Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит обременяет экономику




Бюджетный дефицит обременяет экономику

страны, налогоплательщиков, ведет к сокращению финансирования

социальных программ. Считается, что государство контролирует по-

ложение экономики, если его долг не превышает 1/2 ВВП, а бюд-

жетный дефицит составляет 2—3%. Государство проводит меры по

сокращению бюджетного дефицита, и в первую очередь направлен-

ные на сокращение государственных расходов, повышение их эф-

фективности, сокращение сферы государственной экономики и госу-

дарственного финансирования, снижение расходов на оборону и

государственное управление, сохраняя финансирование только важ-

нейших социальных программ, при моратории на принятие новых.

Для решения проблемы бюджетного дефицита принимаются

меры по стимулированию иностранных инвестиций, которые по-

зволяют сократить собственные расходы на капитальные вложения,

расширить объем производства, что ведет к росту налогооблагаемой

базы, а значит, и налоговых поступлений в бюджет, улучшению

состояния платежного баланса.

Когда государству и местным органам власти-недостаточно до-

ходов для финансирования расходов на осуществление своих функ-

ций, то есть образуется разрыв по суммам поступающих налоговых

доходов и использованием их по запланированным направлениям

расходов соответствующих бюджетов, они прибегают к дополни-

тельному механизму перераспределения финансовых ресурсов в

экономике своей страны и между странами — механизму финансо-

вого рынка, одним из секторов которого является государственный

и муниципальный кредит. При этом государство выступает в роли

заемщика и кредитора как на национальном, так и на международ-

ном уровне, а местные органы власти — только на внутреннем

рынке.

Государственные займы — это второй по финансовому значению

вид доходов государственного бюджета. Экономическая природа

этого вида доходов иная. Он появляется только при условии бюд-

жетного дефицита, когда повышение налоговой нагрузки на эконо-

мику становится неэффективным и даже невозможным, а социаль-

но-экономические условия страны требуют государственной фи-

нансовой поддержки. С помощью государственных займов прави-1

тельства привлекают в государственный бюджет дополнительные

финансовые ресурсы из временно свободных внутри своей страны,

перераспределяя национальный доход между территориями, отрас-

лями и секторами экономики — внутренние государственные зай-

мы, а также перераспределяя национальные доходы между страна-

ми — внешние государственные займы. При этом на финансовых

рынках объектом купли-продажи выступают временно свободные

финансовые ресурсы, а документами, свидетельствующими о со-

вершении сделки и дающими заемщику право на временное поль-

зование купленными финансовыми ресурсами и право получения

обратно (по истечении срока, предоставляемого для временного

пользования финансовыми ресурсами вместе с процентами за их

использование, представляющими по своей экономической природе

доход кредитора), являются ценные бумаги и договоры.

Движение финансовых ресурсов от кредитора к заемщику и об-

ратно вместе с уплатой процентов представляет собой перераспре-

делительные финансовые потоки внутри страны, часть которых вы-

ходит за рамки национальных экономик и превращается в между-

народные финансовые потоки при внешних заимствованиях. Эф-

фективность такого перераспределения зависит от того, на какие

цели будут использованы заемные средства. Если они будут направ-

лены на финансирование реального сектора экономики (на инве-

стиции), это позволит государству увеличить национальный доход

страны и впоследствии вернуть долг и уплатить по нему проценты;

если ресурсы будут использованы на потребление, в дальнейшем

вновь возникнет необходимость прибегать к новым заимствовани-

ям, так как не будет средств не только на уплату процентов, но и

на погашение самого долга.

Перед государством всегда стоит вопрос — делать внутренние

или внешние займы: брать в долг на международном финансовом

рынке или привлекать иностранные инвестиции. Если исходить из

сохранения и приумножения валового общественного продукта, то

внутренние займы предпочтительнее внешних и иностранные инве-

стиции предпочтительнее внешних займов. Иностранные инвести-

ции всегда дают дополнительный приток финансовых ресурсов в

23. Финансы экономически развитых стран 653

страну, а внутренние займы ведут только к их перераспределению

внутри страны, не увеличивая объема.

В настоящее время в условиях ограниченности финансовых ре-

сурсов и постоянного роста потребностей государств в расходах по-

ступления от займов могут быть значительных размеров — до 20%

всех расходов бюджета. В критических условиях они могут превы-

сить налоговые поступления, как правило, за счет внешних заимст-

вований, что ставит страну в зависимость от кредиторов и значи-

тельно усугубляет социально-экономические последствия с наступ-

лением сроков выплат по обслуживанию государственного долга.

Чтобы держать ситуацию под контролем, государство управляет го-

сударственным долгом, устанавливая предельные размеры ежегод-

ных внутренних и внешних заимствований. Внешние заимствова-

ния имеют право делать только центральные органы власти. Внеш-

ние займы непосредственно связаны с платежным балансом стра-

ны, поэтому государство может их использовать для покрытия его

дефицита.

Во всем мире большинство развитых государств одновременно

являются и кредиторами и должниками на внутреннем и на внеш-

нем финансовых рынках. При этом размеры государственных дол-

гов имеют тенденцию к увеличению.

В чрезвычайных условиях, когда государство не может увели-

чить ни налоговые доходы, ни займы, оно прибегает к третьему ме-

ханизму получения доходов в государственный бюджет — эмиссии

бумажных денег. Этот метод имеет множество самых тяжелых по-

следствий. Он решает проблему доходов бюджета кратковременно и

ведет к нарушению главного закона денежного обращения, по-

скольку нарушается соответствие между денежной массой в обра-

щении и ее товарным обеспечением. Следствием такого нарушения

является инфляция, которая ведет к разбалансировке всей эконо-

мики страны и кризису финансовой системы. В конечном итоге в

большей степени страдает социальная сфера.

Страны с развитой экономикой, как правило, не прибегают к

прямой эмиссии денег, заменяя ее займами. Однако свободное об-

ращение государственных ценных бумаг в наличные деньги тоже

способствует переполнению каналов денежного обращения излиш-

ней денежной массой, последствием чего также становится инфля-

ция, для преодоления которой государство вынуждено сокращать

свои расходы.

Система местных бюджетов определяется государственным и

административным делением. Во всех странах происходит укрупне-

ние местных административных единиц и усиление централизации__финансов на местном уровне. Финансовые взаимоотношения цен-

тральных и местных органов становятся более тесными, усиливает-

ся регулирующая роль местных финансов. Местные бюджеты функ-

ционируют автономно. Они составляются, утверждаются и испол-

няются местными властями. Однако по причине дефицита местных

бюджетов местные власти находятся в зависимости от центрального

правительства, которое предоставляет им дотации, целевые субсидии

на текущие расходы, займы и кредиты на капитальные вложения.

Доходы местных бюджетов формируются за счет второстепен-

ных налогов, закрепленных за ними. Для покрытия бюджетного

дефицита местные органы власти осуществляют местные займы.

Расходы местных бюджетов направлены на финансирование мест-

ного хозяйства, социальные нужды и содержание местных органов

власти. Усиливается их роль в финансировании производственной

инфраструктуры, размещении трудовых ресурсов, регулировании

занятости.

В федеративных государствах, в условиях усиления нейтрализа-

ции власти и управления, уменьшается роль субъектов (членов) фе-

дерации в формировании общенациональной политики и решении

общегосударственных задач. Это отражается в структуре их бюдже-

тов, которые по составу их доходов и расходов приближаются к мест-

ным бюджетам. Распределение и закрепление функций между

уровнями власти, а значит, доходов и расходов между звеньями

бюджетной системы осуществляется на основе законодательства.

Главные внешние и внутренние государственные функции выпол-

няет федеральное правительство. Члены федерации управляют и

стимулируют сельскохозяйственную и промышленную деятельность

в регионе, решают социальные вопросы, часть которых находится в

совместном ведении с федерацией. Основными доходами их бюд-

жетов являются закрепленные за ними налоги, поступления от

принадлежащего им имущества и средств, полученных от выпуска

займов. Расходы бюджетов членов федерации направляются на фи-

нансирование социально-экономической деятельности региона,

оказание финансовой помощи отдельным отраслям, содержание

своих органов власти, правосудия и полиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.