Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специалиста социально-культурной деятельности




Вопросы для самопроверки

1. Определите составные части инструментария технологи­ческого процесса социально-культурной деятельности и дайте им характеристику.

2. Что такое «средства социально-культурной деятельности», какова их классификация.

3. Каково значение формы в технологическом процессе? Приведите примеры удачного выбора формы в социально-культурной деятельности.

4. Что такое «метод социально-культурной деятельности»? Дайте общую классификацию методов социально-культурной дея­тельности.

Литература

1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

2. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

5. Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность: Сло­варь-справочник. Омск, 1992. }

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

7. Современные технологии социально-культурной деятель­ности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА М., 2002.

 

Тема 1.6. Профессионализм и мастерство технолога -

Проблема профессионального мастерства специалистов соци­ально-культурной сферы вызывает пристальный интерес как у практи­ков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной дея­тельности.

Объясняется это тем, что специалист, работающий в социо-культурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способно­стями, способностями к публичной творческой деятельности.

Меняются современные критерии готовности к профессио­нальной деятельности, требования к отбору специалистов при уст­ройстве на работу - он должен быть юридически грамотным, вла­деть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер.

Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регу­лировать и координировать деятельность коллектива, быть комму­никабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного духовного уровня.

Современный период социально-культурной деятельности характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющих в себе творческое, коммер­ческое, духовно-нравственное начала. Появляются новые специаль­ности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфе­ре управления культурой:

- музыкальный продюсер;

- персональный менеджер;

- импресарио, или промоутер;

- агент, работающий с профессиональными актерами, ре­жиссерами, художниками, топ-моделями и т.д.;

- продакшн-менеджер, или заведующий постановочной частью;

- куратор выставки;

- владелец галереи;

- кинопродюсер;

- менеджер проекта;

- продюсер культурно-досуговых программ;

- арт-менеджер и др.;

- технолог социально-культурной деятельности.

Специалист, работающий сегодня в социально-культурной сфере - личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качест­ва руководителя, экономиста, организатора, управленца, творца, социального работника, педагога, психолога, рекламиста, специали­ста по связям с общественностью и т.д. и т. п. О таком можно ска­зать, что это Богом отмеченная личность.

Какими же профессиональными знаниями, навыками и уме­ниями должен обладать такой специалист? Какие качества личности необходимы для подобной деятельности?

До недавнего времени предполагалось, что качества руково­дителя и творческого человека являются в большей мере врожден­ными, а не приобретенными.

Изучая личностные качества известных управленцев, психо­логи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольше­го успеха достигает та личность, которая отвечает следующим ха­рактеристикам:

- является первым ребенком в семье;

- имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успе­ха и серьезно относится к строительству своей карьеры;

- обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывает­ся при временных неудачах, сопротивляется возникающим пробле­мам;

- обладает способностью к долгосрочным прогнозам;

- очень целеустремленна;

- социально и политически активна;

- интровертна;

- мало зависима от обстоятельств и области деятельности;

- обладает способностью определять приоритеты в деятель­ности.

Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как:

- способность работать с «большим кругом людей»;

- умение брать ответственность за выполнение важных задач;

- стремление к достижению значительных целей. Исследование профессиограммы менеджера социально-культурной сферы, проведенное С.А. Касаткиной в Московском государственном университете культуры и искусств, позволило ей сформулировать и систематизировать профессиональные умения и личностные качества специалиста.

Такой специалист должен обладать следующими способно­стями, навыками и умениями;

- способностями стратегического и системного мышления;

- организаторскими умениями;

- педагогическими умениями;

- социально-психологическими навыками;

- хорошим здоровьем и умением его сохранять;

- практическим опытом работы.

По мнению опрошенных студентов и выпускников МГУКИ, менеджеру необходимы знания: экономики, юриспруденции, пси­хологии, культурологии, социальной политики и др.

 

В сфере менеджмента опрошенные считают необходимой компетентность:

- в области стратегии и тактики объектов управления в своем секторе рынка (система организаций, смежных фирмах, партнерах, конкурентах, потребителях, подчиненных);

- в методах управления (экономические, финансовые, соци­ально-психологические);

- в области структуры управления (технологические цепоч­ки, организационная структура, оборотные и основные финансовые средства, принципы логистики);

- в области ресурсов (материальные, финансовые, кадровые);

- в области норм и нормативов (финансовые, правовые, та­моженные, экологические, безопасности труда и др.).

Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие:

- ответственность;

- целеустремленность;

- инициативность;

- способность к нововведениям;

- работоспособность;

- настойчивость;

- дисциплинированность;

- терпение и такт.

 

Современное поколение менеджеров, работающих в социаль­но-культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организационные способности, но и высокая мобиль­ность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеж­дать и вести за собой. Поколение современных управленцев в сфере культуры должно овладеть азами психологии победителя. И вряд ли это могут быть лишь врожденные данные; их настойчивое воспита­ние открывает путь к любимой профессии целому отряду людей одаренных, но не имеющих ярко выраженных качеств лидера.

Большинство исследователей-психологов и педагогов пола­гают, что профессионально значимые качества можно развить пу­тем целенаправленной работы по самовоспитанию и в ходе профес­сионального обучения.

Рассматривая показатели профессиональной компетентности социокультурного менеджера, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» предлагают понимать эту компе­тентность как концептуальную основу профессиональной управ­ленческой деятельности и сводят ее к следующей схеме.

 

 

 

Если профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности разработана в достаточной степени, то профессио­грамма социокультурного технолога находится в процессе станов­ления. Ему не в меньшей степени, чем менеджеру, необходимо об­ладать знаниями, умениями и навыками управленца, но есть и су­щественные отличия, которые проявляются на уровне освоения знаний, в видах деятельности, умениях и навыках, профессиональ­ном мастерстве.

Методологические знания в понимании общих принципов по­знания социально-экономических и политических явлений и про­цессов, происходящих в обществе, являются для тех и других базо­выми, но теоретические и технологические знания имеют некото­рые отличия.

Теоретические знания, которыми должен обладать технолог, работающий в социально-культурной сфере, должны строиться на знании:

- конкретных управленческих и технологических моделей формирования коллектива и личности;

- механизмов общественно-психологических явлений и пу­тей их формирования;

- психологии, индивидуально-психологических и возрас­тных особенностей личности;

- психологических основ обучения и воспитания;

- педагогических закономерностей организации этих про­цессов в условиях свободного времени и неформальных отношений.

Технологические знания включают в себя знание видов про­фессиональной деятельности: педагогической, художественно-творческой, организаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов этой деятельности.

Отличия проявляются и в навыках и умениях, необходимых технологу в профессиональной деятельности. Ему необходимы на­выки и умения:

- управления системой отношений, общения, организации обучения, воспитания и развития личности и коллектива;

- управления самовоспитанием и саморазвитием личности:

- управления собственным развитием, собственным психи­ческим состоянием, совершенствования профессиональной культу­ры и мастерства.

Особое место в обучении технолога отводится владению кон­кретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, мас­совые.

Профессиональные знания, умения и навыки технолога соци­ально-культурной сферы являются начальной школой, своеобраз­ной базой становления профессионального мастерства специалиста.

Профессор Н.К. Бакланова в учебном пособии «Профессио­нальное мастерство специалиста культуры» определяет объектив­ные и субъективные факторы, влияющие на становление профес­сионального мастерства. Она обращает внимание на то, что профес­сиональное мастерство представляет собой систему знаний, умений, навыков и профессионально важных психических свойств и качеств личности, отвечающих требованиям профессионализма и необхо­димых для становления мастерства.

Выделяются три группы объективных знаний, умений и на­выков: организационно-педагогические (технологические), соци­ально-психологические и психолого-педагогические.

Субъективные факторы включают качества, характеризую­щие индивидуальность личности, уникальность ее мастерства. К ним можно отнести:

- характер интересов специалиста, определяющий систему его ценностных ориентации;

- степень развития способностей, психических свойств, ка­честв, особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы;

- уровень освоения профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность интересов личности нахо­дит отражение в адекватном понимании и принятии целей и задач профессиональной деятельности, наличии сформированных про­фессиональных мотивов, устойчивых предпочтений, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии.

Другая группа качеств, являющихся необходимым условием становления мастерства, базируется на развитии мыслительных процессов, проявляющихся в нахождении решения управленческих, организационных, творческих задач.

Следующая группа качеств, необходимых для становления профессионального мастерства специалиста, основана на развитии профессионального самосознания. Они проявляются в осознании личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей. Мастерство специалиста не является чем-то застывшим и не подверженным изменениям, а в зависимости от развития перечис­ленных ниже качеств изменяется, совершенствуясь или деградируя, переходя с одного уровня на другой.

Представляет интерес исследование деятельности режиссеров детских праздников, проведенное Г.П. Черным, который выявил три уровня мастерства специалистов, работающих в этой отрасли.

 

 

 

 

 

Представленные в таблице материалы показывают достаточно значительный разброс характеристик уровней мастерства. И если высокому уровню присущи активная деятельность, интерес к своей работе, сочетание профессиональных знаний, умений и навыков, то на низком уровне специалист малоактивен, безынициативен, не об­ладает глубокими профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

 

Можно сделать следующие выводы о факторах, влияющих на формирование профессионального мастерства технологов социаль­но-культурной сферы:

1. Профессиональное мастерство проявляется в социально-культурной деятельности.

2. Основы профессионального мастерства можно формиро­вать в процессе обучения.

3. Формирование профессионального мастерства прямо про­порционально творческой активности, деятельности и самостоя­тельности будущего специалиста.

4. Мастерство характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений.

5. Мастерство основано на качествах личности, обеспечи­вающих успешную профессиональную деятельность.

6. Мастерство специалиста находится в постоянном разви­тии, переходя из одного качественного состояния в другое.

 

Однако профессионализм специалиста является лишь основой успешной творческой деятельности. Это относится ко всем творче­ским профессиям, в том числе и к технологу социально-культурной деятельности.

Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов рассматривал творчество как важнейший элемент мастерства: «Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда че­ловека и его профессиональное мастерство. Но на этом профессио­нальное мастерство не исчерпывается. Необходима его составляю­щая — творчество, которое проявляется в творческом мышлении».

 

Уместно вспомнить высказывание известного музыкального исследователя-педагога В.Г. Ражникова о соотношении профессио­нализма и творчества. Он отмечает: «Профессионализм - это обес­печенный средствами тыл художника, его основа и опора... Про­фессионализм по преимуществу деятельность нетворческая, потому что не имеет отношения к новому, неизвестному. Чтобы стать про­фессионалом, надо укрепиться в уже известном способе... Многое в профессионализме уже известно, потому что уже было, встречалось у всех, кто через известный прием чего-то достиг. Суть творчества, его сердцевину составляют неформализуемые принципиально явле­ния - индукция, вдохновение, предвидение, новизна... Профессио­нализм замечательно полезен как подготовка к творчеству».

Творчество пронизывает все сферы деятельности специали­ста-технолога. Философский словарь предлагает следующее опре­деление творческой деятельности: «...это активная и осознанная деятельность, направленная на познание и преобразование действи­тельности, создающая новые оригинальные, никогда ранее не суще­ствовавшие произведения. Она порождает нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комби­наций знаний, умений, продуктов».

Имеющее много общего с менеджерской, педагогической, ху­дожественной деятельностью, мастерство технолога вбирает в себя «качественный уровень профессиональной деятельности», вклю­чающий высокий уровень профессиональных знаний, умений и на­выков, что является показателем профессиональной подготовленно­сти специалиста.

 

 

Формирование творческих возможностей специалиста соци­ально-культурной сферы становится одной из актуальных задач в XXI веке. Разработка высокоэффективных способов ее решения предполагает, с одной стороны, использование новых психолого-педагогических представлений о творческой личности, а с другой -все более активное применение новых средств построения образо­вательных моделей в процессе формирования креативной личности.

Творческие способности технолога проявляются в его стрем­лении к самораскрытию и самореализации, независимости, ориги­нальности и гибкости суждений и умозаключений, в стремлении к исследованию, в отсутствии стереотипов восприятия и мышления, в проявлении активности и инициативы.

Несмотря на то, что творческие способности часто относят к сфере искусства, они могут проявить себя в любом деле, в разнооб­разных видах человеческой деятельности, в том числе и в специ­альных, облаченных в художественно-образные формы отражениях действительности.

 

К общим способностям относят такие, которые выражаются в специфических человеческих качествах - восприятии, представле­нии, воображении, мышлении. Эти качества проявляются в разра­ботке концептуальной основы проекта или программы, крупных масштабных или локальных форм СКД, они способствуют форму­лированию основной идеи, целей и задач, направленных на созда­ние смыслового художественного образа.

Специальные способности предполагают наличие особых ка­честв и свойств личности, которые ей необходимы в профессио­нальной деятельности (в одном из видов искусств или другой сфе­ре). Например, в культурно-досуговой деятельности специальные способности включают в себя: быстроту и гибкость мышления, раз­витое эстетическое чувство, умение понимать и ценить прекрасное, образно-эмоциональную память, богатое воображение, интуицию, способность рождать оригинальные идеи, создавать нечто новое в профессиональной деятельности в сфере менеджмента или техноло­гического проектирования (сценарий, проект, программу или дру­гие формы), способность к риску и т.д.

Специфические узкопрофессиональные способности предпо­лагают конкретную управленческую, организаторскую, исполни­тельскую деятельность по организации себя, творческих коллекти­вов, органов управления, предполагающую реализацию творческих идей, создание стабильных отношений с окружающими, предвиде­ние и разработку перспектив развития отрасли.

Успешное развитие творческих способностей специалиста-технолога во многом определяется использованием в процессе под­готовки кадров новых обучающих моделей различной степени обобщенности, развивающих общепсихологические и специальные качества творческой личности.

Изучая психологию художественного творчества, известный отечественный психолог П.М. Якобсон выделяет несколько этапов творческого процесса:

- появление замысла, обусловленное потребностью в творче­ской деятельности и сопровождающееся состоянием вдохновения;

- разработка замысла, заключающаяся в поисках путей его образного решения, конкретизация отдельных фрагментов, эпизо­дов, сцен (у технолога - элементов проекта, программы, сценария, сценарного плана), что обусловлено индивидуально-творческими особенностями личности создателя (его воображением, эмоцио­нальностью, наблюдательностью, памятью, богатством жизненных впечатлений, общей культурой);

- реализация замысла представляет собой наиболее длитель­ный этап, где требуются значительные волевые усилия, работа во­ображения, логичность, ясность и четкость мышления, эмоциональ­ное напряжение;

- доработка произведения, облеченного в конкретную фор­му, включающую шлифовку, корректировку технических и художе­ственных решений.

Социально-культурная деятельность как сфера, где трудится социокультурный технолог, образует системное единство пяти ви­дов человеческой деятельности: преобразовательной, познаватель­ной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художествен­ной. Все виды деятельности в творческом процессе сливаются во­едино, вбирая в себя и такие подвиды, как игровая, воспитательная, социально-преобразующая деятельность. Их связь органически вплетается в коммуникативные процессы и общественно-групповые отношения, как слово, танец, музыка, игра, изображение сливаются в единое произведение - проект, сценарий, программу.

Творческий процесс не является синонимом деятельности, поскольку она может быть и нетворческой, исполнительской, ре­продуктивной, механически однообразной.

В творческой деятельности возникают новые, небывалые ма­териальные и духовные ценности. А такое становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности челове­ческой личности - разум, воображение, эмоции, воля. 1 Творчество в преобразовательной деятельности социокуль-турного технолога опирается на познание, оно немыслимо без ярко выраженной ценностной ориентации, общей культуры и общения.

С другой стороны, элементы творчества присутствуют и в по­знании мира, и в оценке его явлений, и в общении между людьми.

Творчество несет печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время результаты творчества социально зна­чимы.

Лишь тогда творческая деятельность социально-культурного технолога целесообразна, когда он стремится реализовать какую-нибудь цель. Но цели могут быть поставлены по-разному. Чем бо­лее широки, глубоки, человечны, социально важны цели, тем в большей степени творческая деятельность приобретает социальную и эстетическую ценность. И здесь включаются высшие духовные способности специалиста, поскольку цели определяются им по ре­зультатам объективного познания мира и осознания своих потреб­ностей.

Деятельность профессионала-технолога, направленная на достижение поставленной цели, предполагает владение секретами этой деятельности, добытыми практикой многих людей, множества поколений и передаваемых друг другу в процессе обучения, науче­ния, общения. Но она включает и индивидуальные умения, мастер­ство, искусность (искусство педагога, искусство сценариста, искус­ство постановщика).

Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств личности технолога социально-культурной деятельности, можно предложить некую идеальную модель специалиста.

1. Технолог социокультурной сферы должен обладать широ­ким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирую­щим действия коллег на повышение общекультурного уровня насе­ления и развитие духовного потенциала.

2. Технолог СКС - человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества, умело расставляет акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания и наоборот - общие социальные проблемы раскрывает через частные примеры обыденной жизни.

3. Технолог виртуозно владеет приемами, способами и мето­дами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам форму.

4. Он обладает эмоционально-образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выражен­ной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию.

5. Он широко использует социологические и другие исследо­вательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» конкретного социума.

6. Технолог СКС умеет «заразить» сотрудников своей идеей, отобрать необходимых людей для создания и осуществления проек­та, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта и убедительно отстоять основные его позиции, привлечь к деятельности широкую общественность. Виртуозно владеет секре­тами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми.

7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по ее осуществ­лению, принять своевременные решения, актуальные для конкрет­ного времени.

8. Он постоянно работает над повышением своего профес­сионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с ауди­торией.

9. Такой идеальный технолог в совершенстве владеет органи­зационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государственными, общественными и коммерческими (частными или акционерными обществами), привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответст­венность, осуществлять контроль над качеством выполнения зада­ний, выбрать адекватные формы поощрения или порицания.

10. Он обладает высокими нравственными принципами, спра­ведлив и объективен. Является примером ответственного отноше­ния к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствовани­ем собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и по­сетителей учреждения культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.