КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии социально-культурного проектирования
Вопросы для самопроверки 1. Что такое социально-культурная программа и каковы ее цели? 2. Дайте характеристику основным этапам работы над социаль- Н0_кулътурной программой. 3. Раскройте структурные составляющие социально-культурной программы и дайте им характеристику. 4. Какие ошибки встречаются при формулировании целей социально-культурного программирования и как их исправить? Литература 1. Законы РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в РФ». 2. БиржеюокГ.М., Марков А.П. Основы региональной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб., 1989. 3. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной политики (региональный аспект). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991. 4. Красшъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1993. 5. Марков А.П., БирженюкГ.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1998. 6. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Хо- лостовой. М.: ИНФРА-М, 2002. Если социально-культурная программа представляет собой крупную форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя разнообразные виды и формы деятельности региона, города, района, то проект может быть выражен прежде в модели какой-либо конкретной формы вне зависимости от ее масштаба. К примеру, это может быть международный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект Московского музыкального фестиваля «Рождество в Москве», проект ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в парке культуры им. Горького, семейного вечера отдыха в доме кул туры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», проек международной выставки современного искусства «Москва - рда риж», а также театральные, телевизионные, кино- шоу, музыкальные и др. проекты. В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект», «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций - проект презентации эстрадной звезды на площади у концертного зала «Россия», новый взгляд на хорошо известные праздники (проект предновогодних и новогодних праздников «Великий Устюг - родина Деда Мороза») и т.п. Проект входит в социально-культурную программу как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и сегодня является обязательным компонентом профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы. Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; предполагает адекватный проблемно-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обеспечивается эффективное воздействие на людей в тех или иных социальных ситуациях; ориентирован на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов и совместное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различных организаций; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать. Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), социально-экономической и социально-культурной ситуацией и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов оп- сов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, Р Офессиональных групп населения. Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта специалист накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различ-Нь1Х видов социокультурной деятельности населения, процессах взаимодействия социальных общностей в решении текущих задач. Однако проектные технологии имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого вида творческой деятельности. В энциклопедических словарях проект определяется как предварительный план, замысел. В данном параграфе мы также будем исходить из этого постулата и рассматривать проект как творческий план, замысел конкретной художественной или художественно-публицистической формы. Проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление - будь это празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или всего мира (международный проект «Миллениум -2000»), коллектива, личности, возрастной группы (проект областного праздника детского художественного творчества «Воздушные замки Заполярья»), историческое событие (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, национальный праздник и т.д. Грамотно разработанный творческий проект поможет избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкуренции, поможет найти ответы на многие вопросы его разработки и реализации. В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и рыночные аспекты деятельности: -во-первых, проект служит основанием предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период; -во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения; -в-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования- -в-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, открытый для различного рода нововведений (организационных, информационных, технических, технологических, экономических и т.п.); -в-пятых, проект может служить хорошей рекламой для предполагаемой акции, программы и в то же время стать своеобразной визитной карточкой проектной организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным; -в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развернутым документом, страхующим от неудач; -в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка являет собой непрерывный процесс познания и самопознания. В практике социально-культурной деятельности существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д. В рамках одного региона могут разрабатываться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, для решения одной из проблем общей программы, ориентированные на разработку отдельной формы или конкретного нововведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться. Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и результаты деятельности, присущие разработке социокультурной программы. Как видно из предложенной схемы, работа над проектом, как и над социокультурной программой, начинается с решения трех функций: целеполагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывается общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредители, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия. При получении благоприятного прогноза на реализацию поставленной цели специалист приступает к собственно проектированию модели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов. На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное решение предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ. На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заемных средств (если в них возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, возможности государственной поддержки проекта, органов местного самоуправления, со-учредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы успеха: факторы выигрыша времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесообразно подготовить три возможных варианта реализации проекта-оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, возникающие при реализации проекта. Третий этап работы над творческим проектом, например, над постановкой спектакля, включает следующие процедуры.
После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непосредственная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. В этом этапе работы над проектом находят отражение формы и методы управления проектом, дается характеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта (возраст, пол, образование, послужной список, квалификация), оценивается конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора в форме конкурса и других видов кастинга как внутри проекта (для участников), так и вне (зрителей, посетителей). В этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реализации проекта, доказательно обосновывается использование раз- личных технических средств: световой и сценической техники, лазерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художественно-декорационного решения. С этой целью предлагаются макеты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические характеристики предлагаемой к использованию техники. Финансово-экономическая часть проекта содержит в своей структуре развернутый бизнес-план с указанием стоимости всех видов работ, по осуществлению проекта и конкретных источников финансирования. Определяются пути возможной самоокупаемости постановочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислением на налоги и другими статьями. Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействованных при разработке проекта на данном этапе. Следующий этап работы над проектом - это этап непосредственного производства, включающий аренду или покупку оборудования, репетиционный период, производство декораций и костюмов, проведение рекламной кампании.
На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые соглашения, контракты, договоры, составленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и обоснованно заключаемые между организаторами (учредителями) и участниками проекта. Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы, видеоджинглы. Организуются и проводятся пресс-конференции, осуществляется поиск инфор- мационных партнеров и спонсоров, разрабатываются стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афищц листовок, буклетов, используются рекламные формы и приемы, усиливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту. Заключительный этап работы над проектом, т.е. непосредственная его реализация, включает завершение монтажных работ по оформлению и оборудованию сцены, монтажные и генеральные репетиции, премьеру, экспертные оценки деятельности по реализации проекта и анализ творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можно представить в следующим образом.
В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, прежде всего монтажного листа, соединяющего деятельность всех технических служб, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |