Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К проблеме языка




Учение о познании

Томас Гоббс

Общество в философии XVII века: Т. Гоббс, Д. Локк.

(1588-1679)


Основные произведения.

· «Основы философии», состоящее из трех книг:

o «О теле»,

o «О человеке»,

o «О гражданине».

· «Левиафан» (кратко), или «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан – это библейское чудовище, которое олицетворяет собой государственную власть.

Мы рассмотрим следующие учения Гоббса: учение о познании и учение о государстве.

Томас Гоббс продолжает эмпирическую линию Ф. Бэкона и также придерживается принципа сенсуализма. Согласно этому принципу, нет ни одного понятия в человеческом уме, которое бы прежде не было бы полностью или частично порождено ощущением. При этом, однако, Гоббс отвергает возможность естественной теологии, о которой писал Ф. Бэкон – он считает, что существует только богооткровенная теология, которая не нуждается ни в каком рациональном анализе и не предполагает его (теология - учение о боге).

Несмотря на то, что Гоббс придерживался принципа сенсуализма и считал, что опыт и эксперимент – необходимые элементы познания, он всё-таки (в отличие от Френсиса Бэкона, считавшего, что идеалом научного знания является эмпирическое естествознание), считал идеалом знания математику. Более того, Гоббс даже рассматривал физику как своего рода прикладную математику.

Поскольку для Гоббса идеалом была математика, то он считал, что опыт и эксперимент не могут гарантировать достоверности и истинности знаний. Критериями достоверности знания, по его мнению, являются всеобщность и необходимость знания. Опыт и эксперимент ограничены, они не могут обеспечить достоверного знания, поскольку всё в опыте проверить нельзя.

С точки зрения Гоббса, любое знание выражается в определенных суждениях. Суждения состоят из определенных понятий. В свою очередь, понятия так или иначе определяются с помощью определенных слов. Поэтому Гоббсу для учения о познания потребовалось разработка учения о языке. Он считал, что слова – это всего лишь на всего имена и понятия, т.е. Гоббс придерживался номиналистической точки зрения по отношению к статусу универсалий (общих понятий). С другой стороны, с точки зрения Гоббса, все языки (как естественные, на которых говорят разные народы мира, так и символические, например, язык математики или язык логики) – искусственные.

Гоббс развивает конвенционалистскую концепцию происхождения языка. (конвенция – соглашение, договор). По его мнению, все языки имеют договорную природу. Первоначально люди сформировали некоторые имена (слова), которые Гоббс назвал метками. Имена-метки сугубо индивидуальны и сугубо произвольны, субъективны. Эти имена-метки использовались каждым индивидом для обозначения той или иной вещи или совокупности вещей. Однако, наладить общение между людьми с помощью имен-меток невозможно. Поэтому, с точки зрения Гоббса, в определенный момент какая-то группа людей договорилась между собой о том, что некоторые имена-метки будут иметь общезначимое содержание, так чтобы все люди понимали под ними одно и то же. Таким образом образовались имена-знаки, с помощью которых было возможно наладить общение между людьми. С помощью этих имён-знаков, в конечном счете, образовались понятия, без которых не может существовать наука, поскольку знания выражаются в определенных суждениях, а в в суждениях имеются определенные понятия.

Гоббс понимал, что в языках, используемых для общения между людьми, значительная часть имен - знаков (слов) имеет множество значений. По мнению Гоббса, только слабый ум не понимает, что слова многозначны. Однако, для науки это является негативным моментом, поскольку в науке понятия должны иметь однозначные содержания, а не только общезначимые. Поэтому Гоббс заменил проблему интуиции Декарта на проблему дефиниции. Под дефинициями Гоббс понимал точные определения понятий, без которых невозможно существование науки. Итак, Гоббс заменил интуицию на точные определения понятий.

Гоббс не только придерживался эмпиризма Ф. Бэкона, но и использовал методологические идеи Галилея. Гоббс считал, что в познании следует сочетать аналитический и синтетический методы (у Галилея аналитический метод назывался резолютивным, а синтетический – композитивным).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.