Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 21. Структура научного знания в целом, проблема редукционизма




Структура научного знания в целом, проблема редукционизма

Источник: лекция Казарян (2-ая лекция, первая запись).

 

Наука- сама по себе очень разнообразная вещь («капитан очевидность в шоке)))»).

Один из основных вопросов для понятия структуры научного знания – это вопрос классификации, вопрос разделения на области и дисциплины.

Казарян приводит одну из классификаций:

1. Математические

2. Естественные

3. Социально-Гуманитарные

4. Технические науки

 

 

Отмечается, что классификация постоянно менялась с течением истории. Так например у Аристотеля были: Логика, Физика, Этика. Потом классификация эволюционировала и дошла до приведенных четырех пунктов. Проблема классификации стала терять свою актуальность в середине 20-ого века, так как наук стало слишком много (более 15 000 сейчас), об этом чуть ниже.

 

До определенного времени (17,18 века) считалось что подлинное знание – есть физическое знание. Как я понял, тут имеется ввиду, что подлинная наука должна быть простроена по образцу физики.

Как устроено физическое знание:

1. Эмпирические факты: проводятся опыта, эксперименты, наблюдения

2. Математическая обработка: расчет результатов

3. Построение теории

 

По этому образцу начинают развиваться и другие науки: это условно говоря было как базис в построении научного знания каждой науке. Даже, как утверждает лектор, гуманитарных: история, социология.

Почему именно физика?

Лектор утверждает, что из-за ее способностей объяснять явления. В какое-то время господствовала точка зрения: Все что нужно объяснить – уже объяснено физиками (рубеж веков 19 и 20-ого). Было только два необъясненных явления: излучения темного (черного??) тела и опыты Майкельсона. Из этого, как мы знаем, выросла неклассическая физика.

 

Одной из задач в науке и областей в общем научном знании является получение эмпирических данных, то есть фактов. В частности средствами эксперимента, опыта. Необходимым требованием к опыту является воспроизводимость его во «всех лабораториях» (ну то есть где бы опыт не проводился – он должен давать одинаковые результаты, думаю – тут понятно что имеется ввиду).

 

То есть по образцу физики формируется междисциплинарная модель научного знания. Это и есть редукция! То есть сведение большого числа разнородных вещей в одну однородную. Сведение разнородных наук под одну однородную модель. Лектор говорит: «Принципы научного знания были заложены Галилеем и Ньютоном и долгое время существовала установка методологического редукционизма, то есть когда многое сводят к одному».

 

Однако, в процессе времени (уже в 20-м веке) от редукции начали отказываться, и сейчас речь идет не о сведении одной науке к другой, а о изучении особенности каждой в отдельности. Вот какие доводы к этому подходу приводятся:

1. онтологические: мир – многообразен, все разное

2. гносеологические: каждая наука имеет свои собственные абстракции (понятия), свой язык

3. социально-культурные: так как существует разделение труда, то и не нужно ничего объединять

 

 

Так же отмечается разделении науки внутри себя: физика, механика, термодинамика.

Фундаментальные и частные теории. Фундаментальные тории – говорят на высоком уровне абстракций (наверное тут имеется ввиду общая механика), частные теории – снижают уровень абстракций и добавляют свои термины (механика жидкости, твердого тела).

 

Проблема редукции проявляется и в попытках создать общую теорию всего (в этом плюс редукции, «типо желание редуцировать все двигает ученых к обобщениям»).

 

В этом контексте отмечается редуцирование всего на составные части: разделение на атомы, простые частички. Казарян говорит, что в случае с живой природой данный метод уже не проходит, приводит пример «если оторвать мою руку…..».

 

Отмечается системный подход, когда объект рассматривают как единую систему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.