Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный федерализм. Проблемы межбюджетных отношений




Методы бюдж. регулир-я.

Бюдж-е регулир-е означает распред-е доходных источников между бюджетами разных уровней с учетом возложенных на них бюджетных полномочий (требующих расходов)

Существуют собственные (закрепленные) доходы на опред уровне б-та, кот полностью или частично зачисляются в него на постоянной основе. Нпр, в фед б-т полностью зачисляется НДС и таможенные пошлины, акцизы по импортным товарам (по отечественным – частично), налог на добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных (песок, щебень и т.д.) В местные бюджеты с 2005 г. полностью поступают налог на рекламу, на наследование и дарение и на имущество физических лиц, земельный налог. Налог на прибыль организаций с 2004 г. распределяется между фед и региональн б-тами.

Кроме того, существуют регулирующие доходы (не на постоянной основе). Они распределяются в определенных пропорциях между бюджетами. Эти пропорции ежегодно пересматриваются 9отчисления НДФЛ в местн б-т).

Кроме того методами бюджетного регулирования являются:

1. дотация – фин помощь из вышестоящего бюджета нижестоящему в абсолютной сумме без указания целей использования.

2. субвенция – та же дотация, но с указанием цели использования средств.

3. субсидия- та же субвенция, но с указанием доли этой субсидии в финансировании конкретного объекта или мероприятия.

4. Трансферт –используется для регулирования бюджетов субъектов РФ.

Для этой цели в Фед б-те соз-ся федеральный фонд фин поддержки субъектов РФ, путем отчислений от суммы налоговых поступлений в фед бюджет(кроме НДФЛ и импортных таможенных пошлин) в размере 14%. Финансовая помощь оказывается регионам, получившим статус «регионов, нуждающихся в поддержке», а также при опред условиях статус «регионов, особо нуждающихся в поддержке». 1-й статус предоставляется регионам у которых среднегодовой душевой доход за год меньше, чем в среднем по РФ. 2-й статус представляется тем регионам, у кот объем бюджетных доходов с учетом трансфертов по 1-ому статусу меньше объема бюджетных расходов (без финансирования капит вложений).

 

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными. Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях. Межбюджетные отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

  1. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  2. разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  4. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ:

Проблема № 1 (несогласованность финансовых полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов) проявляется в том, что решение Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах, доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор.

Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин, для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В 1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы. В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и зависимости местных органов от вышестоящих.

Проблема № 3 (неопределенность в перераспределительной политике) связана с отсутствием продуманных критериев предоставления финансовой помощи территориям.
По данным исследования: дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими показателями выпуска продукции на душу населения; дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты; дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью и количеством населения. Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и антивыравнивающая тенденция.
34. Состав и структура доходов фед. бюджета.

В доходах фед бюджета налоги и сборы в последние годы составляют ок 85%, остальную часть занимают неналоговые доходы.

К ним относятся:

1. Доходы от реализ-и (приватиз-и) фед имущ-ва

2. арендная плата за фед имущ-во,

3. доходы от внешнеэк деят-ти гос-ва (таможенные пошлины: импортные и экспортные),

4. прибыль ЦБ РФ,

5. доходы от заграничной собственности (банки в Сингапуре, Лондоне, земельные участки в Палестине, в Сирии, здания посольств, консульств).

Среди налогов на 1-ом месте НДС. Он полностью поступает в фед-ый бюджет и сост-ет около половины всех налоговых поступлений (44%). На 2-ом месте налог на прибыль орг-й (до 2004 г, сейчас – 4-е место), акцизы, тамож пошлины(когда они были налогами). На 5-ом налог на добычу полезных ископаемых, водный, лесной, ЕСН.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.