Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические требования к менеджеру




Личностный рост; психологический возраст.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст можно разделить на хронологический, биологический и психологический. Хронологический возраст определяет длительность существования индивида с момента его рождения. Биологический - это состояние организма. Психологический возраст отражает специфику свойств личности индивида, его психики, включает познавательные, мотивационные, эмоциональные, персептивные и другие психологические характеристики субъекта. Психологический возраст не всегда совпадает с метрическим.

Мы привыкли ожидать от человека поведения, соответствующего его метрическому возрасту, связывая его с определенным уровнем личностной зрелости. То есть мы рассчитываем, что человек в 40 лет поведет себя как взрослый мужчина, а не как двухлетний ребенок. Однако действительность постоянно убеждает, что некоторые взрослые в своем личностном развитии остановились на более низком уровне, чем того требует их метрический возраст (например, ведут себя как подростки).

Даже если человек по степени психической зрелости достиг уровня взрослого человека, не исключено, что при каких-то обстоятельствах он снова соскользнет на более низкий, уже пройденный уровень.

В различные периоды жизни с разными людьми, в разных ситуациях человек способен проявлять разные уровни зрелости. Далеко не каждый заинтересован или обладает стимулом к личностной зрелости. Очень многие люди весьма довольны сложившимся положением вещей и предпочитают продолжать оставаться и действовать на том уровне развития, к которому они привязаны. Во многом это объясняется уровнем культуры, склонностью пускать все на самотек, страхом перед неизвестным (перед новым уровнем развития), верой в нерушимость установившегося образа жизни и неверием в возможность собственной эволюции.

Выделяют определенные возрастные стадии психического развития, отражающие такие преобразования в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры, которые происходят при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Каждая стадия психосоциального развития наступает в определенное время и сопровождается кри-зисом. Психологическое развитие личности – происходит в процессе прохождения через критические точки. Развитие предполагает, что в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе. Изменение означает, что застоя нет, что все движется в потоке времени.

На каждой фазе человек решает целый набор характерных для него задач. Например, в юности для человека важны:

– общая эмоциональная зрелость;

– пробуждение гетеросексуального интереса;

– общая социальная зрелость;

– эмансипация от родительского дома;

– интеллектуальная зрелость;

– выбор профессии;

– научиться обращаться со свободным временем;

– построить психологию жизни, основанную на поведении, базирующемся на совести и сознании долга;

– идентификация «Я», называемая также перцепцией «Я».

Таким образом, юность является временем, когда нужно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называться взрослым. И если эти задачи в нужное время не решить, то психическое развитие задерживается. Так же выделяются специфические задачи и для других возрастных фаз.

Профессиональные задачи нужно рассматривать во взаимосвязи с другими жизненными задачами, не забывая о последних. Повышая эффективность своей профессиональной деятельности, менеджеру необходимо ее рассматривать в общем контексте своей психической и социальной жизни с учетом общей жизненной стратегии.

 

8. Самовосприятие; ассертивность.

Самовосприятие – это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.

Под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

 

Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:

1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.

2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).

3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.

4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.

5. Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.

6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

7. Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.

Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

– Доминантность – умение влиять на подчиненных.

– Уверенность в себе.

– Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).

– Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.

– Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем). Д.Макклелланд отмечает следующий интересный факт: для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха.

– Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.

– Независимость, самостоятельность в принятии решений.

– Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.

– Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Менеджеру требуются:

– способность управлять собой,

– разумные личные цели,

– четкие личные ценности,

– упор на постоянный личный рост и самосовершенствование,

– навык системного решения проблем,

– изобретательность и способность к инновациям,

– высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми,

– знание современных управленческих подходов,

– способность руководить,

– умение обучать и развивать подчиненных,

– умение формировать эффективные рабочие группы.

Одним из важнейших требований к психологическим качествам менеджера является наличие у специалиста четких личных ценностей и разумных личных целей, что крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни. Необходимо отметить, что для специалиста по управлению персоналом наиболее конструктивным является наличие интернального локуса контроля с опорой на собственные ресурсы личности, а также формирование интернального локуса контроля у работников как средства повышения эффективности профессиональной деятельности и поддержания психического здоровья человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.