат определенного «видения» сознанием «вещей в себе», а не просто «смотрения» на них. Тот же самый процесс фильтрации сознанием внешней информации имеет место и на уровне эмпирического познания, который приводит к формированию эмпирических (абстрактных) объектов на основе чувственных объектов. Разница лишь в том, что количество фильтров, а тем самым активность и конструктивность сознания, на уровне чувственного познания резко возрастает.

Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, ле тящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появля ется при использовании всевозможных приборов.Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является ощущение — простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Ощущения обладают широким спектром модальности: бывают зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные, темпе ратурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические ощущения. Каждая форма ощущений отражает через единичное общие свойст ва данной формы и вида движения материи, например электромаг нитные, звуковые колебания, химическое воздействие и т.д.

 

Фильтрами на эмпирическом уровне научного познания являются:

а) познавательная и практическая установка;

б) операциональные возможности мышления (рассудка);

в) требования языка;

г) накопленный ранее запас эмпирического знания;

д) интерпретативный потенциал существующих научных теорий.

Эмпирическое знание может быть определено как множество высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах и только опосредованно, через длинную цепь идентификаций и интерпретаций, оно является знанием об объективной действительности. Отсюда следует, что было бы большой гносеологической ошибкой видеть в эмпирическом знании непосредственное описание («отражение») объективной реальности. Например, когда ученый смотрит на показания амперметра и записывает результат своего наблюдения: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виду то, что он непосредственно видит, а именно, что черная стрелка прибора остановилась около цифры 5, а вполне определенную интерпретацию этого наблюдения, предполагающую, между прочим, знание определенной теории, на основе которой был создан амперметр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.