Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика Ф. Ницше: отношение к религии




Свобода, совесть, честь – причина самих себя. Как вы можете это обосновать?

Свобода, честь и совесть – это не абстрактные понятия. Это - то единственное, что поможет нам выжить, что поможет нам остаться людьми разумными, что поможет нам не свернуть с единственно верного пути развития...

Вся наша жизнь – это выбор! Мы делаем его каждую минуту, каждый день, иногда осознанно, иногда неосознанно. Этот большой выбор состоит из множества более мелких. Мы выбираем спутника жизни; дело, которым хотим заниматься; друзей; поездки; покупки; еду и многое другое. Мы делаем это непрерывно. От того, какой выбор мы сделаем и в пользу чего, зависит, как будет разворачиваться наша жизнь, в каком направлении мы будем двигаться дальше. Это касается всех аспектов нашей многогранной жизни.

Самое важное, что у нас есть свобода выбора, всегда! И эту внутреннюю свободу совершать свой выбор по чести и достоинству человеческому, невозможно отнять, припрятать за решётку или закрыть в сейфе. С такой внутренней свободой человек может расстаться только сам.

Индикатором нашего выбора является совесть. То есть, ответственность человека, прежде всего, перед самим собой, как носителем высоких, справедливых ценностей. Сокровенный голос души. Она даёт возможность исправить свой ошибочный выбор. Она есть у каждого человека, всё зависит от того, какой жизнью человек позволяет ей жить. Запирает ли он её за самую потайную дверь за семью замками или дарит ей вольную и живёт с нею в согласии и мире. Совесть вольная озаряет человека изнутри дивным светом, а спрятанная глубоко, рано или поздно вырывается наружу, она вспыхивает пламенем, раскаляет всё внутри. Это вопрос времени.

Отношение Ницше к религии было весьма критичным. Из-за своей жесткой критики христианской церкви, он получил прозвище, под которым войдет в историю – «Антихрист». Но весьма интересно то, что Ницше писал следующее: «Осуждая христианство, я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии, которая даже превосходит христианство числом своих последователей: по отношению к буддизму». «Буддизм во сто раз реальнее христианства, - он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием "Бог" уже было покончено, когда он явился». По мнению Ницше: «Буддизм – это религия благородных и изысканных рас, достигших высшей степени духовности».

 

Более всего в буддизме, привлекала Ницше отсутствие понятия «бога-творца». Ему было по душе замена понятия «избавление от греха» - на более осмысленное, буддийское «избавление от страданий».

Ницше в соответствии с философией буддизм создает философскую тему «переоценки ценностей».

Христианство аморальнейшая из религий, она взращивает больных животных – христиан, - считал Ницше. ”Я называю животное – род, индивидуум – испорченным, когда он теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно”. В этом смысле благодаря христианству в Европе господствуют ценности упадка, истинно нигилистические ценности, “прикрытые самыми святыми именами”. Христианство – есть декадентство, намеренное всеобщее саморазрушение.

“Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины (“Бог”, ”душа”, ”Я”, ”дух”, ”свободная воля”); чисто воображаемые действия (“грех”, ”искупление”, ”милость”, ”наказание”, ”прощение греха”). Общение с воображаемыми существами (“Бог”,”духи”,”души”)…Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грез именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает ее, обесценивает, отрицает”.

Ницше так же обращает особое внимание на образ христианского Бога. По его мнению, Бог для любого народа в первую очередь должен символизировать силу и волю к власти, значит быть способным к гневу. Причем он должен отражать понятия о добре и зле конкретного народа. Добрый Бог-космополит это просто нонсенс! Такой бог нужен народу только на этапе его заката, когда он уже не способен к борьбе, когда ему лишь нужно оправдать свою слабость. Бог, который заманивает в потустороннее, клевещет на жизнь, вместо того, чтобы утверждать ее - обожествленное Ничто.

Считаю необходимым осветить также отношение Ницше к буддизму. Вообще Ницше считает его родственным христианству в том смысле, что это тоже нигилистическая религия, религия decadence. Но она намного честнее. Она переросла понятие “бог”, так же как и понятия “добро и зло”, благодаря тому, что появилась из глубокомысленной философской концепции. Буддист не говорит: ”Я грешу”, он говорит: ”Я страдаю”. Буддизм – это борьба с депрессией посредством борьбы с пресыщением, значит по сути своей это оздоравливающая религия. Она эгоистична: "Необходимо одно: как тебе освободиться от страданий"

Здоровые свойства буддизма, по Ницше, во многом обусловлены тем, что ее, в отличии от христианства, создавали выходцы из высших сословий.

Христос по Ницше понимал за реальность только ее внутреннюю составляющую все, что вне, он считал только символами, которыми эта внутренняя истинная реальность оперирует. “”Царство Небесное” есть состояние сердца, а не что-либо, что ” выше земли ” или приходит ”после смерти”. В Евангелии недостает вообще понятия естественной смерти: смерть не мост, не переход, ее нет, ибо она принадлежит к совершенно иному, только кажущемуся, миру, имеющему лишь символическое значение”. Иисус в принципе отрицал те понятия, на которых базировался иудаизм: “грех”, ”вера”, ”прощение греха”. “Глубокий инстинкт, как должно жить, чтобы почувствовать себя на “небесах”, чтобы почувствовать себя “вечным”, между тем как при всяком ином поведении совсем нельзя чувствовать себя “на небесах”, - это единственно и есть психологическая реальность “спасения” – новое поведение, но не новая вера”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 8470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.