КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа по выработке педагогического стиля деятельности
Лекция 1 Общее и отличительное в театральном и педагогическом искусстве Педагогический и актерский талант В овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют как природные задатки педагога, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания, практической деятельности. Работоспособность - неотделимая черта таланта. Что такое педагогический талант? Определений в историко-философских, педагогических, этико-эстетических исследованиях предостаточно. Самыми удачными нам представляются определения актерского таланта, наиболее близкие к педагогическому, театральных педагогов-реформаторов отечественной сцены В.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского. «Искусство актера очень сложно, и данные, каким актер овладевает зрителем, разнообразные: заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность и красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и пр.». К.С. Станиславский на им же поставленный вопрос: «Что такое талант?» - отвечает: «Талант - это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей». Далее он перечисляет, в чем состоят творческие способности актера: «…наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр.». И добавляет: «Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, то есть нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр.» К.С. Станиславский часто определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения. Очень важно понять, что обаяние - неотъемлемая качество, также и педагога. Оно может не совпадать с жизненным, кинематографическим, телевизионным и даже сценическим. Это специфически педагогическое обаяние. У иных педагогов явно проявляется так называемое интеллектуальное обаяние. В их глазах, чертах лица, осанке, движениях, во всем существе отражается работа мысли, мудрость, благородство духовных интересов. У других преобладает обаяние наивности, детской непосредственности. Бывают педагоги с обаянием трагичности, комичности. В педагогической деятельности важно, чтобы обаяние вызывало положительное эстетическое чувство, наиболее полно способствующее совместимости объекта и субъекта воспитания. Педагогическая совместимость и педагогическое восприятие. Совместимость в процессе общения педагога с учащимися основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В процессе общения педагог должен обязательно обогащать учащегося умственно, нравственно, эстетически. Но это невозможно, если сам педагог не владеет системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и учащихся образов друг друга и понятий о личностных особенностях каждого участника общения; оно несет в себе эстетическую характеристику - внешний и внутренний облик участника общения, вызывает определенное к себе отношение; в общении проявляется и поведенческий компонент - слова и дела, адресуемые педагогом учащимся. Эти три компонента - познавательный, эстетический и поведенческий - неразрывно связаны между собой. В педагогической деятельности взаимоотношение с аудиторией зависит от самочувствия педагога. Если наблюдать за работой талантливого педагога, то нас покоряет всегда его естественность, привлекательность, грация, умение с первого взгляда на аудиторию определять меру общения с ней и многое другое. При отборе кандидатов на учительскую профессию эти особенности надо учитывать, а формируя мастерство, систему различных педагогических умений и навыков, надо сберечь и сохранить органичность будущего педагога, искренность и непосредственность как драгоценнейшее сокровище. В творчестве педагога неоценимы природные человеческие качества, основой которых являются темперамент, воля, сензитивность, реактивность, интуиция, здоровые инстинкты, своеобразие речи и т.п. Это исходный материал, из которого под началом живого ума создается и педагог, и его воспитательные возможности. Счастливы те педагоги, которые сохраняют способность воспринимать действительность как бы впервые. Каждая новая встреча с учениками - открытие для них, каждый новый урок не похож на предыдущий. Их работа - постоянное творчество, иной свою жизнь они не представляют. Завоевание внимания аудитории Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию - и передовую и отсталую ее часть, понимать, знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности. Почему класс подчиняется педагогу? Как рождаются эти педагогические мгновения? Можно ли подготовить себя к этому? У К.С. Станиславского есть интересные мысли о стадиях органического процесса общения. Они целиком применимы к педагогической деятельности. Первая стадия. Выход артиста на сцену… Рассматривание всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта. Вторая стадия. Подход к объекту, привлечение на себя его внимания. Третья стадия. Зондирование души объекта щупальцами глаз. Четвертая стадия. Передача своих видений объекту. Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов. Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика… Но прежде всего глаза! Именно они помогают педагогу приковать к себе внимание. Есть несколько методов завоевания внимания аудитории, крайние из них - пассивный и агрессивный. Пассивный метод заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел педагогического действия. Агрессивный метод совершенно противоположен пассивному. По этому пути идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. Их чувства и волеизлучения высвобождаются через интеллект мощным потоком и моментально приковывают к себе внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей. Хотя такая гипнотизация непродолжительна, все же различными приемами ее можно поддерживать столько, сколько потребуется для реализации педагогической задачи. Педагогический процесс требует своеобразной «магии» педагогического воздействия. Чтобы ее создать, надо в совершенстве владеть техникой межличностного общения на уровне определенной этической платформы и педагогической сверхзадачи. А.С. Макаренко формирует другой принцип - «систему перспективных линий». Сущность принципа «система перспективных линий» заключается в том, чтобы суметь зажечь весь коллектив и каждого из его участников положительными эстетическими чувствами - прекрасного и возвышенного, связанными с достижениями в труде, с профессиональным ростом, культурным развитием, неудовлетворением достигнутым. «Завтрашние радости» всегда мобилизуют, способствуют преодолению трудностей и препятствий, будучи в то же время педагогической сверхзадачей. Искусство учителя в данном случае состоит в том, чтобы постепенно усложнять задачи, учить на практике видеть не только близкие, но и отдаленные перспективы как коллектива в целом, так и каждой личности в частности. Следующий принцип организации и воспитания в коллективе - «принцип параллельного педагогического действия». «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме». Педагогическое искусство Было бы ошибкой утверждать, что педагоги от природы бывают плохими, посредственными или хорошими. Очень хорошо, если посредственный - это развивающий себя плохой педагог. Но плохо, если посредственный - «застоявшийся» хороший. Жаль, что в педагогическом искусстве педагог не ожжет моментально измерить результаты своего труда, ибо мерилом его деятельности может быть только субъективная оценка учащихся: учитель убедил, увлек, возбудил и разбудил мысль, вызвал положительное чувство, передал крупицы своего опыта. Кажется, что мастер-педагог делает это просто, легко и естественно. На самом деле это профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом талантливого педагога. Становится понятным, почему А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский призывали педагогов работать по 14-16 ч. в сутки. Случается, что педагог останавливается на мертвой точке, отказывается от продолжения борьбы за самосовершенствование из-за слабости воли. Проявляется это в усталости, пресыщенности впечатлениями, непонимании и полном забвении педагогических идеалов. Кончается это самым страшным в педагогике - педагогической несостоятельностью. Лекция 2 Система Станиславского в педагогических ситуациях. Принципы системы Станиславского и урок Учителя знают, как трудно бывает удерживать на уроке внимание детей, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети космической эры и скоростей, они пресыщены телевизионными передачами, фильмами, музыкой, обильной информацией. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 45 минут и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, осуществить обучение и воспитание. Первым и главным принципом системы К.С. Станиславского является основой принцип реалистического искусства - жизненная правда. Требованием жизненной правды проникнуто в его системе решительно все. Нельзя на сцене допустить ничего приблизительного, нарочитого, ложного, фальшивого. В современную же нашу школу все это вошло и даже укоренилось - в обязательных мероприятиях или в деятельности учителя и всего административного аппарата. Что же может явиться критерием живого, естественного, органического? Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского - его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится в конечном счете. Сверхзадача - самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она - выражение его идейной активности. Помня о сверхзадаче, пользуясь ею как компасом, художник не ошибется ни при отборе материала, ни при выборе технических приемов и выразительных средств. Третий принцип системы Станиславского - принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли, - являться тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы. Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы. Действие - это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наглядно проявляется единство физического и психического. Театр - это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Актер же одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа. Все это полностью подходит нам, педагогам. Педагогическое действие - это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического. Личность наша проявляется именно в действии, оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным. Учитель - творец. Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников. Типизация актера и учителя К.С. Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, выделял 4 типа людей: I тип - с инициативой, воображение работает самостоятельно, неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером работать очень легко. II тип - без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают, и самостоятельно развивает. Значит, этому типу людей достаточна хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людьми тоже нетрудно работать. III тип - схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к этому способностей. С такими актерами у режиссера постоянно возникают трудности. Выход - в постепенном развитии способностей. IV тип - сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае К.С. Станиславский категоричен: нельзя такому человеку быть артистом. И вполне оправдана эта категоричность. Теперь давайте представим с вами учителей с этими типами воображения. Любопытная получается картина! Учитель I типа - с инициативой, развитым воображением - своеобразно строит уроки, увлекает детей, этим развивая и их воображение. Обычно содержание излагаемого материала у него резко отличается от изложения материала учебника. Они живо и почти осязаемо, дети видят то, о чем говорит учитель. У такого учителя легко учиться! Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы. Учителям II типа - без инициативы - важно от чего-нибудь (своеобразной подсказки) оттолкнуться, без этого они чувствуют себя неуверенно. Роль такой подсказки может сыграть и конспект урока, и материал учебника, и новая инструкция, и методическая разработка, и опыт работы других учителей и т.д. Толчок дан и дальше развитие идет самостоятельно. Детям с таким учителем так же легко работать, как и с учителем I типа, так как для них в тайне остается поиск учителя, они лишь соучастники с ним интересной, результативной работы. При целеустремленной работе над собой легко можно приблизиться к I типу учителей. Учитель III типа работает неровно, уроки то удаются, Ир нет. Интерес у детей распределяется тоже неровно: там, где удается учителю ясно увидеть, развить материал, и дети ясно его видят, а где наступает спад воображения, и у детей меньший интерес. Такие учителя обычно стараются хорошо точно передать материал у учебника, но не более того. Они хорошие исполнители инструкций, разработанной методики, но в их работе нет полета, новизны. Для учителей IV типа ничего не значит ни хороший учебник, ни методические разработки, ни инструкции. Нет чутья, нет умения ни увидеть, ни вообразить. Судите сами, каково детям на уроке у такого учителя? Все формально, неумеючи, профессионально безграмотно. Таких учителей не должно быть. Давайте теперь подумаем: к какому типу мы относимся? Чем можем помочь себе, какими упражнениями? Для этого надо выяснить, что же это за процесс - воображение, что питает и развивает его. Учителю нужно воображение для создания чего-то нового, но чаще для обновления уже созданного, поэтому он должен уметь вводить новые частности: «Как я раньше не замечала, что внутренне, очень глубоко, Базаров чрезвычайно раним (и поиски в этом плане), что, идя на преступление, Раскольников боится больше всего себя» (опять поиски). Поиски - не только в тексте, а с помощью текста у себя, в воображении. Этот процесс передается ученикам. Места скуке при такой работе быть не может. И здесь главное - чтобы каждое слово становилось результатом верной жизни воображения, чтобы слово превратилось в быль. Если этого нет, то тогда все на уроке происходит с холодной душой, механически. Природа нередко создает артистические индивидуальности эмоционального, волевого или интеллектуального склада. Артисты I типа (с преобладанием чувства над волей и умом), играя Ромео или Отелло, оттеняют эмоциональную сторону названных ролей. Артисты II типа (с преобладанием в их творческой работе воли над чувством и умом), играя Макбета или Бранда, подчеркивают их честолюбие или религиозные хотения. Артисты же III типа (с преобладанием в их творческой природе ума над чувством и волей), играя Гамлета, невольно придают роли больше, чем нужно, интеллектуальный, умственный оттенок. Задача же артиста в том, чтобы, не взирая на природные склонности, добиваться слияния всех элементов артистической роли. Нарушение гармонии ведет к фальши, к неправильному сценическому состоянию. Теперь все это переведем на деятельность учителя, конечно учитывая специфику педагогического труда. Подготовка к уроку включает: знакомство с учебным материалом; возбуждение у себя желания творить; искание в себе самом («что об этом знаю, что по-новому смогу осветить»); поиски вне себя духовного материала (книги, журналы, фильмы, выставки и т.д.); видение класса, каждого ученика, осмысление своих действий и действий учеников; деление урока на куски, объединенные общей задачей, «манкость» (притягательность) этой задачи; управление мышцами, тренировка кругов внимания. Не забывать, что интересно, оригинально продуманный урок, проверка отдельных элементов, просмотр конспекта, установка на то, что урок получится, что детям будет интересно, способствуют рождению внутреннего творческого состояния. И всем этим движет триумвират - ум, воля, чувство.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |