Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монтажный лист




Название блока эпизода, акта, сценки, его порядковый номер и время Фрагменты тек­ста сценария, сцени­ческого действия Декорационное, техническое оформ­ление сцены Музыкальный, звуковой и шумовой ряд Световое лазер­ное оформление Место дейст­вия, основные мизан­сцены Исполнители

Особую, если не главную, роль играет в проекте творческий за­мысел предстоящей акции. На значимость замысла в работе над твор­ческим произведением указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн Вольфганг Гете, отметивший, что «в любом произведении

искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от

замысла».

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фак­тов, событий, выразительных средств. Замысел несет в себе логику проекта будущего шоу, социальной акции, выставки, концерта, от­дельного номера и других художественных и социальных форм. В нем отчетливо видны как общий смысл проекта - его тема, идея, со­держание, форма, так и его отдельные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения, образность. Подчеркивая решающее значение замысла и в технологическом процессе создания проекта, теоретики и практики нередко сравнива­ют творческий социально-культурный проект с архитектурным. В нем архитектор предусматривает целостный образ всего строительно­го сооружения, а также гармоническое соотношение его отдельных частей, производит расчеты «несущих» конструкций.

Что же входит в замысел творческого социокультурного проек­та? Каковы, в чем заключаются его «несущие» конструкции, состав­ные части, как и зачем производить расчеты? Рассмотрим это под­робнее.

Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его концеп­туальную основу - ведущую мысль проекта, т.е. то, что волнует лю­дей и тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, расска­зать зрителю.

Работая над проектом, автор из всего многообразия окружаю­щих явлений и свойств каждого из них выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что автор считает наиболее интерес­ным и важным. Отбираются те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают мировоззрение автора, которые он считает наи­более важными и характерными. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в которые эти явления вступают, глубоко лично-стны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоз­зренческой позиции, понимания общественной значимости отобран­ных фактов и явлений.

Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, чело­веческий характер, автор так конструирует, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные чер­ты современной жизни, наиболее значимые проблемы человека.

Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования, охват жизнен-

ных явлений, входит в понятие темы. Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и ка­питала всегда привлекательны для человека. Они-то и становятся ос­новой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный характер.

Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее ин­тересам, поскольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на определенную конкретную аудиторию и предполагает, как уже гово­рилось нами выше, изучение ее культурных запросов и интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных и дру­гих особенностей.

Определенность и ясность выбранной темы обусловлены поста­новкой автором проблемы или идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Какие обобщающие вы­воды сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к увиденному и услышан­ному на сцене?», т.е. ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя.

Тема и идея составляют идейно-тематический смысл проекта. Они являются тем стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и пробле­мах, а наоборот, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия. Рас­смотрим это на примере формирования идейно-тематического замыс­ла «Праздника народных ремесел» в городе Суздале Владимирской области.

В этом городе в XIX и начале XX века процветали ремесленни­ческие промыслы. Суздаль славился своими мастерами: резчиками по дереву, жести, вышивальщицами, художниками, расписывающими деревянные изделия, кружевницами, ткачихами ковров, мастерами плетения из лозы, бересты, соломы, лыка, а также плотниками, крас­нодеревщиками, кузнецами, гончарами, печниками. Однако после ре­волюции 1917 года многие ремесла перестали существовать, а остав­шиеся находились на грани исчезновения.

Интерес к народным промыслам и ремеслам возродился в XX ве­ке, поскольку Суздаль является одним из всемирно известных тури­стических центров России. Он награжден международной организаци­ей ЮНЕСКО призом «Золотое яблоко» за сохранение памятников на-

циональной культуры. Отчасти и поэтому он привлекает значительное яисло туристов, проявляющих повышенный интерес к покупке суве­ниров, изучению различных видов ремесленничества.

Но среди мастеров оставались в основном пожилые люди. По­высить интерес к народным ремеслам у молодежи, пропагандировать исчезающие и существующие виды народных промыслов - таковы были цели и задачи, которые поставила администрация города перед проектировщиками будущего праздника.

Авторами проекта был проведен значительный объем информа­ционно-аналитической работы по изучению истории ремесел в горо­де, личному знакомству с известными в городе мастерами, поиску малоизвестных фактов и событий. На основе полученных сведений был сформулирован идейно-тематический замысел будущего празд­ника. Он трактовал тему «Праздник народных ремесел» (а именно так авторы назвали проект, а затем и сам праздник) как тему красоты и поэзии народных ремесел. Идея праздника (ради чего?) должна за­ключаться в понимании того, что красота и поэзия народных ремесел нуждается в защите через их возрождение и преемственность.

Следующим важным конструктивным элементом проекта был выбор содержания и формы. Идейно-тематический план цепко дер­жит фантазию и воображение авторов проекта, направляя «по задан­ному маршруту» поиск содержательного материала, отбор наиболее выразительных концертных номеров, разнообразных жанров литера­туры и искусства, документальных материалов, способных адекватно

отразить авторскую мысль.

Выбранная форма активно влияет на отбор содержания проекта, содержание же, в свою очередь, лепит форму. Ответ на вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не менее важен, чем ответ на вопрос: «Какое содержание, какова основная сущность будущего

проекта?».

Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и кон­курсные программы, разговорные (1а1к) шоу и другие) диктуют свои законы при отборе содержания, соответствующего форме.

Проект, основанный на использовании такой формы, как лите­ратурно-музыкальная композиция, предполагает включение в замы­сел произведений художественной литературы, публицистики, музы­ки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих

восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конст­руктивными составляющими и раскрывающими основной смысл проекта.

Активно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу, типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или игровые шоу «Поле чудес», «Слабое звено», предполагают каркасную форму, рас­считанную на конкретного ведущего (очень часто автора или соавто­ра проекта), периодичность выхода в эфир и регулярные воздействия на зрителя. Оригинальность каждого выпуска подобного проекта за­ключается в отборе неординарного содержания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, раз­работке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминут­ность ответов и убедительного комментария ведущего программы. Личность ведущего, его владение техникой импровизации становится важным условием успешности разработанного проекта. Иногда про­ект разрабатывается под конкретного ведущего творческой програм­мы, и его смена влечет за собой снижение интереса к проекту и отка­зу от него. Примером может служить проект музыкального шоу «Два рояля», который исчез из телевизионной сетки второго канала после замены ведущего шоу.

За поиском и нахождением сюжета или сюжетного хода, кон­фликта, основных событий и действия следует его композиционное построение.

Композиция организует форму проекта, не просто упорядочива­ет номера, эпизоды, блоки, но и требует такого их расположения, ко­торое позволит наиболее полно, порой интригующе, выразить глав­ную мысль.

Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного действия, куль­минация, развязка, финал.

Приведем в качестве примера композиционное построение про­екта «Праздника народных ремесел» в г. Суздале:

-Экспозиция. «Спешите скорей на праздник ремесел, на празд­ник друзей». (Выход на главную площадь скоморохов и зазывал на праздник.)

-Завязка. Праздничное шествие фольклорных коллективов Рос­сии и стран содружества.

—Развитие действия:

-Эпизод 1. «Город мастеров». (В музее деревянного зодчества расположены ряды ремесленников, демонстрирующих свое искусст-во; разыгрываются «ожившие» этнографические сценки, организует­ся аукцион по продаже изделий ремесленников.)

-Эпизод 2. «Потешная поляна». (На специально оборудованной поляне проводятся старинные и современные народные игры и зре­лища.)

-Эпизод 3. «Суздальские крылечки». (На крылечке крестьянско­го дома, расположенного в музее деревянного зодчества, организуют­ся конкурсы частушечников, гармонистов, плясунов.)

-Эпизод 4. «Семейная дубравка». (Проведение конкурсов юных участников праздника в различных жанрах народного творчества.)

-Эпизод 5. «Посиделки». (Накрываются столы с самоварами и чаем, работают пряхи, вязальщицы, кружевницы; демонстрируется фрагмент этнографического свадебного обряда; организуются кон­курсы среди молодых супружеских пар на лучшее знание ремесел.)

-Финал. «Мы приветствуем древний Суздаль!». (Заключительный концерт фольклорных коллективов, праздничный фейерверк.)

Следующая важная составляющая проекта - поиск художест­венного, зримого образа, который может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет, пластика стано­вятся лейтмотивом проекта, создавая ту или иную (нужную замыслу автора) атмосферу; через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным образным смыслом проекта. Так чайка стано­вится символом невинности и праздности, персонифицирующим главную героиню Нину Заречную в спектакле МХАТ по пьесе А.П.

Чехова «Чайка».

Толчком к рождению художественного образа проекта могут послужить подробное и глубокое знакомство с личностью героя, на­ходка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочи­танная книга, жизненный факт, событие, т.е. весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взгляд автора проекта, тем шире его возможности в нахождении художественной образности.

Но автора всегда подстерегают подводные рифы творчества -штампы, т.е. однажды найденное оригинальное решение, которое не­однократно повторяется в ряде программ.

Умение отказаться от найденного ранее художественного реше­ния (даже очень интересного и своеобразного), искать и находить но-

вые пути и новые, порой нетрадиционные подходы к решению щих творческих задач становится важной характеристикой ской состоятельности специалистов, работающих над проектом.

Не менее важным аспектом, свойственным социально культурным проектам, является организация общения, которое про­граммируется в ходе работы над проектом. Именно общение, которое возникает в ходе реализации проекта, способствует проявлению сильных коллективистских эмоций, стимулирует возникновение эсте­тических переживаний.

Специальные приемы, активизирующие участие зрителей в про­ектируемой программе, планируются уже на уровне замысла (массо­вые шествия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, от­крытые кинопоказы, театрализованные представления и т.п.), что по­зволяет создать условия активной духовной деятельности, макси­мального самовыражения, расширяет границы и формы общения.

Проектный замысел находит конкретное выражение в опреде­ленных формах записи. В зависимости от сценарной обработки со­держательного материала различают и формы записи:

а), сценарный план - набросок композиционного построения со­держания будущей программы с разработанной темой, идеей, педаго­гическими задачами, характеристикой аудитории;

б), либретто - конкретное содержание, более развернутое, чем в сценарном плане;

в), литературный сценарий - представляет собой развернутую подробную литературную разработку содержания программы с пол­ным текстом, описанием действующих лиц, музыкальной темы, при­меняемых технических средств;

г), режиссерский сценарий - представляет собой развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической пло­щадки, конкретным использованием технических служб, с подробно расписанной светозвуковой и музыкальной партитурой, с указанием конкретных произведений, литературных текстов, мизансцен, испол­нителей, времени исполнения, организационных моментов.

Работа над замыслом и проектом в целом - процесс творческий и требует от авторов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волную­щих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего кругозора, устоявшегося мировоззрения, ценностно-

иентационной направленности, высоких профессиональных и

нравственных качеств.

Только в этом случае личностная позиция автора, работающего над проектом, будет востребована аудиторией, а успех проекта воз-]у10Жен при условии творческого подхода в использовании инноваци­онных методик, нетрадиционных форм и приемов, огромной работо­способности и точного расчета организационно-финансовой деятель­ности разработчиков и подбора лиц и организаций, занимающихся реализацией проекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.