Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и анализ прибыли




Основные задачи анализа:

-установление существующих факторов динамики прибыли;

- факторный анализ прибыли на основе оптовых цен, полной себестоимости продукции и рентабельности продукции;

- анализ прибыли на основе маржинального дохода.

Балансовая прибыль состоит из трех слагаемых:

- прибыль от реализации продукции;

- прибыль от прочей реализации (прибыль от продажи ТМЦ, от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыль от реализации основных фондов и НМА);

- внереализационные финансовые результаты (прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли, полученные и уплаченные пени и штрафы, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки от стихийных бедствий, доходы по акциям, облигациям и депозитам, доходы и убытки по валютным операциям.)

Методы анализа прибыли представлены на следующей схеме:

 

 


Факторный анализ прибыли: это традиционный метод анализа, оценивает динамику прибыли в зависимости от следующих факторов:

- объем продукции;

- структура продукции;

- производственная СБ товарной продукции;

- внепроизводственные (коммерческие) расходы;

- оптовые цены.

Показатели, необходимые для проведения такого анализа:

- производственная СБ товарной продукции (ПС);

- внепроизводственные расходы (ВПР);

- полная СБ (ПОС);

- выручка от реализации продукции (ВР);

- прибыль (ПР);

- рентабельность (РЕ).

Значения перечисленных показателей д.б.: на плановом уровне (пл), по плановым нормам на фактический выпуск продукции (пФ) и фактического уровня (ф).

Оценим воздействие объема продукции:

Оценим воздействие структуры продукции:

Оценим воздействие производственной СБ:

Оценим воздействие внепроизводственных расходов:

Оценим воздействие оптовой цены:

Общее влияние всех факторов на динамику прибыли определится как сумма их влияний.

Метод анализа прибыли CVP (затраты-объем-прибыль)-маржинальный анализ – связан с нахождением критического объема производства (С), ниже которого предприятие терпит убытки, а производство выше которого приносит прибыль. Метод имеет графическое и аналитическое представление.

Графическое определение точки критического объема производства представлено на следующем рисунке:

 


Производственная мощность, %

 

(.) С – (.) критического объема продукции

данный график м.б. построен и иным образом:

 

 


Производственная мощность, %

 

Данный график удобен тем, что по нему можно судить, какая часть расходов на производство продукции приходится на постоянные расходы.

Оба рассмотренных графика демонстрируют статическую картину. Рассмотрение м.б. дано также и в динамике.

 

 


Производственная мощность, %

 

По полученной схеме видно, что величина прибыли при увеличении производственной мощности возросла. Такой результат не является обязательным и зависит от того, насколько у нас в этом случае возросли постоянные расходы. На первом графике можно показать величину маржинального дохода предприятия – это разность между выручкой (= объемом реализации) и переменными расходами.

При анализе рассмотренных графиков следует учитывать такие факторы:

- изменение в структуре продукции;

- изменения в структуре основных средств;

- изменения в технологии и организации производства;

- изменения оптовых цен и др.

Аналитический метод: на основе этого метода реализуется тот же подход, что и представлен ранее графически.

Исходной моделью явл. прибыль.

SAL-VAR-CNST=PR (1)

(sale –объем продаж (или производства продукции), variable costs- сумма переменных расходов, constant(fixed) costs -сумма постоянных расходов, profit-сумма прибыли (чистого дохода)).

Для точки критического объема продукции выражение (1) имеет вид: SAL-VAR-CNST=0 (2)

Заменяя в выражении (2) объем реализации и переменные затраты через количество единиц продукции, цены продукции и удельные переменные расходы, получим: P*qb-V*qb-CNST =0 (3)

P – цена единицы продукции; V- переменные расходы на единицу продукции; qb-число единиц продукции в точке критического объема. Далее:

(P-V)- удельный маржинальный доход; V – относительные удельные переменные затраты (относительные цены).

Выражение (4) м.б. представлено также в индексной форме:

Рассмотренная методика позволяет также оценить, каков д.б. выпуск продукции, чтобы можно было получить определенную сумму прибыли. В этом случае выражение (4) приобретает вид:

Аналитический метод. Многопродуктовая модель.

Как правило, предприятие производит продукцию нескольких видов. Это уменьшает риск банкротства предприятия при изменении рыночной конъюнктуры. Влияние многопродуктового портфеля на точку безубыточности определяется следующим образом:

(SAL1+SAL2+…)-(VAR1+VAR2+…)-CNST=0 (7)

SAL- объем продаж i-того изделия; VAR-переменные затраты по i-тому виду продукции. Как и в случае однопродуктовой модели, вводим в выражение (7) значение цены продукции и удельных (на единицу) переменных затрат.

(p1qb1+ p2qb2 +…)-(v1qb1+ v2qb21+…)-CNST=0 (8)

qbi – объемы продаж в натуральном выражении в критической точке для i-того вида продукта.

Если принять объем продаж какого-либо вида продукции за базу и выразить через такое сравнение, то можно получить точку критического объема продукции первого вида:

где К – коэффициент пересчета количеств продукции различных видов к количеству продукции данного вида, принятого за базу.

Анализ чувствительности точки критического объема продукции. Здесь рассматриваются зависимости величины дохода при реализации объема продукции в точке равновесия в зависимости от изменений цены единицы продукции, удельных переменных затрат и постоянных затрат на производство.

Оценка влияния цены товара.

Исходные данные и расчет – в таблице.

Цена ед-цы, руб. Уд. перем-е затр., руб. Маржинальный доход, руб. (P-V)/P (относит.марж. доход) Пост-е затр. qb,, ед-ц Рqb,
  Const!!!

 

По данным таблицы строим график..


Pqb

 

P цена

Асимптотами этой кривой явл. переменные издержки и постоянные расходы. При увеличении цены изделия объем продаж будет стремиться к сумме постоянных затрат. Min цена изделия = удельным переменным издержкам.

Величина переем-х затрат:

Цена ед-цы, руб. Уд. перем-е затр., руб. Маржинальный доход, руб. (P-V)/P (относит.марж. доход) Пост-е затр. qb,, ед-ц Рqb,  
Const!!!  

График полученных результатов.

Pqb

 

V

 

Pqb

 

 

CNST

Увеличение постоянных затрат приводит к пропорциональному увеличению выручки в точке равновесия.

Предельный анализ прибыли: основывается на показателях предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход – это прирост выручки от реализации на единицу прироста в количестве произведенного продукта. Предельные издержки – это прирост затрат на производство продукции, приходящихся на единицу прироста количества продукции. В рыночной экономической системе действует правило: фирма получает max доход или терпит min убытки, производя такое количество продукции, при котором предельный доход и предельные издержки равны друг другу. Введем следующие обозначения:

Q – количество единиц продукции;

P – цена единицы;

PQ – объем продаж;

C – издержки производства;

R – прибыль от реализации.

Максимум прибыли можно определить из условия:

R=(PQ-C) max (1)

Продифференцируем выражение (1) по Q и приравняем результат к нулю:

(2)

Перепишем выражение (2) следующим образом:

(3)

л.ч. неравенства – это предельный доход;

п.ч. неравенства – это предельные издержки;

Соотношение (3) позволяет найти оптимальный объем продукции, при котором прибыль максимизируется.. Для практических расчетов необходимо иметь функцию спроса и функцию издержек

P=f(Q) - функция спроса

C=f’(Q) - функция издержек

Эти функции м.б. построены по данным о выпуске продукции одного предприятия за ряд периодов или нескольких предприятий за один период

«-»: применение данного метода связано с некоторыми трудностями практического свойства:

- у предприятия может не быть возможности довести производственную мощность до требуемого оптимума;

- могут возникнуть проблемы со сбытом расчетного количества продукции;

- данный расчет выполнен в предположении неизменных удельных затрат по всем периодам.

Анализ прибыли на основе маржинального дохода:

Маржинальный доход базируется на учете постоянных и переменных расходов и м.б. определен, во-первых, как сумма прибыли и постоянных затрат и, во-вторых, как разность выручки от продаж т переменных расходов.

В формализованном виде маржинальный доход (Д) можно представить двумя основными формулами:

1) Д=П+С 2) Д=В-Н

где П – прибыль, С – постоянные расходы; В – выручка от продаж; Н – переменные расходы.

Для анализа влияния на динамику прибыли отдельных факторов проведем следующие преобразования: П=Д-С

Определим далее удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж: (Ду): Ду = Д/В

Отсюда: Д = Ду

Теперь можно записать: П= Ду*В-С.

Зная объем продаж в натуральном выражении, маржинальный доход можно представить следующим образом: Д=К*Дс,

где К – объем продаж в натуральном выражении; Дс – ставка маржинального дохода на единицу продукции. Теперь можно записать так:

П= К*Дс

Далее можно перейти непосредственно к анализу влияния факторов:

- объем продаж;

- структура продаж;

- цены;

- уровень постоянных расходов.

Маржинальный анализ, помимо, всего прочего, находит применение в решении ряда управленческих задач, например, о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции. Необходимость такого решения может возникнуть при спаде производства, если заказчики по той или иной причине отказываются от продукции, заказанной ими ранее. Следует рассчитать следующие параметры по принимаемому к производству и сокращаемым в производстве изделиям: цена, переменные издержки, маржинальный доход, объем производства, сумма маржинального дохода на весь выпуск.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.