Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Особенности и уровни развития социально-культурных технологий




Развитие любой сферы деятельности проходит несколько ступеней, В производственной (промышленной) сфере периоды ис­торического развития характеризуются переходами от ручного тру­да мастера-одиночки к коллективной цеховой деятельности, а от нее к более высокой производительности труда на фабриках и заво­дах с участием машинного производства. Появление машинного производства заставило по-новому взглянуть на сам процесс произ­водства, подняв на более высокую ступень производительность труда, а также изыскивать новые резервы в его повышении. Тогда и возникло современное понятие «технология», разрабатывающее алгоритмы, способы и средства, применение которых должно при­вести к задуманным результатам и гарантирует получение продук­ции заданного качества и количества.

Технология в современном понятии концентрированно выра­жает достигнутый уровень производства. Как мы уже отмечали, на­чиная с 60-х годов технологии представляют собой регулируемый процесс различных сфер деятельности - образования, науки, средств массовой информации, социально-культурной сферы и др. Как отмечает известный исследователь педагогических технологий В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологи­ей, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология -на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»1.

Пока не созданы технологии, господствует единичный, слу­чайный опыт.

 

 

 

На стадии случайного опыта происходит освоение какого-} либо явления (опыта, приема) через получение информации о пред­мете или явлении и навыков работы с ним. Этот период можно на­звать периодом начального накопления знаний о явлении (предме­те) и его освоения.

Следующая стадия более сложная, явление или предмет не только осваивается, но на полученных навыках выделяются специ­фические виды профессиональной деятельности, какого-либо ре­месла (ткач, гончар, плотник и др.).

И, наконец, третий этап развития - технологический, когда достигается такой уровень производства, профессиональной дея­тельности, при котором создаются специальные механизмы и тех­нические средства, способствующие эффективному производству какого-либо продукта. На этой ступени ведущую роль в процессе деятельности начинают играть механизмы и технологические сред­ства. Любое изменение в наборе средств приводит к изменению са­мой технологии - технологической цепочки, характеристик и пара­метров деятельности.

Если в промышленных технологиях доминирующую роль и основную нагрузку несут средства производства под управлением человека, то в социально-культурных технологиях эту роль выпол­няют средства социально-культурной деятельности. В этом случае функции управления этими средствами, стимулирования и коорди­нации деятельности участников социокультурных акций выполняет работник социально-культурной сферы.

Интересно сравнить особенности деятельности, основанной на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, построенной по принципам технологического процесса:

 

 

 

 

Очень часто в теории и практике социально-культурной дея­тельности не видят, различия между методикой и технологией. Од­нако рассмотренные нами ступени развития сфер деятельности и сравнительный анализ процессов индивидуального мастерства (ре­месленничества) и технологии свидетельствуют об обратном. Это различие сопоставимо с различием между ремесленничеством и вы­сокопроизводительным машинным производством.

 

Современная наука о социокультурной деятельности {СКД) давно «созрела» для технологического подхода, признает его целе­сообразность и рационализм. Споры возникают лишь о невозмож­ности механического переноса промышленных приемов в сферу СКД. И это понятно, поскольку, если на производстве каждый от­дельно работающий на определенном цикле, выполняя часть трудо­вых операций, не обязан знать все тонкости всего процесса, а дол­жен добросовестно выполнять лишь свою-часть работы, то в таком удивительно тонком, особом «интеллектуальном производстве», каковой является СКД, такой подход не всегда уместен.

Однако социально-культурные процессы многими технолога­ми логично рассматриваются как имеющие определенное сходство с производственными, поскольку общество диктует социальный заказ как производству, так и социокультурной сфере. Это объясня­ется тем, что сфера СКД, как и производство, обладает материаль­ной базой, способствующей решению стоящих перед нею задач, а процессы, моделируемые, разрабатываемые и осуществляемые, на­правлены на решение задач, поставленных обществом. В этом смысле мы имеем дело со своего рода аналогом производственного процесса, поскольку он предполагает планирование предполагаемо­го результата, поиск путей, средств, форм и методов его достиже­ния, разработку планов, моделей управления деятельностью и пове­дением людей, реализующих планы. Управленческая деятельность, в свою очередь, выстраивается на основе изучения информацион­ных потоков, которые целенаправленно освещают и анализируют эффективность функционирования системы.

Социально-культурные учреждения располагают целой сис­темой стимулов, направляющих и корректирующих процессы, про­текающие в социокультурной сфере, используют коммуникативные сети для получения информации о процессах, происходящих внутри системы, в целях необходимой корректировки управления всем хо­дом воспитательной работы. Эффективность проектируемых ре­зультатов в СКД (также как и на производстве) в значительной сте­пени зависит и от созданной окружающей среды внутри учрежде­ния, и от социального окружения, в котором функционирует лич­ность вне производства (семья, школа, внешкольные учреждения, различные социальные институты, находящиеся в зоне ближайшего влияния, СМИ, отдельные возрастные группы и др.).

 

Качество продукции является основным критерием эффек­тивной деятельности производства, результативность и качество деятельности социально-культурных институтов также определя­ются конечным результатом полученной продукции.

Насколько готова молодежь к самостоятельной жизни, каковы у нее моральные ценности и приоритеты, насколько жители микро­района разумно проводят свой досуг, каковы их культурные инте­ресы и запросы, насколько низок процент преступности и асоци­ального поведения в неформальной социальной группе, и многие другие показатели могут свидетельствовать непосредственно и опо­средованным образом о результативности проводимой работы.

Технологии, активно проникая в социокультурные процессы, вызывают к жизни новые направления в теории и практике. И если в педагогике появился даже технологический радикализм, которым грешат западные воспитательные системы, распространяющие кон­цепции так называемой точной педагогики, то в педагогике воспи­тания, да и в социокультурной деятельности как одном из ответвле­ний педагогики, сложился несколько иной подход.

Прежде всего, не существует разработанных технологий, опираясь на которые каждый специалист СКС мог бы сформиро­вать идеальную личность, отвечающую всем современным требова­ниям, И сегодня, когда мы говором о педагогических или социо-культурных технологиях, мы вправе говорить об элементах технологизации (в дальнейшем для простоты обращения мы будем их называть технологиями), которые делают социокультурные процес­сы более эффективными и управляемыми,

Теперь об отличиях социокультурных технологий от произ­водственных,

1. Прежде всего, социокультурные процессы носят целостный характер, и их не всегда возможно представить в виде отдельных операций, в виде последовательных этапов формирования тех или иных качеств личности, поскольку эти процессы протекают не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.

2. Следующее очень важное отличие - выбор профессиона­лов, работающих в социокультурной сфере (СКС). К ним предъяв­ляются очень строгие критерии, поскольку человек, работающий в СКС, должен владеть не только отдельными «технологическими операциями», но и обязательно уметь вести технологический процесс от начала до конца. Вот почему специалист должен в совершенстве владеть индивидуальным мастерством и опираться в своей деятельности на общие основы технологии.

3. При технологическом подходе решения социокультурных проблем работник социокультурной сферы проходит несколько этапов, ведущих к достижению цели, контролируя и корректируя промежуточные результаты в заранее определенных так называе­мых узловых точках. Между ними остается поле действий, где можно творчески проявить свой профессиональный потенциал, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Наглядно этот процесс можно представить в виде следующей схе­мы, где основной элемент технологии - звено - сохраняется и адаптируется в соответствии со спецификой воспитательного процесса, проходящего в социокультурной сфере.

 

 

 

Практика социально-культурной деятельности постепенно отходит от замкнутости, рассчитанной на индивидуальность и ин­туитивность субъекта этой деятельности в решении воспитательных задач. Растет потребность в разработке и внедрении приносящих пользу апробированных технологических схем, находок, унифика­ции и стандартизации требований, в овладении основными компо­нентами технологии СКД, Графически их можно представить сле­дующим образом.

 

К важнейшим компонентам технологического процесса мож­но отнести прежде всего диагностику потребностей, интересов, за­просов, уровня социальной зрелости объекта управления, умение технолога ставить цели и их диагностировать, что способствует бо­лее дифференцированному определению качества планируемого и полученного результата. Сложность заключается в том, что очень трудно описать и выстроить такие характеристики во всей совокуп­ности социокультурных процессов, которые способствовали бы формированию качеств личности на необходимом уровне, и преду­смотреть все случаи наложения процессов, искажающих результат.

Следующий, не менее важный компонент, - это мотивация и организация, т.е. выявление мотивов посещения учреждений социокультурной сферы, уровня развития личности и разработка диффе­ренцированного подхода к группам разного уровня развития, фор­мирование комплексных групп с возможностью взаимовлияния и взаимовоспитания, привлечение их к различным видам деятельно­сти, поддержание и развитие интереса к социально значимым видам деятельности.

Следующий компонент должен представлять, как мы уже от­мечали, контроль действия средств СКД, который осуществляется через взаимодействие участника социокультурных проектов с эти­ми средствами.

 

 

В технологии значительное место отводят процессу контроля за качеством и эффективностью получаемых результатов, а блоки организации и контроля при этой модели равноценны по значимо­сти, взаимозависимы и взаимодополняемы.

Если вернуться вновь к сравнению методики и технологии, то это различие становится особенно наглядным при сопоставлении таких компонентов процесса, как организация и контроль. В мето­дике главным в процессе является организация социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей и развитию личности, а в технологии компоненты организации и контроля становятся равнозначными. И при игнорировании или недостаточном внимании к одному из них снижается эффективность всего технологического цикла.

 

Более наглядно это представлено в сравнительной схеме:

 

 

Как видно из представленной схемы, в процессе, построенном на технологических принципах, появляется немаловажное звено -«действие средств СКД». Средства становятся ключевыми в техно­логических процессах, используемых в социально-культурной дея­тельности, как это имеет место и в производственных технологиче­ских процессах.

Но технологии, применяемые в социокультурной сфере, име­ют свои особенности не только при сопоставлении их с производственными технологиями, но и в сравнении с другими социальными технологиями:

- поскольку технологии СКД имеют дело с людьми, их ре­зультат не всегда точно предсказуем, отсутствуют методы и средства, способные после одного цикла взаимодействия гарантировать 100%-ный результат;

- возникает необходимость периодического проведения контроля и коррекции по параметру, на который направлено воз­действие технологической системы;

- после каждого цикла взаимодействия требуется выявление и отбор групп, негативно или плохо воспринимающих воздействие;

- возникает необходимость повторного цикла взаимодейст­вия с этими группами, а также

- повторное проведение контроля и коррекции;

- в случае устойчивого неприятия воспитательного мате­риала необходимо проведение дополнительной диагностики причин и разработка новых технологических проектов;

- социально-культурные технологии по своей структуре и способам реализации несут разный воспитательный потенциал и часто технологические процессы выполняют функции подспорья в активной творческой деятельности личности;

- если в обучающих технологиях содержание обучения техно­логично (поддается кодированию в формулах, законах, исторических фактах и т. д.), то содержание в социально-культурных технологиях не подвергается кодированию. Оно находится в движении, вскрытии про­тиворечий, требует терпимости и плюрализма, допуская и поддержи­вая разнообразие оценок тех или иных фактов и событий;

- к особенностям социокультурных технологий (СКТ) мож­но отнести и то, что они строятся с учетом живого эмоционального человеческого общения, В них каждое технологическое звено, це­почка, система, прием строятся с учетом общения и имеют свои психологические обоснования. Одни технологические средства ос­нованы на наглядности, другие - на особенностях образного ассо­циативного мышления, третьи на эмоциональной структуре воспри­ятия, четвертые на способности нервной системы к бессознатель­ному усвоению информации или приобретению определенного на­выка в процессе игры;

- социально-культурные технологии на всех этапах - от разработки идеи до ее реализации - требуют творческой активности и субъекта, и объекта влияния и перевода их с уровня субъектно-объектных отношений на субъектно-субъектные при бесконечном разнообразии подходов и отношений;

- на результативность процесса воздействия социально-культурных технологий оказывают влияние совокупность таких параметров, как уровень мастерства специалиста СКС, психологи­ческий настрой обеих сторон взаимодействия, уровень развития и степень подготовленности к СКД каждого человека, посещающего учреждения культуры и желающего принять участие в социально-культурном проекте или нуждающегося в оказании воспитательно­го влияния, психологический климат учреждения и конкретного коллектива, материально-техническая база.

Технологические системы в СКД строятся с учетом психоло­го-педагогических закономерностей развития личности, а характер и эффективность деятельности личности обусловлены степенью усвоения информации о способах деятельности и индивидуально накопленным опытом. Информация и накопленный опыт могут ис­пользоваться личностью в том виде, как были усвоены или преобра­зуются в свободной деятельности.

Общая педагогика различает два вида деятельности: репродук­тивную, при которой происходит точное воспроизведение уже извест­ного, и продуктивную, в результате которой происходит переработка известного опыта и на его основе создается нечто новое, Социально-культурные технологии также широко используют эти виды и способы деятельности. При этом репродуктивные виды деятельности требуют соблюдения особых правил и алгоритмов, копирования тех или иных ситуаций, а продуктивные направлены на генерирование новой ин­формации или способов деятельности. Эти виды деятельности пред­ставляют собой различные ступени одного и того же процесса разви­тия личности, хотя эффективность их различна.

В зависимости от цели, действия и условий репродуктивный и продуктивный виды деятельности можно разделить на ступени:

1-й уровень репродуктивной деятельности носит название «ученический» и является самым простым видом. Все компоненты деятельности известны и требуют узнавания, повторяемости и за­поминания.

2-й уровень более сложный, он называется «алгоритмический» и требует проявления навыков самостоятельного воспроизводства и при­менения уже в иных ситуациях ранее усвоенных способов действия.

3-й уровень - «эвристический», он является первым уровнем продуктивной деятельности. Он предполагает уточнение, домысливание усвоенных раннее действий, получение новой информации, а деятельность выполняется путем самостоятельного приспособления к конкретным условиям и ситуациям.

4-й уровень - «творческий» - является вторым уровнем про­дуктивной деятельности, он наиболее сложный и характерен для сложившийся самостоятельной личности. На этом уровне человек действует как бы «без правил», поскольку он самостоятельно ставит цель своей деятельности, формулирует ее, детализирует, находит или создает подходящие условия и ситуации и осуществляет дейст­вия по достижению поставленной цели.

Социальному технологу умение определять уровни деятель­ности поможет в выборе преобладающих видов деятельности, спо­собов и приемов формирования более высоких уровней деятельно­сти и в переводе развития личности с одного уровня на другой, по­следовательно решая воспитательные цели и задачи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.