Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №11. Конкурентоспособность товаров, услуг фирмы. Жизненный цикл произведенной продукции




Конкурентоспособность товаров - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.

Понятие "конкурентоспособность товара" тесно связано с понятием "качество". То же характерно для услуг.

Жизненный цикл продукции - совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала исследования до ее утилизации или уничтожения включительно.

 

Билет №12. Экономическое значение конкуренции: понятие и виды. Рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция

Конкуренция – соперничество 2 и более систем (открытых/закрытых) для достижения результатов в соответствии с изначально поставленными целями, задачами, установленными правилами игры.

В экономике конкуренция – соперничество 2 и более хозяйствующих субъектов

Для удовлетворения запросов потребителей, максимализации прибыли и улучшения качества.

 

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка

 

1. Совершенная конкуренция (утопия) — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

 

2. Несовершенная конкуренция:

-Монополия

-Монопсония

-Олгиполия

 

а) Монополия — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.

Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли.

Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

•единственный продавец;

•отсутствие близких продуктов-заменителей;

•диктуемая цена.

* Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

 

б) Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. (рынок труда)

Возникает при следующих условиях:

•на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

•данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

•этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

•фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

 

в) Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм.

Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Частным случаем олигополии выступает дуополия.

Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция.

Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.