КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный внешний и внутренний долг
Российская Федерация как заемщик Государственный долг Для покрытия бюджетного дефицита Россий- ская Федерация длительный период времени была вынуждена при- влекать заемные средства. В ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государ- ственные заимствования РФ определяются как займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных го- сударств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Государственный долг —- это долговые обязательства Правительст- ва РФ перед физическими и юридическими лицами, иностран- ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по го- сударственным гарантиям, предоставленным РФ (БК ст. 97). Следует различать государственный и общегосударственный долг. Более широкое понятие ≪общегосударственный долг≫ включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управле- ния низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечением государственного долга России служат все иму- щество, составляющее государственную казну. Долговые обязатель- ства РФ могут существовать в форме (ст. 98 БК РФ): • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностран- ными государствами и международными финансовыми ор- ганизациями; • государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет- ной системы РФ; • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ; • соглашений и договоров, в том числе международных, за- ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуриза- ции долговых обязательств РФ прошлых лет. На практике РФ привлекала заемные средства в основном дву- мя путями: (1) размещением долговых ценных бумаг и (2) получе- нием кредитов у специализированных финансово-кредитных ин- ститутов. Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг регулируется Федеральным законом ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг* от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом феде- ральными государственными ценными бумагами признаются цен- ные бумаги, выпущенные от имени РФ. Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образова- ний РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и ад- министративно-территориальных образований РФ и условия их вы- пуска определяются самостоятельно на местах. В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы — внутренние и внешние, которые от- личаются также видами заемных инструментов, условиями разме- щения, составом кредиторов. Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту- пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в на- циональной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различ- ные налоговые льготы.
Государственные внутренние заимствования — это займы и кре- диты, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино- странных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщи- ка или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщи- ками, выраженные в валюте РФ (БК РФ, ст. 89). Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын- ках в валюте других государств. При размещении таких займов учи- тываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Государственные внешние заимствования РФ — это займы и кре- диты, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино- странных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашении займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (БК РФ, ст. 89).
Внутренние займы Российской Федерации
В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. предельный размер государственного внутреннего долга на 1 января 2007 г. ус- тановлен в размере 1148,7 млрд руб. Согласно ст. 98 БК РФ в объем государственного внутреннего долга включаются: • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам; • объем основного долга по кредитам, полученным РФ; • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней; • объем обязательств по государственным гарантиям, предос- тавленным РФ. Для финансирования дефицита федерального бюджета до сере- дины 90-х годов использовались преимущественного кредиты ЦБРФ. В 1995 г. было принято решение о прекращении практики кре- дитования Центробанком Правительства, и вся тяжесть покрытия бюджетного дефицита была перенесена на финансовый рынок. Од- нако уже в 1998 г. законодательные органы были вынуждена при- нять решение о предоставлении кредитов ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита. В законах о федеральном бюджете на!999 г. и на 2000 г. принимались аналогичные решения. В частности, За- коном о федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрено выделение в целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими дохо- дами и расходами федерального бюджета разрешить ЦБ РФ приоб- рести государственные ценные бумаги при их первичном размеще- нии на сумму 30 млрд руб. Рыночные ценные бумаги, выпушенные государством, образуют рынок государственных ценных бумаг, который входит в состав фи- нансового рынка. С помощью рынка государственных ценных бу- маг обеспечивается реализация функций государственного кредита как экономической категории, а именно: • осуществляется заимствование временно свободных денеж- ных средств юридических и физических лиц в целях финан- сирования бюджетного дефицита; • обеспечивается проведение денежно-кредитной политики Центробанка; • осуществляется регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов. Классификация государственных ценных бумаг Выпущенные госу- дарством ценные бумаги можно классифицировать по ряду призна- ков. (1) По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. (2) По месту размещения — внутренние и внешние государст- венные займы. (3) Рыночные и нерыночные государственные заемные инстру- менты. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные облигации не могут свободно менять своих владель- цев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесто- ров, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыноч- ные государственные облигации выпускаются на Западе для моби- лизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых 7. Государственный кредит 249 компаний, мелких инвесторов. В РФ последним признакам отвеча- ют государственные сберегательные облигации. (4) По сроку привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования вре- менных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расхо- дов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное пра- вительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. Б Италии казначейские векселя выпускаются сро- ком на 3, 6, 12 месяцев; Японии — 60 дней; Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два-три года, в США — от одного года до десяти лет. Привлечение средств на бо- лее длительный период обычно осуществляется с помощью облига- ций. (5) По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Безза- кладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обес- печения служит все имущество государства или данного муниципа- литета. Центральные органы управления обычно выпускают безза- кладные облигации. Их надежность исключительно высока, и по- этому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гаран- тиях. (6) По характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, про- центные и с нулевым купоном долговые обязательства. Выплата до- хода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лоте- реи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю слу- чая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облига- ции, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отлают предпоч- тение таким долговым обязательствам. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют ку- понов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговыеобязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облига- ции получили название облигаций с нулевым купоном. (7) По методу определения дохода — долговые обязательства го- сударства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фик- сированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента. (8) Обязательства с правом досрочного погашения и без права дос- рочного погашения. Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Минфин РФ. Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть вы- ражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не-допускается. Отказ от использования средств ЦБ для финансирования дефи- цита федерального бюджета РФ и ориентация на финансовый ры- нок означали развитие рынка государственных ценных бумаг. В то же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость по- гашения ранее выпущенных займов -за счет новых выпусков (рефи- нансирование долга) вели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка ценных бумаг. ГКО и ОФЗ Наибольший удельный вес в финансировании бюд- жетного дефицита РФ до августа 1998 г. занимали ГКО и ОФЗ. Го- сударственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) впервые были выпущены в 1993 г. ГКО — краткосрочный заемный инстру- мент. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее ста- ли выпускаться на шесть и двенадцать месяцев. Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В це- лях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номи- налу. Погашение производится ЦБ РФ по номиналу. Таким обра- зом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой покупки. Основным недостатком этих ценных бумаг был исключительно короткий пе- риод их обращения — до одного года. Однако они сыграли исклю- чительно важную роль в становлении отечественного рынка госу- дарственных ценных бумаг. Именно на базе ГКО проходил наладку весь механизм выпуска, размещения, регулирования и погашения государственных ценных бумаг, впервые создаваемый в России. ГКО стали тем инструмен- том, на котором учились работать с ценными бумагами коммерче- ские банки, население и другие инвесторы. Около пяти лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем рынке. В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще двумя облигациями — облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) (несколько позднее появились ОФЗ с постоянным купоном) и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпущенными в целях активного привлечения средств на- селения. Они выпускались в документарной форме на предъявителя и предоставляли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре месяца, а затем в шесть. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпуска- лись сроком на один год, позднее — на два, а после финансового кризиса 1998 г. появились ОФЗ со значительно большими сроками. Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг привело к значительному изменению его состава и структуры в сто- рону увеличения доли долгосрочных ценных бумаг снижения, а позднее и отказу от выпуска краткосрочных ценных бумаг. В на- стоящее время он представлен следующими ценными бумагами (табл. 7.1). По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочны- ми. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юри- дические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Минфин РФ на основании данных Генеральных условий при- нимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему пре- доставляемых их владельцам прав. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ. Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, уста- новленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через упол- номоченные им организации на осуществление депозитарной, бро- керской или дилерской деятельности с РФЗ (далее — уполномочен- ные организации). Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ. ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным цен- трализованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертифи- кат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавли- ваются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки. ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами. Однако в отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимо- сти осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксирован- ной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонно- го дохода по всем купонам объявляются не позднее чем за два ра- бочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина про- центной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию- По состоянию на 31 марта 2006 г. номинальная стоимость всех об- ращающих на рынке облигаций РФ складывалась следующим образом: (1) ОФЗ с постоянным купонным доходом 147 491 млн руб.; (2) ОФЗ с фиксированным купонным доходом 109 835 млн руб.; (3) ОФЗ с амортизацией долга 495 592 млн руб.; (4) ОФЗ с амортизацией долга и переменным купонным дохо- дом 24 099 млн руб. Нерыночные ценные бумаги Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударст- венных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фон- дов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сбере- гательными облигациями (ГСО). Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 262 определены Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций. Облига- ции являются именной федеральной государственной ценной бума- гой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигация- ми каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, средне- срочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нере- зиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юри- дические лица: • страховые организации; • негосударственные пенсионные фонды; • акционерные инвестиционные фонды; • Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджет- ные фонды РФ — в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законода- тельством Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право: (1) на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций; (2) предъявление облигаций к обмену на федеральные государ- ственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном уелопиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сро- ки, определенные решением о выпуске облигаций; (3) предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмот- ренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объ- емах и в сроки, определенные решением о выпуске облига- ций. В 2006 г. предусмотрен выпуск ОФЗ в объеме 186 млрд руб. и ГСО на сумму 65 млрд руб.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |