КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии социально-культурного программирования
Вопросы для самостоятельного изучения 1. Что представляют собой технологии социально-культурного прогнозирования и каково их содержание? 2. Определите этапы социально-культурного прогнозирования. 3. Охарактеризуйте модели, применяемые в социаль культурных технологиях моделирования. Литература 1. Бестужев-Лада КБ. Основные этапы разработки прогнозов (к ком плексной методике социального прогнозирования) // Социолог, исследования 1982. №1. 2. Ванченко Т.П. Анализ структурных компонентов в постановке щоу-программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М • МГУКИ, 2000. 3. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. 4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1997. 5. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Учеб. пособие. Пермь: ПГИИК, 2002. 6. Социальное прогнозирование и моделирование. М., 1995. 7. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист, 1997. 8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холо-стовой. М.: ИНФРА-М, 2002. Технологии социально-культурного программирования с необ-опимостью предполагают четкую локализацию проблемы и выявление ее динамики во времени и в настоящее время представляют собой важное звено решения социально значимых культурных проблем. Программирование представляет собой одну из форм конкретизации научного предвидения в социально-культурной сфере и находится во взаимосвязи с прогнозными и проектными технологиями, планированием, управлением, целеполатанием. Общим у этих технологий является то, что они занимаются разработкой перспектив будущей деятельности на определенный срок. Однако есть и существенные различия. Рассмотрим эти различия несколько подробнее. Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы вероятных состояний какого-либо явления в будущем. Технологии проектирования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта. Технологии планирования осуществляют разработку заранее намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последовательность действий, объем предполагаемой работы, намеченной на определенный период с указанием целей, содержания, методов, сроков выполнения. Планировать - значит разрабатывать общие цели, конкретизировать и детализировать их в заданиях, которые необходимо выполнить в сравнительно короткий период времени, определять пути и средства Достижения их результативности. Технологии планирования предполагают установление форм контроля за выполнением промежуточных и главных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическим выполнением. Стратегическое планирование лежит в основе программирования и представляет собой детальный комплексный план для того, чтобы обеспечить осуществление направленных действий по достижению поставленных задач. Современные технологии программирования вбирают в себя элементы диагностических, экспертных, прогнозных, проектных, а также организационно-управленческих технологий. Мы будем понимать под социально-культурным программна ванием научно обоснованный процесс создания или перестрой» имеющейся социокультурной среды. Социально-культурные про граммы представляют собой совокупность организационных, хозяй ственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением и горизонтальными связями, согласованные по времени ресурсам и исполнителям. Технологию работы над созданием конкретной культурно-досуговой программы как специфической формы социально-культурной деятельности мы подробно рассмотрим в параграфе, посвященном рассмотрению особенностей социально-культурного проекта. Социально-культурное программирование рассматривается сегодня как деятельный прорыв в те сферы культуры и досуга, где ярко выражены общественные потребности в социально значимых разработках, где наличествует множество альтернативных подходов к решению конкретных задач. Первые попытки разработки и внедрения программного подхода в социально-культурную сферу были предприняты в нашей стране в; 20-30-х годах прошлого века. Особенно яркими и впечатляющими стали программы А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков, совершивших правонарушения, силами коллектива несовершеннолетних колонии им. Ф.Э. Дзержинского и А.А. Шацкого, предложившего социально-культурную программу по развитию и формированию личности ребенка, подростка, взрослого человека на уровне на-1 селенного пункта (территориальной общности). Эти программы ставили своей задачей подчинить досуговую среду целостному процессу формирования личности и доказать, что социализация, воспитание и развитие личности (ребенка, подростка, взрослого человека) реально выполнимы и в рамках свободного времени. Удивительно, насколько актуальны и злободневны для нынешней ситуации проблемы обостренного внимания к человеку, максимального развития различных видов социальной помощи населению, просвещения, досуга, которые были подняты социально-культурными программами тех лет. Исторически второй этап социально-культурного программирования приходится на период «оттепели» в шестидесятые годы прошлого века, когда возродился интерес к отечественной социологии, появились первые специалисты социологи, педагоги-организаторы школьной работы, руководители подростковых клубов, ориенти-В анные на социально-педагогическую работу с детьми и населением- Новый импульс социально-культурное программирование полу- ило на рубеже 70-80-х годов. В эти годы стала интенсивно созда- аться сеть новых центров культуры и досуга: социально-культурные, социально-педагогические, культурно-спортивные, физкультурно- спортивные комплексы, а затем и молодежные культурные центры, видеосалоны, аттракционы и т. п. За это время в социально-культурном программировании был накоплен значительный опыт разработки, развития и реализации программных инициатив. Но их осуществление сдерживалось из-за идеологических ограничений, финансово-ресурсной, кадровой, организационной необеспеченности, негативных последствий административно-командного руководства, межведомственного управления, разобщенности различных социальных институтов (семьи, школы, учреждений культуры и досуга, общественных организаций и др.). Нынешний период можно характеризовать как период необходимости активизации социально-культурных инициатив и предложений, что обусловлено рядом важнейших факторов. И главный среди них - глубокий экономический и политический кризис, охвативший нашу страну с конца 80-х годов. Он резко обострил и без того напряженную социальную ситуацию, намного увеличив социальную обездоленность значительной части российского общества. Эти проблемы требуют коренного изменения социальной политики общества и государства, принятия радикальных мер по оказанию социальной помощи и социальной защиты через рекреацию и самодеятельное творчество, обращение к духовным ценностям личности. И несмотря на наметившуюся стабильность общества и экономический рост, социальные проблемы по-прежнему злободневны и чрезвычайно важны. Активное обращение к социально-культурному программированию обусловлено также усилением социальных функций культуры, оказывающей интенсивное влияние на формирование социально значимых идеалов (как со знаком «+», так и со знаком «-»), расширением социально-культурной сферы, включающей в себя широкую сеть социокультурных институтов, совокупность культурных коммуникаций, досуговую сферу и другие подсистемы. Однако подобающего места социально-культурное программи рование после многих лет забвения пока еще не заняло. Этому есть объяснения. Во-первых, достаточно хаотическое состояние наблюдается во всех сферах жизни страны после смены социальных ориентиров, что закономерно и объяснимо. Программирование же - удел стабильного общества. Во-вторых, демократизация общественной жизни особенно ярко проявляется в сфере культуры: люди не желают больше быть объектами манипулирования, а потому отвергают всякое программирование своей жизни, особенно в свободное время. В-третьих, до сих пор ощущается нехватка профессионалов, работающих в социальной сфере и сфере досуга, слабо задействуются специалисты смежных научных отраслей (социологи, культурологи, педагоги, психологи). В результате социально-культурное программирование часто остается оторванным от прочной социологической базы. Сбор и анализ первичной социологической информации, диагностика, поисковое программирование, социальный эксперимент - все это элементы информационной деятельности программиста. Имея дело с довольно сложной совокупностью объектов и явлений (образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем, поведением людей, содержанием и формами деятельности социально-культурных институтов), разработчики социально-культурных программ широко используют данные смежных наук, заимствуя у них подходы, методы, средства, программы изучения и | создания социально-культурных объектов. Важной технологической особенностью социально-культурного программирования является возможность проявления творческого начала не только со стороны разработчиков, организаторов-профессионалов, социальных работников, педагогов, менеджеров и других специалистов, но и со стороны населения. Перечислим процедуры, которые необходимо пройти группе специалистов разрабатывающих социально-культурную программу: 1. Диагностика и экспертиза проблемной социокультурной ситуации, выявление источников и причин ее возникновения, путей разрешения, определение регионального потенциала в рамках того или иного вида социально-культурной деятельности, имеющихся материальных, творческих и человеческих ресурсов. 2, Анализ социально-культурной ситуации на основе проведен-Й диагностики, формирование объективных представлений о си-ЦйИ, определение приоритетных направлений, которые должны финансироваться из бюджетных средств, целевых фондов и т. д. В нализ входит также описание основных компонентов программы, определение временных и организационных границ, сопоставление реальной и желаемой ситуации, определение социальных групп и категорий населения, вовлеченных в программу, их развернутая характеристика, обоснование выбора места реализации программы, нормативный и поисковый прогнозы. 3.Уточнение и формулирование проблем - для преодоления выявленных в ходе проведенного исследования недостатков и реализация благоприятных возможностей, заложенных в ситуации. 4. На основании выявленного прогноза определение и уточнение целей и задач программы, разработка первоначальных идей. 5. Нахождение реальных вариантов решения поставленных целей и задач, путей разрешения проблемы. 6. Разработка проекта и создание соответствующей модели по оптимальным образцам, проведение расчетов по определению средств достижения проектного состояния, социальных последствий проводимых преобразований. 7. Формирование целостной программы, определение последовательности и координации действий всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа может быть реализована, «стимулирующих механизмов», разработка подробного плана деятельности, бизнес-плана. 8. Осуществление программы с поэтапным контролем и постоянным уточнением ситуации, реализация организационно-технических мероприятий и других действий управленческого характера. При разработке и реализации социально-культурной программы происходит постоянный анализ получаемых результатов, корректируются методы и технологии влияния, уточняются формы и содержание. Глубокий анализ итогов работы может стать начальным этапов Дальнейшей разработки следующей программы, которая может быть продолжением или развитием предыдущей. Как необходимое звено в цепи «прогноз - проект - программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Благодаря этому подходу проблемность выступает своеобразным принципом разработки программы. Именно из принципа про-блемности мы исходим при построении концепции программы, ее ло гики и структуры. Программирование, как правило, начинается с экспертизы и ди агностики социально-культурных и личностных проблем и ситуаций и осуществляется параллельно с исследованием. Социально-культурная программа, разработанная на основе проведенного исследования, имеет целью прямо или косвенно решить проблемы социальной профилактики и оказать помощь отдельным категориям населения в социальной адаптации и реабилитации. При определении цели программы технологу следует руководствоваться некоторыми правилами. Цели должны: -быть максимально достижимыми; -быть очень конкретными и ранжированными по времени; -соответствовать характеру деятельности социальщ культурного института; -быть реальными. Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов общественного развития. К таким приоритетам обычно относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управленческих процессов на поддержание высокого качества жизни; поддержка и развитие основных видов социально-культурных услуг для населения, гарантированных государством; включение органов местного самоуправления в разработку и реализацию региональных программ и др. Обратимся к таблице классификации целей, предложенной авторским коллективом учебника «Технологии социальной работы» под ред. профессора Е.И. Холостовой, которыми могут руководствоваться разработчики социально-культурных программ. Однако при формулировании целей нередки типичные ошибки, которые допускают руководители и технологи социально-культурной сферы. Работая над программными процедурами, технолог должен учитывать то, что программы многоаспектны и каждый аспект имеет свою модель, и все эти модели находятся в сложных взаимосвязях и взаимодействиях. Первая модель - экономическая - в своей структуре содержит разделы: затраты, рентабельность, освоение капиталовложений, планирование, эффективность. Другая модель - гуманитарная - строится на множественности представлений о культуре, творчестве, истине, качестве искусства, Духовном развитии человека, закономерностях и взаимосвязях человека с окружающим миром. Третья модель - управленческая - включает такие смыслообра-зующие структуры, как обеспеченность, контроль, централизация, учет и отчетность. В социально-культурном программировании применяются все перечисленные модели в системе. Типичные ошибки при формулировании целей
Рассмотрим этапы формирования региональных программ социального и культурного развития и их примерную структуру. 1.На первом, диагностическом этапе накапливается и анализируется информация о социально-политической, экономической и социально-культурной жизни региона. Информацию целесообразно накапливать по следующим разделам: -социальные и культурные особенности и проблемы региона, динамика его развития, доступность социально-культурных учреждений и ценностей для людей, преобладание женского или мужского населения и др.; -характеристика региона по возможностям создания условий для социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. тявление возможностей государственных институтов и обществен- !Х формирований с целью последующей координации материаль- ых и человеческих ресурсов, социально-культурных программ ре- она и области, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для региона проблемам; -творческий потенциал региона, квалификация специалистов социально-культурной сферы и смежных сфер деятельности, состав специалистов, способных качественно, организованно и содержательно осуществить программу; -характеристика различных социально-демографических групп населения региона, выделенных по критериям сходства или различия экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами, как престижные и значимые; выявление ведущей проблемы и нереализованных потребностей у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, в котором отражены состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп. По итогам первого этапа проектирования составляются два основных документа: паспорт социально-культурного развития территории и матрица анализа социокультурной жизни региона. В паспорте находят отражение объективная информация как об инфраструктуре культуры в регионе, так и об использовании материальной базы, кадров, общественных движениях, т.е. о том потенциале, который может быть использован в решении выявленных проблем региона. В матрице отражается динамика социально-культурной жизни региона: культурные приоритеты, динамические характеристики групп населения; ранжируются задачи культурного обслуживания по степени их востребованности. 2. Второй этап формирования социально-культурной программы - это разработка концепции и приоритетных направлений развития территории и осуществляется на базе результатов, полученных в ходе проведения информационно-аналитического этапа. Основу разработки концепции составляют три вектора приоритетных направлений: а) жизненные проблемы и потребности социальной группы или какой-либо категории населения; б) проблемы регионального характера в одной из сфер социал но-культурной деятельности (искусства, истории, культуры, экологи и т.п.), которые являются общими для различных групп населения целом; в) осмысление как общих подходов к преодолению противоре чий и разрешению проблем, так и конкретных путей, т.е. управленческих действий, которые будут способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций. Приоритетные направления социально-культурной деятельности должны отражать одновременно и способы решения выявленных проблем определяемой социальной группы, и пути блокирования возможных источников социальной напряженности, и сферы потенциальной деятельности населения. Опыт разработки региональных программ социально-культурного развития различного уровня показывает, что на основе анализа исходной информации могут быть выявлены такие проблемы: -ухудшение экологической обстановки; нарушение гармонии в отношениях человека и природы; -усиление социальной напряженности (в связи с проблемами занятости населения, неуверенности в завтрашнем дне и др.); -диспропорции в отношении численности коренного населения и мигрантов, в результате чего происходит размывание традиционных для региона видов культурной деятельности и утрачивается историко-культурная самобытность территории; -низкий уровень образования и культуры населения как следствие сокращения контактов с образцами подлинной культуры; -обострение материальных проблем культуры как следствие остаточного принципа финансирования; -отсутствие у населения выбора форм и содержания досуговой деятельности, отвечающих реальным потребностям и интересам; -утрата исторически сложившихся наименований населенных пунктов и ландшафтных объектов как знаков культурного своеобразия поселения; -разрушение традиционной народной культуры (традиций, ремесел, промыслов, обрядов и др.). Выявленные проблемы нуждаются в анализе причин, обусловливающих низкую эффективность социально-культурной политики, приведшей к этим проблемам. Среди таких причин могут быть: а) Причины организационно-управленческого характера: -недостаточная поддержка работников культуры со стороны ор- Н0з местной власти; -несоответствие сложившейся системы управления культурой с овь возникающими социально-культурными ситуациями; -«размытость» социального заказа (как со стороны органов власти, учреждений и организаций, так и со стороны населения) на фор-МЬ1 социально-культурной деятельности; -отсутствие координации и кооперации в деятельности учреждений культуры, спорта, образования; -отсутствие концепций культурной политики региона и соответственно программ социокультурного развития. б) Причины экономико-правового характера: -отсутствие реальных прав и самостоятельности отделов культуры, народного образования, социально-культурных институтов; -слабая материально-техническая база социально-культурных учреждений; -трудности хозяйственно-экономического плана, обусловленные низким уровнем экономической и юридической компетентности кадров; -низкая заработная плата работников социально-культурной сферы; -неготовность кадров работать в рыночных условиях, находить дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры. в) Причины содержательного характера: -сохраняющаяся ориентация учреждений на деятельность по организации досуга как средства идеологического воспитания, воздействия «сверху» и т.п.; -однообразие содержания и форм деятельности социально-культурных учреждений; -неспособность работников эффективно действовать в условиях контрактно-договорной системы отношений, устанавливаемых в связи с реализацией конкретных социально-культурных программ; -консерватизм и инертность коллективов социально-культурных учреждений, не успевающих оперативно реагировать на быстро меняющиеся запросы и моду в сфере досуга; -ориентация на массовую культуру и массового посетителя, не-учет проблем и потребностей реальных людей, отдельных социальных групп; -стандартизация деятельности социально-культурных ний, ориентация на «вал», отрыв от местных условий и возмоги стей. Выявленные причины низкой эффективности реализации куль турной политики вызывают необходимость поиска и определения пу тей и способов решения проблем по блокам и разработки конкретных предложений. Следующая операция, с которой сталкивается технолог в работе над социально-культурной программой, - это формирование приоритетных направлений культурной политики, выявление наиболее значимых в социальном и личностном плане сфер и форм деятельности, требующих правовой, финансовой, организационной и других видов поддержки со стороны государства. На основе данных, полученных в ходе проведенного анализа, возможна разработка концепции социокультурного развития региона, которая строится по следующей примерной схеме: 1. Развернутое описание проблемы (проблем) региона (города, района...) и характеристика их носителей (различных социальных групп). 2. Обоснование приоритетных направлений социокультурного развития. 3. Задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Наибольшую личностную и общественную значимость в совре- менной культурной жизни имеют следующие направления социокультурной деятельности: -искусство (формирование художественной культуры населения); -история (историческая культура); -нравственность (нравственная культура); -экология (экологическая культура); -здоровье (физическая и психическая культура); -политика (политическая культура); -труд (профессиональная культура). Данные направления могут быть рассмотрены в качестве приоритетов культурного развития. При разработке программы социально-культурного, социально-экономического развития региона включаются направления по развитию различных форм социальной помощи отдельным группам населения, социальной профилактики, разви- гп сети социально-культурных институтов, укреплению их матери- Т#1° „ _. ьНО_техническои базы, закреплению кадров и др. 3.Третий этап технологического процесса разработки социаль-0_культурной программы заключается в формировании заказа. На этом этапе на основе общей концепции региональной культурной политики разрабатывается программа развития социокультурной жизни территории. Происходит «привязка» концепции к реальным возможностям территории - кадровым, экономическим, материально-техническим и т.п. В структуру программы могут входить такие разделы: -приоритетные направления социально-культурной деятельности; -проблемная ситуация региона; -социальная база программы; -цели и задачи социально-культурной деятельности; -виды и формы социально-культурной деятельности; -социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности и перепрофилирование имеющихся, создание новых социально-культурных учреждений); -кадровое обеспечение программы (система подготовки, повышения квалификации, переквалификация кадров); -экономическое обоснование программы (расчет затрат, источники финансирования, организационное обеспечение). На этом этапе с целью привлечения широкой общественности к участию в разработке программы может быть объявлен специальный конкурс в соответствии с тематикой, отражающей приоритетные направления в концепции по развитию культурной политики региона. Подведение итогов конкурса целесообразно поручить специально созданной экспертной комиссии по разработанным критериям. (Подробно о работе экспертов см. в специальной главе учебного пособия.) 4. Четвертый этап работы над социально-культурной программой предполагает разработку видов деятельности по реализации территориальной программы социально-культурного развития. На этом этапе определяются заказчики и исполнители (управления, отделы, комитеты по культуре, фонды развития культуры и искусства, целевые фонды и конкретные исполнители, реализующие заказ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, социальные центры и др.)). Между ними заключается система договоров по выполнению социально-творческого заказа. Причем в договоре предусмотреть формулировку конечных результатов работы, которь должны иметь четко различимые качественные и количественные па раметры, систему мер, которые способствуют успеху. Технологический процесс разработки социально-культурной программы можно представить в виде таблицы, отражающей последовательность этапов ее формирования.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |