Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать:
o уважение к ученику и требовательность к нему;
o развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
o внимательность к психическому состоянию ученика и разумность и последовательность требований к нему;
o доверие к ученикам и систематическая проверка их учебной работы;
o умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему,
o уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях,
o принципиальность без упрямства,
o внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
o педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость наряду с педагогическим тактом представляют собой своеобразное мерило, критерий объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка"[2]
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния"[3] [1]. Эту мысль развивал и В. А. Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда"[4].
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.
Литература:
1. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988.
2. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.
3. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.
4. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
5. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.
6. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.
7. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Уч. пос. для пед. ВУЗов - М., 2002.
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3.
10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
11. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953.
12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1988..
Оглавление
Введение 3 Глава 1 Этические основы профессионального общения 4 1.1. Сущность процесса общения 4 1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении 9 Глава 2 Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя 13 2.1. Понятие и основные составляющие педагогического такта 13 2.2. Признаки и элементы педагогического такта 15 2.3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта 18 Заключение 21 Список литературы 22
Введение
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива. Объект исследования – деятельность руководителя творческого коллектива. Предмет исследования – особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива. Цель – изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность процесса общения; - проанализировать этику человеческих контактов, эмпатию и симпатию в общении; - изучить понятие и основные составляющие педагогического такта; - выявить основные признаки и элементы педагогического такта; - рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.
Глава 1 Этические основы профессионального общения 1.1. Сущность процесса общения
Деятельность творческого коллектива представляет собой отношения руководителя этого коллектива с его учащимися. По-другому их можно назвать отношения «учитель-ученик». В этой связи для простоты в дальнейшем будем применять термины «учитель» и «ученик». Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.) Суть проблемы общения в умении «сопрягать» эти разные духовные меры. Такое понятие как общение психологи определяют как: • «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности...» (6); • «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности» (5); • «связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого» (13). • «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания». Вступая в общение, человек несет в себе (14): - сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию; - стиль поведения в общении; - стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться; - намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания; - сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, подражание. Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» (10). Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает: - уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем; - интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху; - восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами. Основные функции педагогического общения (8): • информационная, • социально-перцептивная, • самопрезентативная, • интерактивная, • аффективная. Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации. Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень). Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника. Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий. Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, симпатии, благодарности. В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности. С точки зрения этической стороны общения (куда, кстати, и относится педагогический такт) акцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это такие функции, как (19): • «открытие» обучающегося на общение — пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя, • «соучастие» ученику в процессе общения — данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я», • «возвышение» учащегося в процессе общения. Функция «возвышения» — такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и благодаря духовным и физическим усилиям совершить восхождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать восхождению — значит формировать нравственные качества личности ученика (стремление стать добрее, смелее, решительнее). Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н. Е. Щурковой. Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать: - закономерности общения; - структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения; - методику изучения общения и межличностных отношений; - основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения. Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками (18). Это принципы: - ненасилия (право ученика быть тем, что он есть); - паритетности взаимоотношений; - уважения труда познания ученика; - уважения неудач и слез ребенка; - уважения тяжелой работы роста; - уважения самобытности ученика; - безусловной любви воспитателя к воспитаннику; - оптимальной требовательности и уважения; - опоры на положительное в ребенке; - компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении
Определив основные моменты взаимоотношений учителя и ученика перейдем непосредственно к рассмотрению этики человеческих контактов. В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о личности учащегося. Он по-разному воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной ситуации, что накладывает определенный отпечаток на формирование эмоционально-межличностных отношений учащихся с учителем. Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого. Эмпатия - это понимание другого человека без помощи слов через ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием (13, 15). Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными (20). Основоположник гуманистической психологии К.Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание партнера». Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, ученик — учителю, о многих вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом; радость воспитанника от успешного решения задачи, которая ранее не решалась и т.д. В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. Эмпатия-сопереживание более свойственна учащимся младшего школьного возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для подростков, именно эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми (9). Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики (1). Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов: -умение слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано); - положительная установка на воспитанника; - развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении). Симпатию можно трактовать как определенную чувственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально-положительных реакций — взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочтению, привязанности к определенному человеку. Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовлетворения создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и развития у человека способности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих. В общении учителя с разными коллективами и с каждым отдельным учеником часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно независимо от учителя складывается его стереотип отношений к тому или иному классу или ученику. Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются любимчики и нелюбимые ученики. Иногда в возникновении симпатии решающую роль играет ситуация. Преподаватель может теплее, чем к другим, относиться к сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику-шахматисту (если сам увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учитель любит данный вид искусства или сам поет) и т. п. Такой подход нередко приписывает воспитаннику чаще положительные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может относиться к воспитаннику более критично, предвзято, не замечая его положительные стороны. Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстетические переживания, но и стремление к познанию объекта симпатии. Питая симпатию к определенному ученику, человеческие качества которого оцениваются, педагог приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.
70% Браков распадаются после посещения этого сайта! Тут есть компромат на каждого.
Глава 2. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^ 2.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Существует философский принцип - подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание - знанием, мастерство - мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учителю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Не случайно в гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось личности учителя. Выдающийся педагог XIX века К.Д.Ушинский считал, что помочь растущей личности воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью, способной образовать сердце и волю ребенка: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности» (1, с.191)
Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.
Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм (2, с.40)
Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности (2; 3). Состав данных свойств, предлагаемый разными авторами, достаточно многообразен и обширен. Но все они могут быть объединены в несколько групп (рис.3).
Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство учителя принадлежит личностному компоненту как единству мотивационно-ценностной его составляющей (профессионально-педагогической направленности) и индивидуально-психологических особенностей (общих и профессионально-педагогических способностей). Утверждая, что педагогическое мастерство связано прежде всего со сферой деятельности учителя, Е.И.Рогов критически относится к стремлению расширить данное понятие и сместить его в сферу личности (4, с.213). Между тем, педагог включен в профессионально-педагогическую деятельность целостно, всей своей личностью, уровень сформированности профессиональных умений и навыков зависит от его позиции, направленности его личности, системы ценностей, определяющих выбираемые им цели и задачи, способы педагогической деятельности, потребность и стремление к овладению ими и совершенствованию их.
Слагаемые педагогического мастерства
Личностный компонент
Информаци-онно- теоретический компонент
Деятельност-ный компонент
Профессионально-педагогическая направлен-ность
Общие и педагогичес-кие способности
Общекуль-турные, психолого-педагогичес-кие и специальные знания
Педагоги-ческая технология
Педагоги-ческая техника
Индивидуальный стиль деятельности
^ Рис.3. Слагаемые педагогического мастерства
Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя прежде всего составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры, целостно проявляющейся в культуре педагогической деятельности как определенной степени ее совершенства. Педагог, чья деятельность по сути своей является «человекообразующей», должен сам воплощать в себе тот образ человека культуры, который будет вдохновлять и побуждать его воспитанников к духовному восхождению и возрастанию. Он должен иметь свою философию жизни и профессиональной деятельности, осознанно представлять цели и назначение человеческой жизни в целом и своей собственной жизнедеятельности, ибо без этого он на способен стать руководителем, наставником юношества.
Система взглядов и представлений об окружающем мире, о целях и смыслах профессиональной деятельности оформляется в позицию педагога – устойчивую систему его отношений к определенным сторонам действительности и профессиональной деятельности, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках, характеризующихся непротиворечивостью и относительной стабильностью.
В основе профессиональной позиции педагога лежат его профессионально-ценностные ориентации как избирательные отношения к различным аспектам бытия и педагогической действительности, представляющим для него ценность и значимость. Профессионально-ценностные ориентации учителя обнаруживаются в его установках, представляющих собой наиболее устойчивую часть системы ценностных ориентаций, через которую они находят свое реальное воплощение в поведении и активной деятельности личности.
Социальная и профессиональная позиция, профессионально-ценностные ориентации, установки учителя, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению педагогической деятельности, целостно проявляются в профессионально-педагогической направленности его личности.
Степень теоретической и практической готовности к педагогической деятельности определяется уровнем овладения учителем системой специальных, общенаучных и психолого-педагогических знаний, а также педагогической технологией и техникой, образующими в своей целостности основу его профессиональной компетентности.
Наконец, успешное осуществление профессиональной деятельности и достижение педагогического мастерства во многом зависит от готовности педагога учитывать свои психофизиологические особенности и возможности, находить в соответствии с ними оптимальный индивидуальный стиль своей деятельности, обеспечивающий наилучшие результаты его труда при наименьших затратах физических и душевных сил.
^ 2.2. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя
Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать учитель. Вряд ли можно определить качественное своеобразие личности учителя на основе их соединения. Критикуя точку зрения некоторых психологов, видящих в личности лишь отдельные черты и ищущих какие-то «корреляции» - связи между проявлением этих черт, С.Л.Рубинштейн предостерегал также от другой крайности - рассматривать единство личности как некую аморфную целостность, превращая ее облик в бесформенную туманность. Целостность личности предполагает ее структурное единство, наличие тех системных свойств, которые объединяют все другие и являются основанием ее целостности (5). В структуре личности учителя такая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А.Сластенина, образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства личности педагога (2). Педагогическая направленность рассматривается обычно как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Отмечая ведущую роль педагогической направленности в становлении педагога и осуществлении профессиональной деятельности, К.А.Маркова справедливо утверждает, что она «определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным воздействиям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения» (6, с.41). Ведущими условиями становления профессионально-педагогической направленности личности являются: открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценнностных ориентаций.
Педагогическое призвание традиционно рассматривается как склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности (2, с.36). Отмечается субъективный характер переживания призвания, но практически не раскрывается его взаимосвязь с решением будущим учителем экзистенциальных, смысложизненных задач. Иное понимание педагогического призвания основывается на традиции, существующей в философской антропологии, согласно которой человек, если он стремится полностью реализовать себя в профессии и обрести в ней смысл своей жизни, должен прислушаться к своему внутреннему голосу, зову, осознать свое истинное предназначение. «Иными словами, среди различных образов своего бытия каждый человек находит какой-то один – он-то и составляет его подлинное бытие, - утверждает Х.Ортега-и-Гассет. - И голос, зовущий его к этому подлинному бытию, мы именуем «призвание». Большинство людей стремятся заглушить в себе этот голос…, подменяя свое подлинное бытие ложной жизненной ориентацией. И наоборот, только тот человек реализует себя, только тот живет в истинном смысле, кто живет своим призванием, кто совпадает со своей истинной «самостью» (7, с.30 ). Таким образом, призвание выступает как задача в определённом виде деятельности, решению которой человек посвящает свою жизнь. Это – не локальная, а универсальная задача, осознание которой означает постижение человеком основополагающего аспекта смысла собственной жизни, решение смысложизненой задачи.
По мнению В.И.Винокурова, призвание обретается человеком при неразрывном взаимодействии двух факторов: 1) фундаментальной настроенности человека, его первичной предрасположенности и 2) его постоянной поисковой активности (8, с.3). Причем, при обнаружении своей смысложизненной задачи у человека возникает ощущение, что она как бы уже существовала до процесса поиска, что в ней заключена целая программа его жизни. Благодаря призванию – и в этом состоит его личностный смысл – человек воспринимает себя в качестве единственного, неповторимого, значимого, обретает опыт, который заключается в осознании своей личной ценности, своей уникальности и вместе с тем, своего единства с мирозданием.
Призвание формирует у человека чувство тождественности, личной свободы. «Быть свободным – это значит быть верным самому себе, не изменять своему назначению», - утверждает Н.Аббаньяно (9, с.157). Среди существующих типов призвания профессиональное не является единственно возможным, но истинное осознание учителем своего педагогического призвания невозможно вне осмысления основополагающих жизненных целей и ценностей, решения «задач на смысл», определения главной цели, ради достижения которой человек может принять и те аспекты профессии, которые не устраивают его. При этом учитель, воспринимающий свою педагогическую деятельность как призвание, способен преодолеть даже те недостатки, которые мешают ему овладеть педагогической профессией.
Основой педагогического призвания и профессиональной направленности выступает система ценностных отношений учителя к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленная в его профессионально-ценностных ориентациях. Достижение высокого уровня профессионализма педагогом во многом является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций, определяющих его потребность в овладении педагогическим мастерством. Как отмечает В.Д.Шадриков, наличие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, и в какой-то мере компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства (10, с.12). Выполняя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально-ценностные ориентации позволяют педагогу выстроить цели своей деятельности, которые становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании. Они играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов педагогической деятельности как ценных для себя обеспечивает моральную устойчивость и готовность человека к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности, которые нередки в профессии педагога.
В ценностных ориентациях педагога можно обнаружить три ведущих типа отношений к значимым моментам профессиональной деятельности:
к педагогическому труду (осознание цели и личностного смысла данной деятельности, ее общественной значимости, глубокая заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемым предметом);
к личности учащегося (ее безусловное принятие и направленность на развитие личности);
к личности учителя и к самому себе как педагогу (наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции как совокупности представлений о самом себе - человеке и профессионале).
В целостной системе профессионально-ценностных ориентаций учителя все типы отношений тесно связаны и взаимозависимы, но смыслообразующим является отношение к личности ученика. Как отмечает Б.И.Додонов, «объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на создание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта» (11, с.61). Ведущая ценность педагогической деятельности – личность ребенка, ее развитие и становление. Таким образом, основным содержанием данного блока профессионально-ценностных ориентаций выступают: ориентация на интересы и потребности ребенка, на уважение к нему и безусловное принятие, на его личностное развитие, на взаимодействие и сотрудничество с детьми.
Второй блок ценностных ориентаций учителя, отражающих его отношение к профессии и профессиональной деятельности, включает ориентации на ценности профессии, выражающие значимость трудовой деятельности для личности, характеризующие ее потребности и мотивы участия в ней: ориентация на творчество и самореализацию в профессии; ориентация на социальную значимость профессиональной деятельности; ориентация на профессиональное сотрудничество.
Третий блок профессионально-ценностных ориентаций учителя, составляют ориентации, отражающие и определяющие его отношение к личности педагога и к самому себе как педагогу.
Данный блок отношений играет существенную роль в процессе идентификации учителем себя как педагога, становления позитивного образа-Я - единой установки по отношению к самому себе, ценностно-мотивационной готовности учителя к профессионально-личностному самосовершенствованию и включает в себя: ориентацию учителя на самопознание, позитивное самовосприятие и принятие себя; ориентацию на профессионально-личностное саморазвитие, духовное совершенствование и приобщение к ценностям культуры; ориентацию на профессионально значимые качества, закрепленные в профессиональном идеале учителя.
Помимо когнитивной составляющей (осознанного отношения к различным аспектам профессиональной деятельности как значимым для себя), профессионально-ценностные ориентации включают эмоциональную составляющую – увлеченность педагогическим трудом: общением с учениками и коллегами, самим творческим процессом обучения и воспитания, наукой, основы которой преподает учитель. Отмечая ведущее влияние эмоционального отношения учителя к своей деятельности на ее результаты (в частности, отношения к преподаваемому предмету), Л.Н.Толстой писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия» (12).
Ядро ценностных ориентаций учителя составляют его нравственные ориентации, определяющие уровень его профессионально-этической культуры и проявляющиеся в его поведении и деятельности, в отношении с учениками и другими людьми, в требованиях, предъявляемых им к самому себе как педагогу.
^ 2.3. Профессиональная этика и педагогический такт учителя
Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в нее этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности учителя, в его общении с учениками и коллегами, в отношении его к своему труду, профессии. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали. Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя.
^ Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя. Однако, зачастую, любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Совершенно справедливое замечание, поскольку любовь – это прежде всего нравственное чувство. Некоторые педагоги скептически относятся к данному требованию педагогической этики, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем, любовь, как высшее духовное напряжение человека, основана на открытии максимальной ценности другого, на бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии.
Наиболее полное и точное определение любви дано в Библии:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не привозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
^ Не радуется неправде, а радуется истине.
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает».
Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики прежде всего включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождается ответная любовь и доверие. Недаром лучшие педагогические книги всех времен – это книги о любви воспитателя к своим воспитанникам: «Как любить ребенка» Я.Корчака, «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского, «Здравствуйте, дети!» Ш.Амонашвили, «Любимые мои ученики» В.А.Караковского, «Педагогика как любовь» О.А.Казанского и многие другие.
Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.
Из этого же сосуда любви изливаются и другие лучшие качества учителя: профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность.
Пытаясь разгадать, что лежит в основе любви педагога к своим ученикам, и как они превращаются из «чужих» в «родных», «любимых», М.Кнебель обращается к словам мудрого Лиса из сказки А.Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». «Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение. Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам» (13, с.13). Таким образом, источниками профессионального долга и ответственности является не только социальная ответственность учителя, но прежде всего – ответственность перед каждым конкретным ребенком.
^ Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Известный современный педагог – учитель литературы Е.Н.Ильин в одном из своих выступлений по телевидению рассказывал о том, как в стремлении быть учителем он преодолевал свой недуг – оставшееся после тяжелого ранения в блокаду Ленинграда заикание: «Однажды после удачного открытого урока меня обступили коллеги: откройте Ваш секрет, как этого достичь? Я снял пиджак – спина была мокрой. Они посмотрели и задумались… Вот так надо одолевать себя – великим трудом. Не надо экономить себя там, где надо победить. А вообще-то, все побеждается любовью. Если любишь человека, нет таких недугов, которые не преодолеешь. Я шел к человеку, и совесть моя не позволяла испортить эту миссию – общение человека с человеком».
^ Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.
Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в культуре общения его с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.
Педагогический такт (от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя (доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного достоинства) соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. Быть тактичным - не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагируя на негативное поведение и поступки учеников. В педагогическом такте сочетается уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности. По выражению А.С.Макаренко, педагогический такт – это умение «нигде не переборщить». Чаще всего педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, помимо нравственной стороны отношений, от него требуется проявления находчивости, интуиции, уравновешенности, чувства юмора. Добрый юмор (но не злая ирония и насмешка) дает возможность подчас найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Недаром Гете говорил, что юмор – это мудрость души. А Ш.Амонашвили добавляет «Улыбка – есть особая мудрость». Иногда достаточно улябки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять возникшее в классе напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего» (14, с.11). Но это должна быть улыбка, пронизанная любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия, а не улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.
Нормы, которые задает педагогическая этика учителю, не должна мешать ему оставаться человеком, понимающим свое несовершенство и не пытающимся воспринимать и подавать себя как учителя-эталона. Отношение педагога к себе, как к эталону, формирует, по мнению психолога А.Орлова, его суперпозицию в отношениях с детьми. Жизнь этого учителя постоянно определяется внешними требованиями, чаще всего ложно понятыми, и он боится в борьбе за свой авторитет быть человечным, извинить и принять слабости другого и самого себя, проявить сомнение и неуверенность. Когда нормативные требования полностью подчиняют себе учителя, они превращаются в своего рода культ. И только когда в деятельности учителя доминирует установка «человек-человек», он в состоянии полноценно осуществлять свою деятельность и быть свободным в построении наиболее этически ценных и гуманных действий и отношений с учениками (15).
Своеобразным катехизисом педагога, напоминающим ему о том, кто он такой и на каких этических основах зиждется его педагогическая позиция, могут служить следующие слова Ш.Амонашвили:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление