КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-управленческие технологии
Вопросы для самопроверки 1. Перечислите, в чем сходство и в чем различие между социально-культурной программой и творческим проектом. 2. Назовите составные части творческого проекта и дайте им характеристику. 3. Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и раскройте этапы работы над ним. Литература 1. Азбука фандрайзинга//Артменеджмент. М., 2002. № 1,2. 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 3. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 4. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993. 5. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003. 6. Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март, 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001. 7. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.; Вып. 2/Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. 8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. Организационно-управленческие технологии играют значитель ную, если не сказать решающую роль в осуществлении задуманное социально-культурной программы, проекта, проведении диагноза или экспертизы. Это и понятно, поскольку организация и менеджмент являются условием успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий. Под термином «организация» философы (См.: Плахов З.Д. Социальные нормы, философские обоснования общей теории) подразумевают:
-структуру, т.е. качество деятельности организации, а также степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее соподчиненность; -определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс); -социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность. Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс, для реализации главных целей на основе принятых правил и процедур. Исследователи проблем культурно-досуговых и социально-культурных технологий (См.: Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности), рассматривая организацию социально-культурной деятельности как часть технологического процесса, привязывают ее к функциональным особенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации: -оптимальное упорядочение всех элементов технологического процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь; -рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью; -взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями. Однако все не так просто, как предложено в представленной хеме. В ходе организации социально-культурной деятельности спе-щалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовари-антными ситуациями, требующими порой незамедлительного решения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Следует учитывать и то, что значительное число участников социально-культурных акций, многочисленные и разножанровые творческие коллективы, работники культуры - организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведении мероприятия.
Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе учредителям и организаторам приходится решать и еще ряд проблем. С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не являлась тормозом творчества, а с другой стороны, организаторы должны понимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация культурно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап, в свою очередь, включает в себя набор целенаправленных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности. В.З. Дуликов в учебном пособии «Организационный процесс в социокультурной сфере» рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов социально-культурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата и как протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурного мероприятия. Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана как на взаимодействии между специал стами-организаторами, так и рядовыми участниками мероприятий и как подчеркивает В.З. Дуликов, организация представляет соб " взгляд на проблему изнутри, тогда как управление - это, как правил взгляд сверху. Управление деятельностью предполагает определени стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.
Процесс организации деятельности решает задачи определения кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; установления связи между участниками социокультурного процесса; координации их действий. В организации как технологическом процессе, наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет: -ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости от ситуации, собственно организации и самоорганизации; -принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании равноправия участников социокультурного процесса, основанных на субъектно-субъектных связях; -принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социокультурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя). Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от министерства культуры до домов культуры, клубов и библиотек) в целях обеспечения социокультурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя мероприятия. Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и кон-
оЛя за деятельностью социально-культурных учреждений на раз-йчных уровнях - федеральном, региональном или местном. Органы управления социально-культурной сферой подконтрольны Министерству культуры РФ, включая подведомственные ему учреждения. Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений культуры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавливают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и требований к их квалификации. Важной функцией органов государственного управления является осуществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной. Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры: домом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждением может осуществляться и представительным органом - советом учреждения культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения. При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство им осуществляет его учредитель или попечительский совет, утвержденный учредителем. Определение штатного расписания и формирование штата учреждения зависят от содержания его деятельности, определенного уставом, наличия финансовых возможностей, людских ресурсов. Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения. В программах и проектах социально-культурной деятельности процесс управления - достаточно сложное дело, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разра-ботки в отрасли определяются на базе содержательных основ и пон мания сущности управления, которая находит свое выражение в ел дующих основополагающих принципах: -сочетание коллегиальности и единоначалия; -сочетание в управлении государственных и общественных начал; -научность, неразрывная связь теории и практики; -плановость; -системность и комплексность; -эффективность, ориентация на получение положительных конечных результатов. В технологиях социально-культурной деятельности наиболее приемлем демократический стиль управления, который сочетает в себе коллегиальность и единоначалие, а также предполагает активное участие общественных организаций, участников социокультурного процесса, профессиональных работников социально-культурной сферы. Наибольшее распространение в социально-культурных технологиях получила функциональная система управления, построенная исходя из задач конкретного учреждения. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция учреждения культуры, маркетинговый сектор, художественно-творческая часть, хозяйственная часть, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом, или конкретных социально-культурных форм система может расширяться, уточняться, дробиться. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого проекта может включать в штатное расписание: продюсера, главного режиссера, режиссера-постановщика, автора сценария, балетмейстера-постановщика, композитора, художника по костюмам, художника по свету, звукорежиссера, редактора, стилиста, директора проекта, менеджера, главного администратора, менеджера по связям с общественностью, коммерческого директора. Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает: -планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности; -четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и регулирование их, оперативность и коор- между звеньями и направлениями социально-культурной деятельности; -налаживание системы оперативной информации внутри учре-ясдения и эффективной обратной связи с активистами и участниками мероприятий; -всесторонний и глубокий постоянный анализ деятельности, своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков; -создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов; -создание благоприятного психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива, корреляцию отношений и мотиваций внутри коллектива сотрудников и с участниками мероприятий; -стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности. Организационно-управленческая система, широко применяемая в социально-культурных технологиях, представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей, организацией охранных зон, и т.п. При этом предусматривается все сопутствующие элементы: схемы барьеров безопасности, образцы аккредитаций и пропусков и т.д. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, изготавливающие рекламные ролики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ. Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают и новый опыт, и новые знания. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами, решаемыми на данном этапе. Системный подход можно представить в виде следующей цепочки: Цель
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |