Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое научное знание, его структура и методы построения




Вопрос 27.

Теоретическое знание – 2ая ступень рационального познания (после эмпирического) - есть результат деятельности не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Сущность деятельности разума мо жет быть определена как свободное когнитивное твор чество, самодостаточное в себе и для себя. Наряду с интеллектуальной интуицией основной логической операцией теоретического мышления является идеа лизация, целью и результатом которой является созда ние (конструирование) особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Мир (множество) такого рода объектов и образует собственную онтоло гическую основу (базис) теоретического научного зна ния в отличие от эмпирического знания.

Качественное различие уровней состоит в предмете знания: чувственный уровень -вещи в себе-объекты внешнего мира, эмпирические - абстрактный объект, свойства, отделенные от носителей (свет), теоретический – (13:20 минута 13 лекции) идеальные объекты, конструируемые полностью в рамках мышления.

Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеаль ных объектов, их свойствах и отношениях. Геометрическая точка, линия, плоскость и т. д. — в математике; инерция, абсолют ное пространство и время, абсолютно упругая, несжи маемая жидкость, математический маятник, абсолют но черное тело и т. д. — в физике; страты общества, общественно-экономическая формация, цивилизация и др. — в социологии; логическое мышление, логичес кое доказательство и т. д. — в логике и т. д.

Идеальные объекты создаются следующими способами:

I) пре дельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним логически возмож ным значениям их интенсивности (0 или 1). Три существенных момента предельного перехода:

1) исходным пунктом движения мысли является эмпирический объект, его определенные свойства и отношения.

2) само мысленное движение заключается в количе ственном усилении степени интенсивности «наблюда емого» свойства до максимально возможного предель ного значения.

3) самый главный момент: в результате такого, казалось бы, чисто количественного изменения, мышление создает качественно новый (чи сто мысленный) объект, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюда емы (Примеры: безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии, актуально бесконечные множества, капиталистическая или рабовладельческая общественно-экономическая формация в чистом виде, Сознание и Бытие философии и т. д. и т. п.).

Идеальные объекты конст руируются из эмпирических объектов пугем добавле ния к последним таких новых свойств, которые делают идеальные объекты принципиально ненаблюдаемыми и имманентными элементами сферы мышления.

II) конструирования иде альных, чисто мысленных объектов, часто конструируемые полностью в рамках мышления, без опоры на эмперическое занания— введение их по определению: в основном в мате матике, частично — в теоретической (математической) физике (Примеры: введение иррациональных и комплексных чисел при решении алгебраических уравнений, разного рода объектов в топологии, функциональном анализе, мате матической логике, теоретической лингвистике, физи ке элементарных частиц и т. д.).

Переход от эмпирическиго знания к теоретическому ознаменовывается прекращением использоввания операции обобщения, теоретическое не является обобщениями. Особенно интенсивно данный способ введения идеальных объектов и, соот ветственно, развития теоретического знания стал при меняться после принятия научным сообществом неев клидовых геометрий в качестве полноценных матема тических теорий (начало 20-го века), кроме:

(Из лекций) механики Ньютона (16 минута 13 лекции) - первая узкое теоретическое знание, хотя Ньютон думал, что имеют дело с объективным знанием. Епископ Беркли первым отметил, что ньютоновская механика является чисто теоретическим знанием.

Еще раз отметим, что подобные теории (ньютоновская механика и далее) получаются не путем обобщения, они придумываются, т.е. являются результатом конструктивного мышления ученого, гденамного больше свободы, чем в обобщении. (В математике чисто теоретическое знание пошло с геометрии Эвклида).

 

 

Для любого теоретического конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкретной теорией (логически организованной сис темы «чистых сущностей»), имеется два способа обо снования их объективного характера. А. Эйнштейн на звал их «внешним» и «внутренним» оправданием на учной теории.

Внешнее - требовании их практической полезности, в частности, возможности их эмпирического примене ния. Данное требова ние особо акцентировано и разработано в философских концепциях эмпиризма и прагматизма.

Внутренее - спо собность быть средством внутреннего совершенствова ния, логической гармонизации и роста теоретического мира, эффективного решения имеющихся теорети ческих проблем и постановки новых. (Примеры: введение Л. Больцманом представления об идеальном газе как о хаотически движущейся совокупности независимых атомов, представляющих собой абсолютно упругие ша рики, позволило не только достаточно легко объяснить с единых позиций все основные законы феноменоло гической термодинамики, но и предложить статисти ческую трактовку ее второго начала — закона непре рывного роста энтропии в замкнутых термодинамичес ких системах. Введение создателем теории множеств Г. Кантором понятия «актуально бесконечных мно жеств» позволило построить весьма общую математи ческую теорию, с позиций которой удалось проинтер претировать основные понятия всех главных разделов математики (арифметики, алгебры, анализа и др.).

Э. Мах считал, что главной целью научных теорий является их способность экономно репрезен тировать всю имеющуюся эмпирическую информа цию об определенной предметной области. Способом реализации данной цели, согласно Маху, построение таких логических моделей эмпирии, когда из относи тельно небольшого числа допущений выводилось бы максимально большое число эмпирически проверяе мых следствий. Введение идеальных объектов и явля ется той платой, которую мышлению приходится зап латить за эффективное выполнение указанной выше цели. Как справедливо полагал Мах, это вызвано тем, что в самой объективной действительности никаких формально-логических взаимосвязей между ее зако нами, свойствами и отношениями не существует.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.