Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии социально-культурного прогнозирования1 и моделирования




Вопросы для самостоятельной проверки

1. Что такое социально-культурная экспертиза и чем она отлича­ется от других видов экспертиз?

2. Кто может входить в группу социально-культурных экспер­тов?

3. Охарактеризуйте различные модели социально-культурной экспертизы. В чем состоит их сходство и отличие?

4. Что такое экспертная оценка и из каких критериев она скла­дывается?

5. Что означает соблюдение требований интерфейса при оформ­лении итогового документа экспертизы?

Литература

1. ЛитвакБ.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

2. Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Ин-т молодежи, 1996.

3. Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология («круглый стол») // Социологические исследования. 1992 №11.

4. Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М., 2002.

5. Триподи Т. Оценка социальных программ // Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 2.

Прогнозирование (от греч. предвидение, предсказание) - неза­менимый инструментарий социально-культурного предвидения, ис­следования и разрешения социально-культурных проблем современ­ного мира.

Социально-культурные явления достаточно изменчивы и обла­дают способностью стихийного саморазвития, поэтому ценность тех­нологий прогнозирования заключается в том, что составленные про­гнозы могут служить примером одного из вариантов «позитивного» или «негативного» развития социокультурной сферы. Прогноз в соци­ально-культурной сфере - это своеобразное опережающее отраже­ние действительности.

Содержание и основные аспекты технологий социально-культурного прогнозирования определяются самим понятием «про­гноз» - предвидение, предсказание, а его разработка представляет собой специальное научное исследование конкретных перспектив со­циокультурного явления. Цели, которые стоят перед прогнозистами, заключается не только в том, чтобы предвидеть те или иные явления в будущем, но и в том, чтобы предложить способы эффективного воз­действия на них в необходимом для общества направлении.

Социально-культурное прогнозирование базируется на сочета­нии философских аспектов и технологических подходов, включая: а) гносеологию и логику научного предвидения, б) методологию социо­культурного прогнозирования, в) методику социокультурных прогно­зов - анкетирование, экстраполирование, моделирование и пр. мето­дические приемы.

Современная наука насчитывает до 150 различных методов и процедур прогнозирования, которые подразделяются на три большие группы: общенаучные, интернаучные и частнонаучные.

Общенаучные методы включают в себя такие приемы, как ана­лиз, синтез, экстраполяцию, интерполяцию, дедукцию, аналогию, ги­потезу, эксперимент и пр. Интернаучные базируются на индукции, методах мозговой атаки, использовании технологических схем мето-

При разработке первой части данного параграфа («Прогнозирование») базовыми положе­ниями для нас являлись материалы П.В. Бобкова по технологиям социального прогнозирова­ния.

да Дельфи, методах утопии и фантастики. Использование подобц методов позволяет перерабатывать научно-техническую информаци и различные теории в преломлении к социально-культурным пробл мам и перспективам. Частнонаучные методы - это тесты, изобариче ские карты, волновые скорости и пр.

В зависимости от поставленных задач социально-культурное прогнозирование может привлекать дополнительные информацион­ные данные различных отраслей знаний: социально-экономические научно-технические, собственно информационные, демографические' образовательно-культурные, этические, градостроительные, экологи­ческие и др.

Глобальная информатизация мирового сообщества резко увели­чивает как развитие информационных технологий, так и объем ин­формации, что влечет за собой ее качественное изменение. В социуме кроме объективной информации реально функционирует и информа­ция, включающая элементы субъективной оценки событий, фактов, явлений, неадекватная или искаженная информация, основанная на слухах, стереотипах.

Поэтому при отборе информации, используемой в технологиях социально-культурного прогнозирования, необходимо учитывать всю полноту информации, ее достоверность и актуальность, а также обла­дание информацией необходимым набором свойств. Отметим неко­торые из этих свойств:

-атрибутивные, содержащие в себе единство материального и социального, дискретность и непрерывность;

-прагматические, включающие новизну, ценность, кумулятив-ность;

-динамические, основанные на повторяемости, многократности использования, обновлении и старении.

Информация неоднородна по содержанию и качеству и может быть истинной или ложной, научной или ненаучной. На содержа­тельную сторону информации влияют такие факторы, как: -уровень познания объекта предвидения; -компетентность субъекта предвидения; -качество информации и ее оптимальность. В социально-культурном прогнозировании широко используют­ся различные виды информации (экономическая, политическая, пра­вовая и др.) и ее источники (общественная деятельность и ее разно-

 

г Ь1е сферы, культура и ее многообразие, документы, патенты, ства массовой информации, книги и т.д.). Наиболее развитые отрасли прогнозирования: -социально-экономические прогнозы, представляющие собой ооятностные суждения о состоянии экономических процессов и яв-ний в определенный момент в будущем и об альтернативных путях постижения или, если они негативны, устранения. Чтобы получить достоверный прогноз социально-экономического характера, необхо­димо обладать знаниями законов развития народного хозяйства, его текущего состояния, обосновать причины и определить движущие силы, способствующие дальнейшему развитию хозяйственной дея­тельности. Причем необходимо понимание того, что основными фак­торами этого развития являются социальные потребности, техниче­ские возможности, экономическая целесообразность. Полученные информационные данные способствуют определению конечных це­лей прогнозирования, среди которых такие, как: установление целей развития народного хозяйства, изыскание путей и средств их дости­жения, выявление необходимых ресурсов для реализации поставлен­ных целей. Обычно социально-экономический прогноз носит ком­плексный характер и разрабатывается на основе данных, полученных от прогнозов демографического, ресурсного характера, прогнозов спроса и предложения и т.п.

-социологические прогнозы направлены на выявление социаль­ных процессов в недалекой перспективе и отдаленном будущем. Объ­ектами подобных прогнозов являются общество как социальный ор­ганизм и его составляющие. Конкретными и частными объектами со­циологических исследований могут выступать разнообразные соци­альные группы, институты, сам человек. И в этом случае учитывают­ся прогностические данные, полученные в других важнейших сферах - экономической, политической, социально-культурной, юридиче­ской. Учет всей совокупности механизмов, обусловливающих разви­тие общества как социального организма, способствует выявлению и конкретизации социальных проблем, в которых отражаются особен­ности функционирования рассматриваемой прогнозистом социальной

системы;

-социально-культурные прогнозы стоят в одном ряду с социоло­гическим прогнозированием и могут проводиться на трех уровнях -общетеоретическом, частнотеоретическом и эмпирическом. Они име­ют и общую с социологическим прогнозированием исследовательскую

 

базу - как и социологические методики, они учитывают прогностиче ские материалы смежных наук, особенности социально экономического, идеологического, политического, культурного разви­тия общества. Особенностью социокультурного прогнозирования яв­ляется то, что он строится на учете социально-психологических осо­бенностей объекта прогнозирования. Объектами же социально-культурного прогноза могут выступать как объекты социологии (со­циальные группы, институты, личность), так и технологические про­цессы, применяемые в различных сферах социокультурной деятельно­сти, обслуживающих общество в целом и каждого человека в отдель­ности: ведь каждый из нас обладает специфическими психологиче­скими характеристиками и выступает также и в качестве субъекта про­гнозирования. Это могут быть культурологические концепции, формы организации досуга, социальной реабилитации, формы управления и самоуправления социокультурными процессами и т.п., основные тен­денции развития и совершенствования той или иной отрасли или от­дельных направлений и пр.

Работа по социально-культурному прогнозированию включает несколько технологических этапов:

-определение объекта прогнозного исследования;

-выбор направления исследования;

-сбор и анализ информации по выбранной проблеме;

-отбор совокупности способов и методов исследования и опре­деление их последовательности;

-проведение прогнозного исследования;

-обработка результатов, анализ полученной информации при­менительно к проблеме исследования;

-определение достоверности прогноза.

Известный российский социолог И.В. Бестужев-Лада предлагает семь основных процедур, объединяющих около 50 операций, которы­ми необходимо руководствоваться при разработке прогнозов.

Процедура №1. Включает следующие операции: формальное за­дание на прогноз, определение и уточнение объекта, предмета, про­блемы, цели, задач, рабочих гипотез, период обоснования и утвер­ждения, определение методов и организации исследования.

Процедура №2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ.

Процедура №3. Построение модели прогнозного фона и ее ана­лиз.

Процедура №4. Поисковый прогноз, решающий три основные ' вычисление верхней и нижней экстримы, наиболее вероятного

погноза.

ачи' выч * нда между ними и предложение поисковой модели прогноза.

Процедура №5. Нормативный прогноз, разрабатывающий нор-

тивы и средние нормы, известные отклонения для регулирования повседневной деятельности при реализации проектов.

Процедура №6. Верификация прогноза, т.е. установление степе­ни соответствия прогноза действительному состоянию объекта в про­гнозируемом будущем. Эти операции проверяются экспертным путем с привлечением специалистов профиля.

Процедура №7. Выработка рекомендаций для управления, включающая составление предварительных рекомендаций, обсужде­ние их экспертами, составление сценария возможного состояния объ­екта при реализации предложенных рекомендаций и подготовку трех вариантов отчета о результатах исследования: краткого (3-5с.), раз­вернутого (20-25с.), полного (10-15 авт. листов) с подробной интер­претацией прогнозных моделей, приложением документов по всем

проведенным процедурам.

В социально-культурном прогнозировании все большее распро­странение начинает приобретать метод моделирования. Понятие «мо­дель» в основе имеет французские и латинские корни (фр. тос1е1е, лат. тосШш - мера, образец) и определяется русским энциклопеди­ческим словарем как образец, эталон, стандарт для массового изго­товления изделия или конструкции. Метод моделирования является одним из основных категорий теории познания, исследующей реаль­но существующие предметы, явления, процессы, системы, и широко применяется в различных областях знаний.

Моделирование как процесс представляет собой исследование

объектов различной природы на их аналогах (моделях) - естествен-

ных или искусственных - на уровне структур, функций, форм, ре-

зультатов. Необходимость моделирования возникает, когда исследо-

вание самого объекта по тем или иным причинам невозможно - в си-

ЛУ значительной временной продолжительности, дороговизны проек-

а и т-п. Представляя собой многофункциональное исследование, мо-

ЛиР°вание применяется для уточнения характеристик существую-

ЩНх моделей или для конструирования новых объектов.

т Отношение модели "к оригиналу неоднозначно и может носить °иственный характер. В одном случае модель почти тождественнаоригиналу, когда сохраняет почти все его свойства, в другом случае она (модель) сохраняет хотя бы одно свойство оригинала.

Кроме того, не менее важно сказать и о еще одном свойстве моде­ли - свойстве редукции, которое заключается в том, что модели могут упрощаться, уменьшаться в размере, становиться проще по своему строению. Это свойство - отношения модели и оригинала - позволяет исследователю отбирать наиболее существенные параметры, те черты оригинала, которые являются наиболее характерными для моделирова­ния.

Таким образом, модель должна иметь сходство с существующим оригиналом, но не быть полным его аналогом, поскольку она должна обладать способностью к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на не относящиеся к исследованию данные модели. Она должна обладать возможностью преобразования отдельных призна­ков в другие.

Моделирование может применяться на основе междисципли­нарного подхода в исследовании, использовать общенаучные и соци­ально-культурные методики, характеризоваться многоплановостью охвата изучаемой проблемы, всех сфер социально-культурной дея­тельности - от глобальных проблем до конкретных, «узких», предпо­лагающих использование методики и относящихся к перспективам развития конкретных форм и управлению проектами или программа­ми отдельного социально-культурного института.

Многообразие форм социально-культурной деятельности слу­жит своеобразной базой моделирования не только для теоретическо­го, научного осмысления разнообразных сфер деятельности, но и для создания образцов зримой продукции.

Однако при моделировании социально-культурных процессов, явлений, событий, возникают определенные сложности, поскольку культурные явления не всегда укладываются в рамки разработанных ранее схем и требуют дополнительного теоретического осмысления. По способу воплощения модели делятся на две группы: -материальные, воплощенные в зримой, наглядной форме, за­частую адекватной существующему аналогу и предназначенной по ряду параметров заменить в исследовании образец;

-идеальные, абстрагированные, воплощенные в идеях, когда це­лью исследования становится уточнение и углубление исследуемой идеи, при этом возможна имитация материальной модели (математи­ческие уравнения, схемы, графики, таблицы).

Если провести систематизацию моделей, используемых в раз­личных сферах социально-культурной деятельности, то можно пред­ложить их классификацию, выделив такие группы:

-познавательные модели, направленные на изучение и осозна­ние социально-культурных процессов и их закономерностей;

-дескриптивные модели, описывающие взаимное расположение социокультурных конфигураций как некоего целого или отдельных

систем;

-ассоциативные и функциональные модели, построенные на за­конах таких психологических явлений, как восприятие, представле­ние и понимание происходящих процессов как целостной системы;

-динамические модели, рассматривающие социально-культурную деятельность по динамическим трансформациям в разви­тии как частных, так и глобальных систем;

-концептуальные модели, основанные на концепциях тех или иных научных направлений (примером могут служить концепции эволюционизма (основанная на понимании постепенного и непре­рывного изменения кого-либо или чего-либо), функционализма, структурализма, сформировавшиеся в 20-е годы прошлого века и ис­пользующие в моделировании элементы семиотики, формализации,

математизации и др.).

Как и любой вид технологической деятельности, моделирование

осуществляется в несколько этапов:

-на первом этапе происходит поиск объекта и выработка пред­ставления о нем;

-на втором этапе идет поиск формы моделирования и теорети­ческого представления о модели;

-третий этап - создание выбранной формы модели;

-на четвертом этапе происходит проверка разработанной моде­ли;

-пятый этап подводит итоги проделанной работы - на нем осу­ществляется теоретический анализ полученных результатов, коррек­тировка модели на основе полученных исследователем данных о ней

и ее оригинале.

Моделирование в социально-культурной сфере достаточно сложно и неоднозначно, и некоторые исследователи предлагают его проводить в виде так называемых «эскизных» моделей (Т.Н. Ванчен-ко), когда одна модель разрабатывается для описания отдельных яв­лений в единой системе. Поясним это на «эскизной» модели, разработанной Т.И. Ванчен-ко, на основе принципа «оригинал - модель», где оригиналом была избрана массовая культура.

На основе результатов исследования оценочных моделей автор выстроила графическую схему «эскизной модели» массовой культу, ры, в которой нашли отражение:

-критерии массовой культуры;

-формы проявления массовой культуры в социуме;

-функции массовой культуры в обществе;

-жанровая представленность продукции массовой культуры;

-способы трансляции;

-истоки возникновения;

-специфические механизмы воздействия на сознание.

Определяя общие принципы моделирования отдельных социо­культурных форм, в технологиях можно выделить два больших блока моделирования: на уровне замысла и сценария; на уровне организа­ционно-методических условий. Разберем это конкретнее примени­тельно к условной театральной постановке.

В основе моделирования замысла и сценария, как формы его ма­териальной реализации, могут быть положены следующие принципы:

-учет структурных составляющих замысла, таких, как тема, идея, конфликт, сюжетный ход, документальный факт и художест­венный образ;

-возможность многовариантности композиционного построения сценария, используя такие приемы, как полярность, закольцован-ность, ритмический повтор, трехчленность, представленность дейст­вующих лиц, ведущего, зрителей, а также пространственное, цвето­вое и звуковое решение;

-учет жанровых особенностей моделируемой формы. К приме­ру, при выборе в качестве аналога формы шоу следует разобраться в жанровом многообразии подобной формы, которая может быть: ток-шоу, шоу-театром, музыкально-развлекательным шоу, игровым шоу, документально-развлекательным шоу. В зависимости от выбранного жанра определяются составляющие компоненты моделируемой фор­мы. Это могут быть: видео- или киносюжет, интервью, репортаж, комментарий, дискуссия, миниатюра, интермедия, номер, клип, раз­личные типы ведения программы, заставки;

-учет адресной направленности моделируемой формы (детская, молодежная, студенческая, подростковая аудитория, аудитория ин-

теллектуалов, любителей музыки и поэзии, технической интеллиген­ции, работников сельского хозяйства и т.п.).

При моделировании организационно-методических условий, не­обходимых при осуществлении постановочного процесса, учитыва­ются следующие параметры:

-инициация создания моделируемой формы (социальный заказ

йли личная инициатива);

-возможности хозяйственно-экономического обеспечения про­цесса реализации моделируемой формы;

-разработанность рабочего плана по созданию моделируемой

формы на практике;

-возможность и принципы отбора участников моделируемой

формы;

-образное решение сценической площадки, на которой предсто­ит постановка моделируемой формы (наличие декораций или воз­можность их специального заказа, световое оформление, возможно­сти использования световых эффектов);

-материально-технические условия и возможности сценической

площадки.

Моделирование отношений и структур, форм и методов соци­ально-культурной деятельности позволяет создать множество вариан­тов моделей, но основой и предметом моделирования является про­блемная ситуация. Именно от точного выявления и обоснования зна­чимой проблемы и цели ее исследования зависит результативность

всей работы.

Проблемную ситуацию в социально-культурных прогнозных технологиях необходимо рассматривать в обусловленности ее объек­тивными и субъективными факторами. Под объективными факторами следует понимать противоречия, имеющиеся между процессом раз­вития и стремлением к стабилизации, между возникающими потреб­ностями и способами их удовлетворения, и т. п. К субъективным фак­торам обычно относят понимание исследователем значимости про­блемной ситуации, целесообразности ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в ее разрешении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.