Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постпозитивизм: утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса




Вопрос 18.

Имре Лакатос (1922-1974)

Венгерский философ науки, к.50-х гг – уехал из социалист. Венгрии в Англию, в Лондонской школе экономики – диссертация о логике развития на примере математики.

Все работы у него – в 60-н.70-х гг.

Попперианец, но пытается при этом учесть подход Куна и сходные, пытается придать попперовскому фальсификационизму большую четкость и убедительность. Различает 3 вида фальсификационизма (у Поппера все есть, но четко не различаются):

1. догматический, который у Поппера в чистом виде не выражен, а только в некоторой критике Поппера, когда его критикуют и приписывают ему такие взгляды

2. методологический:

- наивный

- утонченный

Лакатос разобрал недостатки всех уровней, является сторонником утонченного методологического фальсификационизма, на основе этой позиции формулирует свое представление о том, как развивается наука, которое получает у него название «методология научно-исследовательских программ». Если у Поппера ключевым термином является термин «научная теория», у Куна – «парадигма», то у Лакатоса – научно-исследовательская программа.

Лакатос также учитывает некоторые моменты, на которые обращает внимание Кун, но он весьма критичен по отношению к Куну: Кун отказывается от рационализма, делает развитие науки – иррациональным. Согласно Куну, нет отчетливой вразумительной логики перехода в развитии науки от одного этапа к другому, нет рацион оснований, по которым можно понять, почему одна парадигма вытеснила другую, то, по Лакатосу, «рациональной реконструкции истории науки не получается».

Лакатос: Книга «Фальсификация методологии научно-исследовательских программ».

Л после всех уточнений на всех уровнях понятия фальсифицируемости, и понятия проверки, которое у Поппера важнейшее, делает поправки.

По Лакатосу, проверка – столкновение 3-х сторон: не 2-х – теорий и эксперимента, а по крайней мере 2 соперничающих теорий и эксперимента. Некоторые из наиболее известных экспериментов в истории науки дают скорее подтверждение, чем опровержение, что тоже плохо согласуется с фальсификационизмом в том виде, в котором его развивал Поппер. В связи с этим он уточняет само понятие фальсификации. Он определяет его так:

«Утонченный фальсификационист признает некоторую теорию T фальсифицируемой, если и только если предложена другая теория T' со след характеристиками:

4. Т' имеет добавочное эмпирическое содержание по сравнению с Т, т.е. она предсказывает факты новые, не вероятные с точки зрения Т или даже запрещаемые ею.

5. Т' объясняет предыдущий успех Т, т.е. все неопровергнутое содержание Т, в пределах ошибки наблюдения

6. Какая-то часть добавочного содержания Т' подкреплена (экспериментально).»

Проводит различия, которые у Поппера стирались, дает много деталей.

Не оперирует понятием «парадигма», как у Куна, т.к. парадигма – это нечто непонятное, нечто, что усваивается сообществом и воспроизводится. Непонятно, как это рационально описать.

Лакатос работает с попперовским понятием теории. Но говорит, что используя изолированную теорию, не можем говорить о том, как развиваются науки. Надо рассматривать цепочку последовательных теорий Т1, Т2, Т3 и т.д., каждая из которых получается из другой посредством определенных дополнений и трансформаций. Такая цепочка теорий представляет собой научно-исследовательскую программу, если у всех этих теорий есть общая часть – так называемое жесткое ядро. Т.е.: есть некий набор положений (жесткое ядро), и теория включает в себя некоторый запрет, который Лакатос называет отрицательной, или негативной, эвристикой, на опровержение этих положений. Например, ньютоновская механика: 3 закона Ньютона сомнению подвергаться не могут в рамках данной научно-исследовательской программы.

Но если есть ситуация, с которой мы справиться не можем? Для этого служит положительная эвристика: вокруг ядра образуется пояс вспомогательных гипотез. Их можно варьировать: можно добавлять дополнительные гипотезы или отбрасывать. Лакатос согласен с Куном, что ученые не склонны отбрасывать теории.

Пусть некий ученый занимается астрономией в рамках ньютоновского подхода. Он рассчитывает траекторию небесного тела. Потом он предлагает экспериментатору, астроному, проверить свое предсказание. Тогда астроном смотрит в телескоп, но не наблюдает того тела, о котором ему сказал теоретик. Теоретик тогда предполагает, что существует дополнительное тело, которое отклоняет наше тело от траектории. Он пересчитывает траекторию. Потом астроном снова проверяет и снова не обнаруживает это тело. Тогда ученый предлагает новую теорию, согласно которой это тело настолько мало, что наши оптические средства не позволяют нам обнаружить его. Надо построить более мощный телескоп… Далее так можно продолжать до бесконечности. Здесь мы работаем с последовательностью дополнительных гипотез, но работаем плохо: чтобы объяснить провал, мы придумываем новые гипотезы…

Лакатос предлагает подход, как сравнивать между собой такие цепочки – теории научно-исследовательских программ. Н-и программа испытывает либо прогрессивный сдвиг по цепочек, либо регрессивный. Можно смотреть, как она продвигается по этой цепочке. Для этого надо подсчитывать: что она предсказывает, сколько ситуаций потребовало дополнительных гипотез, сколько ситуаций она заранее предсказывает. Т.е. количественно можно оценить степень прогрессивности или регрессивности н-и программы, которая реализуется на некоторой цепочке теорий. В результате их можно вполне рационально сравнить.

Это не куновские парадигмы (где нельзя двумя способами увидеть мир). Н-и программы могут быть отложены, можно одновременно пользоваться несколькими из них, можно сравнивать. Лакатосу удается, с одной стороны, учесть не учтенные Поппером особенности: как развиваются наука, в частности, что исследователи не отбрасывают теории при обнаружении аномалии, с другой, описать рациональное развитие науки.

Итог: Образ науки, которая развивается, причем не линейно. Споры вокруг истинности, рациональности развития науки, возможности существования или отсутствия прогресса науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.