Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философии эпохи возрождения. “Утопия” Т. Мора




Пять основоположений мутазилизма

1. Справедливость (аль-адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения богом установленного им извечного порядка вещей[1];

2. Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому мутазилиты говорят о сотворенности Корана[1];

3. Обещание и угроза (аль-ваад валь ваыд): бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало мутазилитов и хариджитов[1];

4. Промежуточное состояние (аль-манзиля бэйн аль-манзилятэйн), или Наименования и суждения (аль-асма ва аль-ахкям): мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними[1];

5. Повеление и одобрение (аль-амр би аль-мааруф ва ан-нахй би аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов, хариджитов и мутазилитов[1].

Несколько слов об эпохе Возрождения и о мировоззрении эпохи Возрождения. На- чиная с 15-го века в Европе происходят резкие социально-экономические, социально- политические изменения, связанные с тем, что из ремесла появляются мануфактуры – исходный пункт образования будущего крупного промышленного производства. В куль- турной, общественной жизни приходят процессы, получившие название секуляризация – мировоззрение людей их политический, научные и художественно-эстетические взгля- ды начинают постепенно отходить от церкви и церковных институтов. Само название эпохи связано с возрождением античного образа жизни, культуры, способа мышления, поэтому она и получила название Ренесанс (Возрождение). Но отношение к антично- сти человека эпохи Возрождения резко отличается от отношения к античности человека Средневековья. Для Средневековья античность — авторитет (в частности для раннего Средневековья — Платон, для позднего — Аристотель), это значит, что авторитет по- нимают буквально, ему следуют без дистанции между авторитетом и реальностью. Что касается человека эпохи Возрождения – для него античность — это идеал, а не авто- ритет, идеалу не следуют без дистанции, им восхищаются на определенной дистанции между миром и реальностью. Еще одно принципиальное различие мировоззрения эпохи Возрождения от Средневековья в том, что средневековое мировоззрение теоцентрично (то есть в реальностью, определяющей все сущее и стоящей в центре внимания средне- векового человека был Бог, отсюда и две центральные идеи – божественного творения в онтологии и божественного откровения в учении о познании). Для мировоззрения эпо- хи Возрождения центральный предмет исследования – человек. То есть мировоззрение и философия антропоцентричны. Если человек Средневековья был обязан всем сво- им заслугам традиции, в которой он жил, и корпорации, к которой он принадлежал, то человек эпохи Возрождения – индивид, он считает, что всему, что у него есть, он обязан самому себе. Поэтому на первое место выходит не корпоративная специализация, а разносторонняя личность. Был такой выдающийся деятель ученый – Альберти – в круг его интересов и занятий входили: архитектура, ваяние, живопись, картография, философия, математика, механика, история.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.