Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным кредитом




Налоговая система Российской Федерации

Укрепление государства с разветвленными органами в центре и на

местах, а также развитие рыночных отношений вызвало к жизни

появление разнообразных налогов и сборов, что потребовало свести

все обязательные платежи в строгую налоговую систему.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность феде-

ральных, региональных и местных налогов, взимаемых испол-

нительной властью, принципов и методов их построения, изме-

нения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их

оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлече-

ния к ответственности за нарушение налогового законодатель-

ства.

До 90-х годов взаимоотношения государства с юридическими и

физическими лицами основывались на административно-

централизованных формах хозяйствования при господстве общест- венной собственности на средства производства и землю. Налоги

играли крайне ограниченную роль, которая сводилась к получению

дохода главным образом от населения. По существу налоговая сис-

тема не сформировалась.

Современная налоговая система существует с января 1992 г., ко-

гда вступили в действие законы о налогах и сборах, принятые в но-

ябре-декабре 1991 г. Базовым законом, определившим ее устройст-

во и функционирование, стал Закон РФ ≪Об основах налоговой

системы в РФ≫ (1991), который законодательно закрепил определе-

ние налога, основные его элементы, некоторые принципы налого-

обложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их

уплаты и некоторые другие моменты.

Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разрабо-

тан Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В июле 1998 г. была принята

первая часть Налогового кодекса РФ, посвященная общим пробле-

мам налогообложения, а с июля 2000 г. по ноябрь 2004 г. постепен-

но вводилась в действие вторая часть НК РФ, в которой представ-

лен механизм действия всех налогов.

Разработанная налоговая система с использованием отечествен-

ного и зарубежного опыта в целом отвечает требованиям рыночной

экономики. Были введены прямые и косвенные налоги, налоги с

населения и с юридических лиц. Отличительная особенность налого-

вой системы России — ее структура. В Российской Федерации пре-

обладает косвенное обложение (в консолидированном и федеральном

бюджете), а в общей сумме налоговых доходов выше объем поступ-

лений с физических лиц. Большинство налогов и сборов в РФ не

привязаны к расходам, однако действуют отдельные налоги, имею-

щие определенное назначение (ЕСН, налог на воду и пр.).

В первое десятилетие существования российской налоговой

системы характерная ее черта — нестабильность. Так, не редки слу-

чаи, когда по несколько раз в год менялись состав налогов, величи-

на ставок, льготы, порядок исчисления налоговой базы и сроки уп-

латы налогов. Это создавало множество неудобств для налогопла-

тельщиков и государства. Введение НК РФ упорядочило налоговую

систему, унифицировало ее, привело в соответствие с изменивши-

мися экономическими условиями.

Классификация налогов и сборов Разнообразие налогов -и сборов в

России требует их классификации, в основу которой положены

различные признаки. Классификация налогов и сборов — это их

систематизация, группировка по заранее установленным признакам.

Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность ус-

танавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль

налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также

и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации

налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми проце-

дурами с использованием информационных технологий.

1. В зависимости от характера использования налоги подразде-

ляются на общие и целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход госу-

дарства на финансирование общегосударственных мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обыч-

но формируют внебюджетные фонды (например, единый социаль-

ный налог).

2. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся

на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных

благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная осо-

бенность этих налогов — относительно сложный механизм расчета

налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

• реальные, которыми облагается предполагаемый средний до-

ход, полученный от объекта обложения (транспортный налог);

• личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и

отражающие фактическую платежеспособность налогоплатель-

щика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, включаемые в

цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит

налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и

перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком

и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвен-

ных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к

тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохо-

да он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Поступление косвенных налогов определяется размерами хозяй-

ственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, следова-

тельно, колеблется в зависимости от расширения или сужения де-

ловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение

вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблаго-

приятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее нало-

говое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.

По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:

• на индивидуальные, облагаемые строго определенные груп-

пы товаров (акцизы);

• универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за

некоторыми исключениями (НДС).

Современная налоговая система России в зависимости от трех

уровней бюджетной системы в соответствии с НК РФ (ст. 13, 14,

15) включает:

(1) федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость

(НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, единый

социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций,

налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбо-

ры за пользование объектами животного мира и объектами

водных биологических ресурсов, государственная пошлина

(всего девять);

(2) региональные налоги', налог на имущество организаций, налог

на игорный бизнес, транспортный налог;

(3) местные налоги: земельный и на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы В налоговой системе РФ особо вы-

делены специальные налоговые режимы (раздел VIII НК РФ):

• система налогообложения для сельскохозяйственных произ-

водителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

• упрощенная система налогообложения (УСН);

• система налогообложения в виде единого налога на вменен-

ный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

• система налогообложения для организаций информацион-

ных технологий;

• система налогообложения при выполнении соглашений о

разделе продукции.

Эти специальные режимы не являются самостоятельной формой

обложения, поэтому они исключены из перечня налогов в НК РФ.

Первые четыре из них — это разновидность налога на прибыль орга-

низаций или на доход индивидуального предпринимателя для опре-

деленных отраслей деятельности или малых предприятий. Последний

специальный режим — вариант налога на добычу полезных ископае-

мых (минерального сырья), если объем произведенной продукции

необходимо делить между частным капиталом и государством.

 

28. Государственный кредит: сущность и функции

Государственный кредит как экономическая категория Государствен-

ный кредит является важным звеном централизованных (общест-

венных) финансов. Как экономическая категория он охватывает

совокупность денежных отношений между государством в лице его

органов власти и управления, с одной стороны, и физических и

юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в

качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность госу-

дарства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредито-

ра, то есть когда государство предоставляет из бюджета средства на

возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам,

встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство бе-

рет на себя ответственность за погашение займов или выполнение

других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является га-

рантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заем-

щик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных

денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их

изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рас-

считался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо

дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные за-

емщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоя-

нии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В свя-

зи с этим государственные гарантии традиционно распространяют-

ся на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут

за собой рост расходов бюджетных средств

Как экономическая категория государственный кредит находит-

ся на стыке двух видов денежных отношений — финансов и креди-

7. Государственный кредит 237

та — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена фи-

нансовой системы он обслуживает формирование и использование

централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и

внебюджетных фондов, и является вторым по величине после дохо-

дов источником формирования финансовых ресурсов государства и

местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд

особенностей, отличающих его от классических финансовых кате-

горий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добро-

вольный характер, хотя в истории нашего государства известны

случаи отхода от принципа добровольности при размещении зай-

мов. Если налоги, движутся только в одном направлении: от пла-

тельщика в централизованные денежные фонды (обратное движе-

ние возможно только в случае возврата переплаченных или оши-

бочно взысканных сумм), то основой государственного кредита яв-

ляется его возвратность и платность. Платность означает, что через

определенный период времени внесенная сумма возвращается с

процентами.

Государственный кредит отличается и от других видов кредит-

ных отношений. Эти отличия обусловлены не только по субъектам

отношений, но и направлением использования средств, особенно-

стями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы,

формированием обеспечения.

 

Государственный кредит как финансовая категория Как финансовая

категория государственный кредит выполняет три функции финан-

сов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита

осуществляется формирование централизованных денежных фондов

государства или их использование на принципах срочности, плат-

ности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство

обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих

расходов. В промышленно развитых странах государственные займы

являются основным источником финансирования бюджетного де-

фицита.

За счет позаимствованных средств государство может финанси-

ровать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платеже-

способности государства краткосрочные займы могут направляться

только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и

долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

Финансирование расходов капитального характера за счет поза-

имствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не

одного поколения, поскольку служат 30—50 лет. В этом случае их

строительство не должно быть оплачено в течение нескольких лет

за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользовать-

ся их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование та-

ких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться.

Такое растяжение источников финансирования во времени и обес-

печивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В по-

следнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное фи-

нансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с

которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной

функции государственного кредита заключается в том, что с ее по-

мощью налоговое бремя более равномерно распределяется во вре-

мени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже сни-

жено. Финансирование расходов за счет займов позволяет не уве-

личить налоги в заданный период времени, что пришлось бы сде-

лать в противном случае.

Налоги являются основным, но не единственным источником

финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погаше-

нием государственного долга. Источники финансирования этих

расходов зависят от направления использования средств. В случае

производительного вложения мобилизованных капиталов построен-

ный объект после вступления в действие начинает приносить при-

быль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления нало-

гового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в ре-

зультате государственных займов капиталов, например финансиро-

вания за их счет военных или социальных расходов, единственным

источником их погашения становятся налоги либо новые займы.

Размещение новых государственных займов для погашения задол-

женности по уже выпущенным называется рефинансированием госу-

дарственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствова-

ниями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту,

уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного

займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено на-

правлять государство на их погашение. Чем больше величина долга,

тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при

прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре-

дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует

7. Государственный кредит 239

на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на

рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознатель-

но используя государственный кредит как инструмент регулирова-

ния экономики, государство может проводить ту или иную финан-

совую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы

среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физиче-

ских лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда ес-

ли за счет кредита финансируется развитие производства, например

инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денеж-

ной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату

труда, например преподавателей и врачей, количество наличной

денежной массы в обращении останется без изменений, хотя воз-

можно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или

выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком,

являются важным инструментом регулирования ликвидности ком-

мерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили

распространение после августовского кризиса рынка межбанков-

ских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных госу-

дарственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с

апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государ-

ство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способст-

вует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше

при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более

дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна

заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в

сферу производства, в то же время стимулирует накопления в виде

приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает сущест-

венного негативного влияния на производство. В том случае, если в

стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие

будет равняться нулю до их полного поглощения: Только после это-

го активность государства на финансовом рынке выразится в росте

ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных на-

коплений для непроизводительного использования существенно

замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость госу-

дарство оказывает, предъявляя спрос на товары национального

производства за счет позаимствованных за рубежом средств, высту-

пая в качестве кредитора и гаранта. В про мышление развитыхстранах распространена система поддержки малого бизнеса, экс-

порта продукции или производства в отдельных районах, испыты-

вающих спад, путем гарантирования государством кредитов, пре-

доставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет

на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предостав-

ленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства.

В большинстве промышленно развитых стран функционируют го-

сударственные или полугосударственные компании, которые по

низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам националь-

ных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта

отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и заня-

тости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюд-

жетов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие опреде-

ленных районов или необходимых направлений экономики той или

иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически

вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет

свои специфические особенности, порожденные особенностями

данной категории: (1) очень тесно связана с деятельностью государ-

ства и состоянием централизованного фонда денежных средств; (2)

охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предпо-

лагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов; (3) осу-

ществляется не только финансовыми структурами, но и кредитны-

ми институтами.

 

Управление государственным кредитом может рассматриваться в

узком и широком смысле. Под управлением государственным креди-

том в широком смысле понимается формирование одного из на-

правлений финансовой политики государства, связанной с его дея-

тельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Как одно из

направлений финансовой политики управление государственным

кредитом находится в руках органов власти и управления государ-

ством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита

и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансиро-

вания, основные направления и цели воздействия на денежное об-

ращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осу-

ществления общегосударственных программ по поддержке малого

бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

7. Государственный кредит 241

В узком смысле под управлением государственным кредитом по-

нимается совокупность действий, связанных с подготовкой к вы-

пуску и размещению долговых обязательств государства, регулиро-

ванию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и по-

гашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Органы управления государственным кредитом РФ Высшим органом

управления государственным кредитом в РФ является Федеральное

Собрание Российской Федерации, которое устанавливает макси-

мальные размеры как привлечения средств для финансирования

бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных дол-

гов, так и кредитования за счет средств бюджета.

Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) предельные

объемы государственного внутреннего долга и государственного

внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной

финансовый год утверждаются федеральным законом о федераль-

ном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по

формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований

РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслужива-

нию и погашению государственного внешнего долга РФ.

В соответствии с Конституционным законом ≪О правительстве≫

предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавли-

вается Правительством. В соответствии с БК РФ Правительство РФ

вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше уста-

новленного законом о федеральном бюджете на очередной финан-

совый год, если при этом оно осуществляет реструктуризацию госу-

дарственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов

на его обслуживание.

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние

(внешние) заимствования с превышением установленного законом

о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного

объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо

внешних заимствований, если это снижает расходы на обслужива-

ние государственного долга в рамках установленного федеральным

законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего

долга) и иной порядок реструктуризации, не предусмотренный фе-

деральным законом о федеральном бюджете па очередной финан-

совый год.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заим-

ствованиями БК РФ предусматривает разработку Правительствомдвух программ: Программы государственных внешних заимствова-

ний (ст. 108) и Программы государственных внутренних заимство-

ваний, Указанные программы представляют собой перечень заимст-

вований на очередной финансовый год с указанием целей, источ-

ников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному

Собранию РФ одновременно с проектом бюджета на очередной

финансовый год и подлежат утверждению,

В процессе управления государственным кредитом решаются

следующие задачи:

• минимизация стоимости долга для заемщика;

• недопущение переполнения рынка заемными обязательст-

вами государства и резкого колебания их курса;

• эффективное использование мобилизованных средств и

контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

• обеспечение своевременного возврата кредитов;

• максимальное решение задач, определенных финансовой

политикой, например снижение темпов инфляции.

Решение указанных задач имело особое значение для РФ в 90-х

годах XX в., поскольку проблемы внешней задолженности РФ были

связаны не только со сложностями погашения самих долговых обя-

зательств, но и с низкой эффективностью использования средств, а

также с просрочкой погашения задолженности конечными пользо-

вателями. Об этом, в частности, свидетельствуют данные об ис-

пользовании некоторых иностранных кредитов, предоставленных

международными финансовыми институтами.

органы управления, финансовые и кредитные институты. Опера-

тивное управление государственным кредитом под руководством

Правительства обычно осуществляет Министерство финансов РФ

или Казначейство совместно с Центральным банком (ЦБ РФ). Так,

в целях управления федеральным долгом в рамках Министерства

финансов РФ созданы два департамента: Департамент управления

государственным внутренним долгом и Департамент управления

государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государст-

венных заимствований РФ. Для этого названные выше департамен-

ты Минфина ведут государственные книги внутреннего и внешнего

долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муни-

ципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или

муниципальную долговую книгу.

Минфин РФ выступает эмитентом государственных ценных бу-

маг от лица Федерации. Он устанавливает конкретные сроки и объ-

емы выпусков в пределах параметров, установленных Правительст-

вом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно

осуществляет функции генерального агента по обслуживанию госу-

дарственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска

облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат пе-

редаче Минфину РФ на хранение и учет в депозитарий. Функции

депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномо-

ченная им. ЦБ РФ по поручению Минфина и за счет средств феде-

рального бюджета осуществляет выплаты владельцам облигаций

при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственным ценных бумаг также

осуществляется ЦБ РФ. Меры воздействия, применяемые им, мож-

но условно разделить на две группы:

(1) ≪пожарные≫ меры —поднятие ставки рефинансирования,

ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бу-

маг и валютном рынке. Как показала практика, эти меры

оказываются действенными лишь на короткий промежуток

времени;

(2) регулярное воздействие путем предоставления кредитов

коммерческим банкам под залог государственных ценных

бумаг, проведение прямого и обратного РЕПО.

Однако эффективное и долговременное противодействие деста-

билизации национального рынка ценных бумаг возможно только в

том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся те,

что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение

налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой в последние годы

наметилась тенденция передачи оперативного управления государ-

ственным долгом негосударственным структурам как более мобиль-

ным и эффективным рыночным институтам. Так поступили Германия, Австрия, Ирландия, Португалия. (Долгами государства зани-

мается не центральный банк, а частная инвестиционная компания.)

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и

внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

При управлении государственным долгом между кредиторами и

заемщиком могут быть достигнуты соглашения:

• о новации — замене обязательств по долгу другими обяза-

тельствами;

• унификации — объединении нескольких размещенных ра-

нее долговых обязательств;

• конверсии — изменении условий займов, касающихся их

доходности;

• консолидации — изменении условий обращения займов, ка-

сающихся их сроков реструктуризации, основанном на со-

глашении о прекращении долговых обязательств, состав-

ляющих государственный или муниципальный долг, с заме-

ной указанных долговых обязательств иными долговыми

обязательствами, предусматривающими другие условия об-

служивания и погашения обязательств (ст. 105 БК).

Долговая политика РФ на современном этапе В ближайшие три года

Минфин РФ намерен разместить на отечественном рынке государ-

ственные ценные бумаги на сумму 897 млрд руб. В результате внут-

ренний долг РФ достигнет 1,6 трлн руб. Предполагается, что госу-

дарственные займы помогут стерилизовать избыточную денежную

массу, хотя возможность их эффективного использования вызывает

большие сомнения.

В настояшее время Российская Федерация располагает значи-

тельным избытком финансовых ресурсов, о размере которого свиде-

тельствует Стабилизационный фонд, превысивший на конец 2006 г.

1,5 трлн руб.; золотовалютные резервы ЦБ РФ составляют 215 млрд

долл. Тем не менее Минфин РФ продолжает наращивать объемы

заимствования на внутреннем рынке.

Размещение таких значительных заимствований объясняется не

потребностями в средствах федерального бюджета, а необходимо-

стью выполнения других задач, сформулированных в Основных на-

правлениях долговой политики РФ:

• уменьшения абсолютных и относительных размеров внеш-

него долга РФ путем его замены внутренними заимствова-

ниями;

• сохранения и развития национального рынка государствен-

ных ценных бумаг;

7. Государственный кредит 245

• использования инструментов долговой политики, в частно-

сти государственных гарантий, для ускорения темпов соци-

ально-экономического развития;

• дополнительной стерилизации избыточной денежной массы

и борьбы с инфляцией.

Для достижения первой цели государство в последние годы

прикладывает немало усилий. Так, в 2005 г. Россия досрочно отдала

внешним кредиторам свыше 15 млрд долл. В 2006 г. Минфин РФ

объявил о намерении досрочно погасить несскьютиризированный

остаток задолженности РФ перед членами Парижского клуба кре-

диторов в объеме 12 млрд долл.

Структура государственного долга России, по замыслу управ-

ляющих органов, должна измениться кардинальным образом — до-

ля займов, номинированных в национальной валюте, возрастет с

35,5% в конце 2006 г. до 53,1% в декабре 2009 г. При этом изменит-

ся и источник погашения внешних долгов. Если в 2005 г. для этого

использовались средства Стабилизационного фонда, то в дальней-

шем предлагается направить на досрочное погашения внешней за-

долженности заемные ресурсы, полученные на внутреннем рынке.

В Основных направлениях долговой политики РФ также предпо-

лагается повышение объема средств, направляемых на компенсаци-

онные выплаты, а также расширение категорий граждан, которые их

будут получать. В период в 1996 по 2005 г. на эти средства из феде-

рального бюджета было выделено 106,6 млрд руб. В бюджете 2006 г.

для компенсации россиянам запланирована сумма 40 млрд руб.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.295 сек.