КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука как специфическая человеческая деятельность
Вопрос 20. Рассматривается одна из моделей науки, которая на сегодня более подходит для анализа современной науки, большой науки, которая стала сегодня профессией, элементом экономики Такого рода модель это наука как специфическая человеческая деятельность.
Она вбирает в себя то, что наработано философией науки, в социологии, в науковедении. С другой стороны, она оставляет простор, чтобы рассматривать разные аспекты науки. Что-то хорошо разработано, что-то еще только привлекло внимание и еще разрабатывается.
Общая схема деятельности. Деятельность — целенаправленная активность человека. Действия человека могут быть и не целеориентированы, но и ценностно-ориентированы, традиционными, основанными на эмоциональных побуждениях. Наука — скорее целерациональная деятельность. Структура деятельности: действующие субъекты (деятель, актор), цель деятельности, предмет деятельности, средства и методы деятельности, продукт деятельности. Продукт деятельности: творение (воплощение достижение цели) и следы (то, что сопутствует достижению цели). Понятие цель используется в зависимости от характера деятельности. Автор часто формулирует не столько цель, а намерения. Например, «создать лучший в мире гражданский самолет». Это намерение. Специалисты редуцируют ее к цели. Итак, цель иногда сформулирована четко, иногда нет.
Для науки необходимы также ценности, господствующие в обществе (нельзя делать опыты на животных) и обстоятельства (ситуация, в которой работает ученый, положение дел в настоящий момент в правовой, политической стороне, системе образования...). Эти ситуации охватывают социум в целом. Ценности значат, а действительность существует. Эта схема позволяет рассматривать науку в разных аспектах: как рекогнитивные (познавательный процесс) и как связь ее с обществом (с 20ого века общество замечает науку). Наука стала играть мировоззренческую роль (Галилей и гелиоцентрическая система это уже мировоззрение). Так наука о себе заявила. В 19ом веке она заявила о себе на рынке, экономически: в хим лаб-ях стали делать на продажу хим вещества. К концу 19ого века наука стала востребована нефтеперерабатывающей пром, электротехнической, затем каждое предприятие при себе имела КБ или институт. Наука стала нужна для экономич выгоды. Затем она заявила о себе в военном деле. 1Ая мир война — хим вещва, 2ая — бомба, политики стали интересоваться наукой, без нее не может быть мощного гос-ва. Такое положение дел привело к тому, что науку можно анализировать. Проблема ценностей и ответственности ученого встала после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Итак, ситуации и ценности имеют значения.
Посмотрим на саму науку.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |