Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Дайте определение терминам «инновация», «новшество», «но­вовведение»




1. Дайте определение терминам «инновация», «новшество», «но­вовведение». Раскройте их понимание различными научными школа­ми.

2. Как классифицируются инновации социально-культурной

деятельности?

3. Какие группы инновационных технологий социально-культурной деятельности Вы знаете?

4. Какими базовыми принципами необходимо руководствовать­ся при разработке инновационных технологий социально-культурной

деятельности?

5. Раскройте эволюционно-исследовательские фазы инноваци­онного технологического процесса.

Литература

Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - СПб.: Пи­тер, 2000.

Басов С.А. Информационное сообщение: об учреждении конф. Ленин­градского библ. об-ва 19 мая 1989 г.//Науч. и техн. биб-ки. 1989. № 8.

КокуринД.И. Инновационная деятельность. -М.: Экзамен, 2001.

Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведе-ния//Социальные факторы нововведений в организационных системах: Тр.

конф. Май 1979. - М., 1989.

Киселева Т.Г.,.Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность:

Учебник. - М.: МГУКИ, 2004.

Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Подласный И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

Прелаки И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. - М.: Эконо­мика, 1981.

Роджерс Э. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. - М.: Экономика,

1980.

Смирнов С.А. Педагогика, педагогические системы, технологии. - М.:

Академия, 2000.

Суслова И.М. Научный статус менеджмента//Библиотека. - 1999. -№11.

Фатхутдшов Р.А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности//Управление персоналом. - 2000. - № 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из самых актуальных проблем подготовки специалиста работающего в социально-культурной сфере, является усвоение им совокупности знаний, умений и навыков в такой важной отрасли, ка­ковой является технология социально-культурной деятельности. Она органично входит в разнообразные социокультурные системы, вклю­чающие в себя теоретико-методологическую, управленческую и соб­ственно технологическую части.

Процессы, протекающие в социокультурной сфере, настолько разнообразны и сложны, неоднозначны и противоречивы, что только высококвалифицированный специалист может быть способным к их регулированию и управлению.

Социально-культурные технологии позволяют эти процессы сде­лать более прогнозируемыми, управляемыми, оказывая влияние на личность, через включение ее в различные формы социально-культурной деятельности, «эстетизацию» окружающей среды, раскры­тие художественного дарования и творческого потенциала личности.

Технологии социально-культурной деятельности базируются на новейших достижениях, которые используются в педагогических технологиях, научно обоснованных психологических установках личности, ее потребностях, интересах и запросах, проверенных тео­рией и практикой адекватных формах, средствах и методах социаль­но-культурной деятельности, определенных алгоритмах организационно-управленческих действий.

Они как бы вбирают в себя весь инструментарий педагогическо­го влияния на личность в условиях свободного времени, используют совокупность приемов и методов управления социокультурными процессами и механизмы его реализации, направленные на поиск кратчайших путей достижения предполагаемого (прогнозируемого) результата.

Технологии, пришедшие в социокультурную сферу из родствен­ной педагогической деятельности, заставляют по-новому взглянуть на роль и значение творчества и в деятельности специалиста, рабо­тающего в условиях свободного времени. Профессиональная подго­товка становится важной основой, своеобразной базовой подготовкой к творческой деятельности.

Творчество специалиста-технолога социокультурной сферы предполагает активную деятельность, направленную на познание и преобразование существующей действительности, на создание но­вых, оригинальных, порой никогда не существовавших социокуль­турных программ и проектов.

И здесь снова значительную роль играют технологии со своим заданным алгоритмом и этапами действий, которые держат проекти­ровщика социокультурного проекта в определенных границах реаль­ности, с одной стороны, позволяя свободно варьировать элементами, а с другой - требуя не упустить из поля зрения ни один важный тех­нологический процесс.

Современная наука и практика готовы к переходу на новый тех­нологический уровень деятельности, и для успешного осуществления такого перехода возникает нужда в новых профессионально подго­товленных кадрах.

Находящаяся в одном ряду с педагогической, менеджерской, ху­дожественной деятельностью, профессия технолога социально-культурной деятельности предполагает высокий качественный уро­вень подготовки специалиста. Эта профессия базируется на исполь­зовании в профессиональной деятельности новых психолого-педагогических представлений о личности, новых средств, форм и методов построения технологических моделей, формирующих соци­ально активную, креативную личность, новых диагностических и экс­пертных методик, позволяющих анализировать эффективность этой

деятельности.

Как отклик на востребованность практикой, за последние годы в

системе подготовки кадров в высшей школе по специальности «Со­циально-культурная деятельность» возникли новые квалификации специалистов: «Менеджер социально-культурной деятельности», «Арт-менеджер», «Продюсер-постановщик зрелищных программ», «Технолог социально-культурной деятельности» и др.

Обучение таких специалистов влечет за собой разработку новых курсов, методических и учебных материалов. Одним из таких мате­риалов является предложенное учебное пособие.

Ознакомившись с материалами учебного пособия, начинающий специалист найдет в нем базовые понятия технологических основ со­циально-культурной деятельности и альтернативные варианты управ­ления технологическими проектами и программами.

 

Материалы пособия учат специалиста подходить к рассмотре­нию технологии с позиций системного подхода управления социо­культурными процессами, разбираться в технологических принципах построения социокультурных проектов, более прогрессивных по сравнению с распространенными до недавнего времени.

В учебном пособии раскрываются этапы деятельности специа­листа по разработке и реализации проектов, вскрываются механизмы, влияющие на их результативность, обосновываются особенности профессионализма и мастерства специалиста-технолога, работающе­го в социально-культурной сфере и др.

К сожалению, многие проблемы технологизации социально-культурной сферы все еще недостаточно разработаны. Нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы по выявлению специфики тех­нологических процессов при разработке отдельных проектов и про­грамм, адекватности использования средств, форм и методов воздей­ствия на личность, проблемы нововведений в социокультурных тех­нологиях, профессиональной подготовки специалиста-технолога и многие другие.

В связи с этим автор считает необходимым назвать учебное по­собие «Технологические основы социально-культурной деятельно­сти», осветить лишь одно направление исследования социально-культурных технологий, оставляя широкое поле исследовательского поиска в разрешении актуальных проблем в области социально-культурных технологий.

Литература

1. Азбука фандрайзинга // Артменеджмент. М., 2002. №1,2.

2. Айзенк Г.Дж. Узнай свой коэффициент интеллекта. М.: Аи Кью, 1993.

3. Акимова Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.

4. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр./Под науч. ред. В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой. М.: МГУКИ, 2002.

5. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельно­сти и мышления. М.: Экономика.

6. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного зна­ния и социальной практики. СПб., 1999.

7. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия (культурологические

размышления). М.: Грааль, 1997.

8. Арнольдов А.И. Человек в храме культуры (беседы с молодежью). М.:

МГУКИ, 2006.

9. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры:

Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.

Ю.Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагоги­ка, 1989.

И.Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,

1995.

12. Бестужев-Лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов (к ком­плексной методике социального прогнозированияУ/Социолог. исследования.

1982. №1.

13. Бестужев-Лада И.В. Алгоритм прогнозного обоснования социального

исследования//Социолог. исследования. 1991. №12.

\4.Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социального проектирования.

СПб., 1998.

15. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной поли­тики и формирования культурно-досуговых программ. СПб.: Гос. ин-т культу­ры, 1992.

\6.Ванченко Т.П. Анализ структурных компонентов в постановке шоу-программ//Инновационные технологии обучения культурно-досуговой дея­тельности: Сб. науч. трудов/Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.:

МГУКИ, 2000. С.92-105.

17. Выготский Л.С. Психология искусства/Под ред. М.Г. Ярошевского.

М.: Педагогика, 1987.

\$.Войтковский С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в

искусстве. М.: НАМ-ИЗДАТ, 2001. 128 с.

19.Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Моск. пси-

холого-соц. ин-т, 1997.

20.Головлева -Е.Д. Основы рекламы: Учеб.пос. М.; Ростов на/Д: Феникс,

2005.

21. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной политики (региональный аспект). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991.

22.Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере-Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2003.

23. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

24. ЖарковаЛ.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие. М.-МГУКИ, 2000.

25. Жданова Е.И., Иванов С.В., КротоваН.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учеб. пособие. М.: МГУ К, 1997.

26. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. по­собие. М.: Финансы и статистика, 2003.

21.Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Про­свещение, 1995.

28.Законы РФ «Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в РФ», «О средствах массовой информации». М.: ПРИОР, 2002.

29.Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М.: Рип-холдинг, 2003.

30. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятель­ности: Сб. науч. трудов/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000; Вып. 2/Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

31. Информационная культура личности. Кемерово, 2006.

32.Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополни­тельном образовании преподавателей. М.: Профиздат, 2000.

ЗЗ.КарнегиД. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Оникс, 2004.

34. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2001.

35.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

36.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятель­ность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004.

31.Киселева Т.Г., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культура против наркоти­ков: Отраслевая программа. М.: МГУКИ, 2001.

З&.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ Экспери­мент, 1995.

39.Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.

40. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирова­ния: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1993.

41.Кузицын Г.М. Проектирование социокультурных процессов: Учеб. по­собие, 2-е изд. Пермь: ПГИИК, 2002.

42. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л| 1970.

43. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее

ки//Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.

44.Культурно-досуговая деятельность: Учебник/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.

45.Лапшин Н.А. Основы менеджмента в социально-культурной сфере:

Учеб.пос. М.: МГУКИ, 2005.

46.Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического

образования. Минск, 1998.

47 .Литеак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент,

1996.

48. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

49.Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Ин-т молодежи, 1996.

50.ЛуковВ.А. Социальное проектирование. М.: Ин-т социальной работы,

1997.

5\.Мазур И.И. Управление проектами: Учеб. пос. М.: Омега-Л, 2006.

52. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. М.:

Юрист, 2000.

53. Марков А.П., БирженюкГ.М. Основы социокультурного проектирова­ния. СПб., 1998.

54.МоздоковаЮ.С. Атлас социально-культурных реабилитационных

технологий. М.: МГУКИ, 2002.

55.Мосалев Б.Г. Методолгия и методика социологических исследований.

М.: МГУК, 1995.

5в.МудрикА.В. Социальная педагогика: Учебник/Под ред.

В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000.

51.Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992.

58. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992. 125 с.

59.Новаторов В.Е. Маркетинговые технологии в деятельности организа­ций социально-культурной сферы//Культурология - культура - развитие: Мате­риалы междунар. конф. М.: НИИ культурологи, 2001. С.132-134.

60.Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих способностей специалиста культурно-досуговой деятельности//Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов/Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. С. 114-126.

61. Новикова Г.Н. Режиссура концертно-зрелищных программ: Методиче­ские указания и программа курса для студентов специализации «Продюсер-постановщик зрелищных программ» кафедры культурно-досуговой деятельности.

М.: МГУКИ, 1999.

62.Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003.

63. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учеб.пос. М.: МГУКИ,

64. Новикова Г.Н., Чижиков В.М. Арт-менеджмент: Программа курса. М.-МГУКИ.

65.Общая психодиагностика: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1989.

66. Основы разработки педагогических технологий и инноваций/Под ред. В.А. Пятина. Астразхань: Астрахан. гос. пед. ун-т, 1998.

67.Прадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междун. на-учн.конф.(Краснодар, 18-19 сент., 2002). Краснодар, 2002.

6 8. Пед агогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

69. Пед агогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. коллед­жей/Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об-во России, 1998.

Ю.Пименов П.А. Основы рекламы: Учеб. пос. М.: Гардарики, 2006.

И.ПитюковВ.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

72. Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств: Юбилейный сборник. М.: МГУКИ, 2000.

Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.

заведений: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2002. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. 576 с.; Кн.2: Процесс воспитания.

74.Почепцов 77.77. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2005.

75.Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические проблемы: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Наука, 1994.

76. Психология личности в условиях социальных изменений/Ред. К.А. Абульханова-Славская, М.И. Воловикова. М.: РАН, Ин-т психологии, 1993.

77. Развитие, предвидение, планирование. Пермь, 1984.

1%.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. посо­бие. М.: Народное образование, 1998.

19.Сибирская М.П. Педагогические технологии профессиональной подго­товки. СПб., 1995.

80. Сибирская М.П. Теоретические основы проектирования педагогиче­ских технологий в процессе повышения квалификации специалистов профес­сионального образования: Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998.

81. Симонов В. 77. Диагностика степеней обученности учащихся. М.: МПУ> 1999.

82. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист, 1997.

83. Современные социокультурные процессы: Проблемы, тенденции, нова­ции: Материалы Всеросс. науч.конф. 11-12 апреля 2006 г. Казань, 2006.

84. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000.

85.Социальное прогнозирование и моделирование. М., 1995. 86.Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология («круглый стол») // Социологические исследования. № 11. 1992.

87.Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март 2001 года). М.: МГУКИ, 2001.

88.Специалист культуры и досуга нового тысячелетия: Материалы «круг­лого стола». М.: МГУКИ, 2000.

89. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синерге­тики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999.

90.Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебн. пос. СПб,

2005.

91.Суртаее В.Я. Социокультурное пространство молодежи: Методоло­гия, теория, практика. СПб, 2006.

92. Технологии социальной работы: Учеб. под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002.

93.Технология создания анимационных программ: Учеб. прогр. и метод, указания по курсу для студентов каф. КДД специализ. «Анимация и постановка зарубежных турист. программ»/Сост.Т.П. Ванченко. М.: МГУКИ, 2006.

94. Технология социальной работы: Учебник/Под ред. А.А. Чернецкой.

Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

95.Тренинг личностного роста (в условиях крупного мегаполиса): Про­грамма для студентов специализ. «Связи с общественностью». М.: МГУКИ,

2005.

96.Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение

в дискуссию)//Ученые записки. Вып.23. М.: МГУКИ, 2001. С.25-39.

97 .Тулъчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.

98. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менедж­мент: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.

99.ЩурковаН.Е. Педагогические технологии как учебная дисцишш-

наШедагогика. №2. 1993. С.66-70.

100. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара: Самарский гос. ун-т, 1995.

101. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объ­яснение, понимание социальной реальности: Учеб. пособие для вузов: РАН. М.:

Добросвет, 2000.

102. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб. пособие. М.:

МГУКИ, 2000.

103. Ярошенко Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методо­логия, теория: Монография. М.: МГУКИ, 2000.

104. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия/ТУченые записки. Вып.23. М.: МГУКИ, 2001. С.39-42.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.