Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решить графически задачу линейной оптимизации функции отклика, зависящей от двух факторов




Пользуясь градиентным методом оптимизации. ручным расчетом выполнить один шаг в направлении оптимума заданной функции отклика модельной системы. Результат сопоставить с компьютерным расчетом, выполненным на лабораторном занятии.

По заданной совокупности экспериментальных точек построить адекватную регрессионную модель и выполнить идентификацию ее параметров.

4.4.1. Определите значения функциональной модели при значениях абсциссы, соответствующих значениям абсциссы экспериментальных точек.

4.4.2. Определите значение “невязок” для каждой экспериментальной точки и функциональной модели по формуле , где: Y i – значение ординаты экспериментальной точки в соответствии с заданием. F(x i ) – значение уравнения Y= F(x i ) при значениях x i, соответствующих значениям абсцисс экспериментальных точек.

4.4.3. Определите численное значение нормы Гаусса по формуле:

4.4.4. Определите численное значение нормы Чебышева по формуле

4.4.5. Постройте график, на котором нанесите функциональную модель, экспериментальные точки и рассчитанные в п. 4.2.2 “невязки”.

4.5.1. Определите значение функции Z0 в точке с координатами X0. Y0.

4.5.2. Определите частные производные функции Z по направлениям X, Y ( и ).

4.5.3. Определите значения полученных в п. 4.3.2 частных производных в точке с координатами X0, Y0 ( и ).

4.5.4. Определите вектор gradient в точке с координатами X0, Y0.

, подставив значения X0. Y0 необходимо записать уравнение вектора gradient таким образом, чтобы частные производные функции Z по и приняли численные значения.

4.5.5. Сделать шаг в направлении вектора gradient из точки с координатами X0. Y0 в направлении max или min в зависимости от задания. (Определить значения X1. Y1.)

Для выполнения этого пункта рассмотрим представленный ниже рисунок.

В системе координат xoy нарисован между точками ОА2.

При этом отрезок OB2 соответствует численному значению , а отрезок OC2 соответствует численному значению . Рассмотрим случай, когда требуется сделать шаг в направлении вектора gradient на величину, равную l. Тогда координаты точки, в которую мы переместимся при выполнении шага, будут определяться следующими соотношениями: и .

Определим величину . Для этого рассмотрим треугольники OA1B1 и OA2B2. Рассматриваемые треугольники являются подобными и. следовательно, справедливо следующее соотношение:

или .

Следовательно, .

Проведя аналогичный анализ для треугольников OA1С1 и OA2С2. получим:

В случае, когда в задании требуется выполнить шаг в направлении max, т.е. в направлении вектора gradient: и .

В случае, когда в задании требуется выполнить шаг в направлении min, т.е. в противоположном относительно направления вектора gradient: и .

4.5.6. Определите значение функции Z1 в точке с координатами X1. Y1.

4.5.7. Сравните значения Z0 и Z1. сделайте вывод о правильности сделанного шага.

 

4.6.1. Составьте целевую функцию в соответствии с заданным условием.

4.6.2. Составьте систему границ и ограничений, описывающих область допустимых значений целевой функции в соответствии с заданным условием.

4.6.3. Постройте график, на котором нанесите все границы и ограничения, составленные в п. 4.5.2.

4.6.4. Постройте целевую функцию с произвольным ее значением.

4.6.5. Перемещая целевую функцию параллельно самой себе в направлении оптимума, найдите точку решения.

4.6.6. В случае нецелочисленного решения определите точку решения с целыми значениями координат.

4.6.7. Определите значение целевой функции в точке решения.

 

Для решения 6-го задания рассмотрим пример.

Исходные данные:

Предприятие выпускает два типа изделий: стулья и кресла.

Отпускная цена одного стула – 10 руб., одного кресла – 15 руб.

Для обивки одного стула используют 1м2 ткани, одного кресла – 2м2 ткани.

На складе в наличии 102м2 обивочной ткани.

Для покрытия лаком одного стула расходуется 15см3 лака, для покрытия одного кресла 3см3 лака.

На складе в наличии 450см3 лака.

На складе имеется 25 комплектов деталей, используемых для изготовления стульев, и 45 комплектов деталей для изготовления кресел.

Задание: Какое количество стульев и кресел следует изготовить на предприятии, чтобы получить максимальную стоимость продукции?

Решение:

1. Обозначим искомое количество стульев – X1, а искомое количество кресел - X2.

2. В соответствии с текстом задания сформируем целевую функцию, позволяющую определить максимальную стоимость продукции. Учитывая, что за один стул, возможно, выручить 10 руб. то за X1 стульев 10×X1. За одно кресло предприятие может выручить 15 руб. следовательно, за X2 кресел 15×X2.

Окончательно целевая функция будет иметь вид:

Ц.Ф.

3. Сформируем систему ограничений, задающих область допустимых решений.

3.1. Ограничение по ткани. Данное ограничение показывает, что при расходе ткани при производстве каждого стула в количестве 1м2, а при производстве каждого кресла 2м2. общее количество расходуемой ткани не должно превысить 102м2, имеющихся на складе.

3.2. Ограничение по лаку. Данное ограничение показывает, что при расходе лака при производстве каждого стула в количестве 15см3. а при производстве каждого кресла 3см3. общее количество расходуемого лака не должно превысить 450см3, имеющихся на складе.

3.3. Ограничение по количеству комплектов деталей, имеющихся на складе. Здесь необходимо предусмотреть 4 ограничения, показывающих, что невозможно изготовить такое количество стульев и кресел, которое будет превышать количество имеющихся на складе комплектов деталей. Кроме того, следует математически записать невозможность изготовления отрицательного количества стульев и кресел. . . .

3.4. Нарисуем в произвольном масштабе систему координат, в которой горизонтальная ось будет задавать количество стульев (X1). а вертикальная ось - количество кресел (X2). В данной системе координат нарисуем все границы и ограничения, предварительно знаки £ и ³ на =: , , , , ,

В таком виде все уравнения представляют собой уравнения прямых линии и их легко нарисовать, определив точки их пересечения с осями координат. Пересечение границ и ограничений обозначим точками Р1. Р2. Р3. Р4. Р5 и Р6.

 

3.5. Нарисуем целевую функцию внутри области допустимых значений. Для этого заменим уравнение Ц.Ф. на и приравняем p к произвольному целому числу. В нашем случае p=300.

Для отыскания требуемого решения нарисованную целевую функцию будем перемещать параллельно самой себе вправо и вверх для отыскания max или влево и вниз для отыскания min.

Как видно из рисунка приведенного ниже, максимальное значение целевой функции, при котором она не покинет область допустимых значений будет в точке P3.

Данная точка образована пересечением двух ограничений: . Решив данную систему уравнений, получим координаты , , а подставив эти значения в целевую функцию, найдем решение поставленной задачи (820 руб.).

Ответ: Максимальную стоимость продукции предприятия в размере 820 рублей можно получить в случае изготовления 22 стульев и 40 кресел.

 

Литература.

1. Мельников А.С., Шевцов С.Н. Математическое моделирование в технологии и проектировании. Интерактивный учебный курс http://de.dstu.edu.ru (http://static.dstu.edu.ru/aireng/ru/resources/metod%20razrab.html)

2. САПР: Системы автоматизированного проектирования. В 9 кн. Кн.4. Математические модели технических объектов. под ред. И.П. Норенкова.- М.: Высш. шк.. 1986

3. Робототехника и гибкие автоматизированные производства. В 9 кн. Кн.5. Моделирование робототехнических систем и гибких автоматизированных производств. под ред. И.М. Макарова.- М.: Высш. шк., 1986

4. Лебедев А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях.- М.: Радио и связь, 1989

5. Шакалис В.В. Моделирование технологических процессов.- М.: Машиностроение, 1973

6. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем.- М.: Высш. шк., 1985

7. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Т.1. Методы обработки данных., Т.2. Планирование эксперимента. М.: Мир, 1977

8. Д.Гроп Методы идентификации систем. М. «Мир», 1977.

9. Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах.- М.: Мир, 1969.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.