КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Усилители рулевого управления. Гидрообъемное рулевое управление
В мобильных машинах (автомобилях большой грузоподъемности, тягачах, тракторах) на управляемые колеса приходится большой вес. В таких машинах рулевые управления оборудуются гидравлическими усилителями. Усилители снижают усилие управления на рулевом колесе и реакцию дороги, повышают безопасность движения машины. Гидроусилитель рулевого управления является следящим гидростатическим устройством, обеспечивающим определенную зависимость угла поворота управляемых колес от угла поворота рулевого колеса. Требования, предъявляемые к конструкции гидроусилителей: 1.обладать кинематическим и силовым следящим действием; 2. обеспечивать функционирование рулевого управления в случае выхода из строя гидроусилителя; 3. иметь высокую чувствительность к повороту рулевого колеса; 4. обладать высокой жесткостью и динамической устойчивостью, что особенно важно для машин с шарнирно-сочлененной рамой.
Гидроусилитель рулевого управления состоит из блока питания, распределителя, исполнительного и рулевого механизмов и трубопроводов. Блок питания включает насос 5 с баком 3. Распределитель 6 имеет золотник 7 с реактивными камерами В и Г и центрирующими пружинами 17. Исполнительный механизм (гидроцилиндр) 9 шарнирно закреплен на раме, а его шток связан с рычагом 13 поворотной цапфы управляемого колеса. При прямолинейном движении мобильной машины золотник занимает нейтральное положение, а рабочая жидкость насоса 5 по трубопроводу 8 поступает в полости А,Б,В и Г распределителя и далее по трубопроводу 15, 16 передается в полости А и Б гидроцилиндра 9.
Гидроусилитель рулевого механизма автомобилей КамАЗ состоит из насоса 4 (рис. 166) в сборе с бачком 31, заливным 30 и сливным 3 фильтрами, перепускным 35 и предохранительным 34 клапанами, радиатора 28, а также встроенных в рулевой механизм гидроцилиндра с поршнем-рейкой и реверсивного четырехщелевого распределителя с золотником 20, обратным 17 и предохранительным 18 клапанами и плунжерным следящим механизмом. Распределитель часто называют клапаном управления. Полый трехбуртовый золотник 20 установлен на хвостовик винта 15 с большим радиальным зазором, закреплен между упорными подшипниками 21 с осевым усилием, регулируемым пружинной шайбой и гайкой, и выступает над торцами расточек корпуса 19 на 1,0...1,2 мм.
Рис. 166. Схема гидроусилителя рулевого механизма автомобилей КамАЗ: 1 — рулевое колесо; 2, 18, 34 — предохранительные клапаны; 3 — сливной фильтр; 4 — насос; 5, 35 — перепускные клапаны; 6 — вал сошки с зубчатым сектором; 7 — задняя полость гидроусилителя; 8 — поршень-рейка; 9 — сошка; 10 — продольная тяга; 11 — поперечная тяга; 12—переднее колесо; 13 — магнитная сливная пробка; 14—шариковая гайка; 15 — винт; 16— корпус рулевого механизма; 17 — обратный клапан; 19 — корпус распределителя; 20 — золотник; 27 —упорный подшипник; 22 — реактивный плунжер; 23 — центрирующая пружина; 24 — корпус углового редуктора; 25 — передняя полость гидроусилителя; 26 — напорная гидролиния; 27—карданный вал; 28 — радиатор; 29 — рулевая колонка; 30 — заливной фильтр; 31 — бачок; 32 — гидролиния слива; 33 — пружина перепускного клапана насоса; А, Б — дросселирующие отверстия
В трех сквозных сверлениях корпуса 19, выполненных под углом 120° одно относительно другого, с минимальным зазором установлены три пары реактивных плунжеров 22 с центрирующими пружинами 23, а в трех глухих сверлениях, расположенных также под углом 120°, — три одинарных плунжера, в одном из которых размещен обратный клапан 17. Плунжеры прижимаются к внутренним обоймам упорных подшипников 21 и фиксируют золотник 20 в нейтральном положении под действием центрирующих пружин 23 и давления масла в напорной гидролинии 26. В нейтральном положении золотника 20 между тремя его буртами и двумя средними буртами корпуса 19 образуются четыре кольцевые щели шириной 0,5...0,6 мм каждая. Масло из напорной гидролинии 26, омывая центральный бурт золотника 20, проходит через вторую и третью щели в проточки золотника. Из этих проточек по каналам в корпусах 19, 24 и 16 масло поступает в полости 7 и 25 гидроусилителя, а через первую и четвертую щели — в бачок 31 через радиатор 28, сливную гидролинию 32 и фильтр 3. При поворотах автомобиля вращение рулевого колеса 7 через карданный вал 27 и пару зубчатых колес углового редуктора 24 передается винту 15, соединенному с поршнем-рейкой 8 шариковой гайкой 14. Если сопротивление управляемых колес 12 повороту достаточно велико, то поперечная 11 и продольная 10 тяги, сошка 9, ее вал 6 с зубчатым сектором и поршень-рейка 8 в начале поворота остаются неподвижными. Винт же 15, ввертываемый в шариковую гайку 14 при повороте налево или вывертываемый из нее при повороте направо, вынужден скользить в шлицевой ступице ведомого зубчатого колеса и вместе с золотником 20 перемещаться на 1,2мм соответственно назад (на схеме вправо) или вперед (на схеме влево), дополнительно сжимая пружины 23. При повороте направо золотник смещается вперед, открывая первую, третью и закрывая вторую, четвертую кольцевые щели. Масло из напорной гидролинии 26, действуя на плунжеры 22, поступает через третью щель и каналы в корпусах 19, 24, 16 в переднюю полость 25 гидроусилителя, в том числе к заднему торцу винта 15. Задняя полость 7 гидроусилителя через каналы в корпусах 16, 24, 19 и открытую первую щель соединяется с гидролинией слива. Под действием разности давлений масла в полостях 7 и 25 поршень-рейка 8 перемещается назад и поворачивает зубчатый сектор вала 6 сошки 9 против хода часовой стрелки. Сошка перемещает продольную тягу 10 назад, а последняя через поворотный рычаг и рулевую трапецию поворачивает колеса 12 направо. При повороте налево золотник 20 смещается назад, открывает вторую, четвертую и закрывает первую, третью кольцевые щели. Масло из напорной гидролинии 26, действуя на плунжеры следящего механизма, через вторую кольцевую щель и каналы в корпусах 24, 19,16 поступает в заднюю полость 7 гидроусилителя. Его передняя полость 25 через каналы в корпусах 16, 24, 19 и четвертую щель оказывается соединенной с гидролинией слива. Под действием разности давлений масла в полостях 7 и 25 поршень-рейка 8 перемещается вперед и поворачивает зубчатый сектор вала 6 сошки 9 по ходу часовой с трелки, а управляемые колеса — через рулевой привод налево. Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) отличается от рассмотренных ранее рулевых управлений отсутствием кинематической связи между рулевым и управляемыми колесами. Функцию этой связи выполняет статическая гидропередача вращательно-поступательного движения с гидроусилителем следящего действия. ГОРУ упрощает компоновку и повышает удобство управления машиной за счет установки рулевого колеса в любом месте, его регулировки по высоте и углу наклона и широко применяется на современных тракторах (Т-30, МТЗ-100, Т-151 К) и комбайнах. Основой гидрообъемного рулевого управления служит насос-дозатор, предназначенный для подачи управляющего потока масла, прямо пропорционального углу поворота его ротора рулевым колесом с любой скоростью. В качестве насосов-дозаторов применяют планетарные с внутренними зубьями, пластинчатые и аксиально-поршневые насосы. Рулевое управление с насосом-дозатором и гидроусилителем может быть одно- и двухконтурным. В одноконтурном ГОРУ питающий насос 2 (рис. 173) постоянно подает масло через золотниковый распределитель 4 к насосу-дозатору 6 с распределительным устройством 7. Когда рулевое колесо неподвижно, насос-дозатор запирает масло в гидроцилиндре 1, а золотник распределителя 4 открывает выход маслу от питающего насоса 2 на слив в бак. При повороте рулевого колеса поворачивается ротор и распределительное устройство 7 насоса-дозатора 6 обеспечивает прямо пропорциональную углу поворота подачу масла из одной торцовой полости распределителя в другую. Золотник распределителя 4 смещается из нейтрального положения и открывает проходы маслу от питающего насоса 2 в одну полость гидроцилиндра 7 и на слив в бак из другой полости. Объем масла, требуемый для перестановки золотника, как правило, меньше подачи насоса-дозатора 6. Поэтому его избыточный поток через осевые канавки в золотнике суммируется с потоком питающего насоса 2 и тоже направляется в гидроцилиндр 1. Давление масла в напорных гидролиниях обоих насосов одинаково, задается cпротивлением управляемых колес повороту и ограничивается предохранительным клапаном 3. При остановке рулевого колеса насос-дозатор перестает подавать масло, давление в торцовой полости уменьшается, золотник под действием возвратной пружины смещается в нейтральное положение и переключает поток от питающего насоса 2 на слив в бак. Если из-за остановки двигателя питающий насос 2 не подает масло, то насос-дозатор при повороте рулевого колеса работает как обычный насос: из бака через обратный клапан 5 всасывает масло и подает его в соответствующую полость гидроцилиндра 1. Окружное усилие на рулевом колесе при этом значительно возрастает и тем больше, чем больше объемная подача насоса-дозатора. Таким образом, насос-дозатор работает в трех режимах: запорного устройства для гидроцилиндра 7 (при нейтральном положении золотника распределителя 4); дозатора (при работе питающего насоса и повороте рулевого колеса); насоса (при остановке двигателя или отказе питающего насоса 2). ГОРУ трактора МТЗ-100 выполнено по одноконтурной схеме, объединено с гидроприводом механизма блокировки дифференциала заднего моста и включает в себя механизм поворота (рис. 174, а), насос-дозатор (рис. 174, б) с приводом от рулевого колеса, питающий насос 20 с невыключаемым приводом от дизеля, гидроаккумулятор (рис. 174, в), муфту 30 и распределитель (рис. 174, г) блокировки, бак 37, общий с гидроприводом механизма навески и гидросистемой отбора мощности (ГСОМ), арматуру. Механизм поворота установлен на переднем брусе трактора и воздействует на разделенную рулевую трапецию сошкой, закрепленной на нижнем шлицевом конце вала 3. Реверсивный поворот вала обеспечивают два соосных гидроцилиндра 2 одностороннего действия, штоки 6 которых через сухарь и палец 4 соединены с вильчатым рычагом вала. В верхнюю крышку корпуса установлен золотниковый клапан 5 блокировки. При повороте сошки на угол более 10° клапан под действием своей пружины и профильной поверхности штока 6 открывается и сообщает полость муфты 30 через штоковые полости гидроцилиндров 2, корпус и сливной трубопровод с баком 37.
Рис. 173. Схема одноконтурного ГОРУ: 1 — гидроцилиндр; 2—питающий насос; 3— предохранительный клапан; 4 — золотниковый распределитель; 5— обратный клапан; 6 —насос-дозатор; 7—распределительное устройство насоса-дозатора Бесштоковые полости гидроцилиндров 2 через штуцера в крышках 7 и трубопроводы соединены с блоком клапанов насоса-дозатора, закрепленного на кронштейне рулевой колонки. Насос-дозатор НД-80К включает в себя качающий узел аксиально-поршневого типа с шаровыми поршнями 19, золотниковый распределитель, шариковый обратный клапан 13 распределителя и блок клапанов, размещенных в передней (на рисунке верхней) крышке 8 корпуса. Шаровые поршни 19 установлены в аксиальные (параллельные оси) расточки блоков 18 с минимальным зазором и прижимаются пружинами к двусторонней кулачковой шайбе 75, вращаемой рулевым валом 77 через штифт. Распределительное устройство насоса-дозатора, предназначенное для сум-мирования потоков от отдельных шаровых поршней и обеспечения прямой пропорциональности подачи масла углу поворота кулачковой шайбы 75 рулевым валом 77, объединено с реверсивным трехпозиционным распределителем гидроусилителя. Золотник 14 связан с рулевым валом 77 винтовой парой, перемещается в осевом направлении при вращении вала и удерживается в нейтральном положении пружинами 12 и 16. Блок клапанов объединяет в себе два противоударных 9, два противовакуумных, предохранительный 23, обратный 11 клапаны и четыре штуцера. В нейтральном положении рулевого колеса масло от питающего насоса 20 через обратный клапан 11, распределитель и открытый отсечный 22 или предохранительный 23 клапаны гидроаккумулятора сливается в бак 57 соответственно под давлением 0,15...0,3 или 0,8... МПа, задаваемым пружинами 26 и 27. Избыточное давление слива обеспечивает бескавитационную работу насосов и нейтральное положение кулачковой шайбы 75 с помощью шаровых поршней 19. Бесштоковые полости гидроцилиндров 2 заперты буртами золотника 14 и защищены противоударными клапанами 9, перепускающими масло из одного гидроцилиндра в другой под давлением 15,7...16,7 МПа. При повороте рулевого колеса золотник 14 смещается, обеспечивая дозатору и питающему насосу подачу масла в один из гидроцилиндров в количестве, прямо пропорциональном углу поворота рулевого колеса. При неработающем дизеле и вращении рулевого колеса насос-дозатор работает в режиме насоса, всасывая масло из бака 37 через отсечный 22 и обратный 13 клапаны и подавая его в соответствующий гидроцилиндр 2. Защиту питающего насоса 20 от пиковых давлений со стороны гидроцилиндров 2 при боковых ударах колес о неровности опорной поверхности обеспечивает обратный клапан 11, а максимальное давление в напорной гидролинии 10... 11 МПа ограничивает предохранительный клапан 10.
Рис. 174. ГОРУ трактора МТЗ-100: а – механизм поворота; б — насос-дозатор НД-80К; в — гидроаккумулятор; г — распределитель блокировки; 1, 8, 21, 31 – крышки; 2— гидроцилиндр; 3— вал сошки; 4— палец; 5— клапан АБД; 6— шток; 7, 29— поршни; 9— противоударный клапан; 10, 23, 34— предохранительные клапаны; 11, 13— обратные клапаны; 12, 16, 26, 27— пружины; 14, 33 —золотники; 15 — кулачковая шайба; 17— рулевой вал; 18— блоки; 19 — шаровой поршень; 20 — насос НШ-10-Л-3; 22— отсечной клапан;.24—толкатель; 25— упорная втулка поршня; 28— седло; 30— муфта блокировки дифференциала заднего моста; 32 — редукционный клапан; 35— корпус; 36 — поворотный рычаг; 37— бак
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |