Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение аппарата теории игр для исследования проблем олигополии и дуополии




 

Классификация рынков по числу участников представлена в следующей таблице.

Продавцы   Покупатели
один Несколько Много
  один   сделка   Олигопсония   Монополия
  несколько     Олигополия  
  Много   монополия   Олигопсония совершенная конкуренция

 

Олигополия - когда все конкурирующие фирмы могут влиять на цены продукции и затраты. Прибыль каждой фирмы зависит от экономических решений других фирм, поэтому необходимо определить оптимальное решение олигополиста по объему выпуска и по цене товара.

Введем следующие обозначения.

- m - число олигополистов выпускающих один и тот же товар (i =1,…, n),

- n - виды затрат (j =1,…, m),

- - производственная функция i -го олигополиста или игрока,

- P - цена товара P=P ,

- q - объём выпуска,

- w - цена затрат ,

- x - объём затрат.

 

При увеличении объёма (Q) цена (Р) снижается. Поэтому

При увеличении покупок производственных факторов или ресурсов, цены на них увеличиваются. Поэтому

Производство описывается системой уравнений

.

Так как олигополист действует на рынке одного и того же товара, то

Задача i-го олигополиста (12) может быть сформулирована следующим образом:

Найти максимум прибыли, которая определяется как

где - выручка от реализации

себестоимость (затраты на производство),

при выполнении ограничений

Эта задача представляет собой игру нескольких лиц.

Дуополия - частный случай олигополии, модель которой аналогична модели парной игры.

Для исследования поведения конкурентов используются следующие модели.

Во-первых, это модель Курно, основанная на гипотезе, о том, что своё экономическое решение каждая фирма принимает в предложении о постоянном объёме производства конкурентов. Математическая модель дуополии аналогична задаче (12), представляя ее частный случай при n =2. В частности изменится размерность матрицы затрат и вектора производства при этом частная производная , т.е. каждый из игроков считает что изменения объёма его выпуска не влияет на решения конкурента.

Во-вторых, это модель Штакельберга, которая отличается от предыдущей модели, тем, что обе фирмы являются так называемыми «S-стратегами» (например, фирма 1, являясь «S-стратегом», если по ее мнению , т.е. изменение ее выпуска не влияет на изменение выпуска ее конкурента).

Обе эти модели представляют собой бескоалиционные биматричные игры двух игроков, причем для каждой из которой исходы игры задаются отдельными матрицами и .

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.